Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении сборных лонжеронов крыльев самолетов.
Цель изобретения - повышение статической прочности верхнего пояса лонжерона.
На фиг.4 проиллюстрирована характеристика эксплуатационного нагружения крыла самолета; на фиг.2 - фрагмент типовой конструкции лонжерона и характер его эксплуатационного нагружения; на фиг.З- 11 - эпюры технологического процесса сборки лонжерона.
В полете на крыло действует распределенная аэродинамическая нагрузка дв, которая приводит к сжатию верхних панелей и растяжению нижних (фиг.1), причем лонже- роны крыла, располагаясь вдоль размаха крыла участвуют в восприятии изгиба растяжением нижних поясов 1 и сжатием верхних
2. стенка лонжерона 3 воспринимает сдвиг в своей плоскости, а стойки 4 усиливают стенку (фиг.2). Соединение отдельных частей лонжерона производится крепежными элементами 5, например, заклепками или болтами. Причем в зависимости от конструктивно-силовой схемы крыла доля изгиба на лонжерон Ми3 может составлять 50-90% от общего изгиба крыла.
Технологический процесс сборки лонжерона крыла разработанным способом состоит из следующих операций:
1) раздельное изготовление поясов 1,2, стенки 3, подкрепляющих стоек 4;
2) изготовленные части лонжерона выставляют в сборочном приспособлении, причем стенку лонжерона изгибают из ее плоскости в сторону от присоединяемых поясов 2 (фиг.З);
3) скрепление стенки 3 и верхнего пояса 2 крайними крепежными элементами 6, при00
о
00 VI О
чэ
жим стенки к поясу технологическим усилием Рт (фиг.5);
4) последовательная установка всех крепежных элементов крепления стенки с верхним поясом от центра стенки к ее краям (фиг.6). при этом в верхнем поясе лонжерона реализуются предварительные технологические напряжения растяжения оь вт;
5) прижим стенки 3 с нижним поясом 1 технологическим усилием Рт и крепление стенки с нижним поясом крепежными элементами от центра к краям (фиг.8-9);
6) установка на стенку подкрепляющих стоек 4 и их крепление со стенкой (фиг.11).
Полученные в результате сборки предварительные напряжения растяжения в верхнем поясе оь вт уменьшают суммарный уровень эксплуатационных напряжений ,
т.е. On м -On вэ - Оп вт. Снижение уровня напряжений сжатия в верхнем поясе позволит повысить его статическую прочность, а следовательно и статическую прочность лонжерона в целом, что и обеспечивает технический эффект разработанного способа по сравнению с прототипом.
Техническая эффективность разработанного способа будет наибольшей, если предварительные напряжения растяжения в поясе будут равны эксплуатационным, т.е.
0
5
0
5
0
ОЬ вт - оь рэ . Поскольку в собранном лонжероне в нижнем поясе предварительные напряжения не реализуются, то усталостная прочность нижнего пояса остается на уровне прототипа.
Разработанный способ позволит повысить статическую прочность лонжерона на 15-20%, что повысит его надежность, либо при заданном уровне надежности снизить его массу и принесет при эксплуатации изделия экономический эффект.
Формула изобретения Способ сборки лонжерона крыла самолета, заключающийся в соединении в сборочном приспособлении стенки с верхними, нижними поясами и с подкрепляющими стойками с помощью крепежных элементов, о. т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения статической прочности верхнего пояса лонжерона, осуществляют предварительное деформирование стенки изгибом в направлении от присоединяемой детали и перпендикулярно к поверхности сопряжения и соединение с верхним поясом крайни- . ми крепежными элементами, а установку внутренних крепежных элементов верхнего пояса со стенкой и нижнего пояса со стенкой осуществляют в направлении от центра к краям.
Ч
Ga5-Б
f
I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЕССОН КРЫЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2532255C1 |
Способ установки подкрепляющей накладки на панель | 2021 |
|
RU2767084C1 |
ОТСЕК КРЫЛА СВЕРХЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
SU1757194A1 |
СПОСОБ МОДУЛЬНОЙ СБОРКИ КЕССОНА КОНСОЛИ КРЫЛА САМОЛЕТА С ДЕТАЛЯМИ ИЗ УГЛЕРОДНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И МЕТАЛЛОВ И СБОРОЧНАЯ ЛИНИЯ С УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2021 |
|
RU2774870C1 |
КОНТУРНЫЙ СТЫК ЧАСТЕЙ ПИЛОНА | 1999 |
|
RU2180638C2 |
Крыло самолёта со съёмными нижними панелями, устройство для крепления нижних панелей и узел соединения подкоса с крылом | 2016 |
|
RU2647399C1 |
Способ получения соединения трех конструктивных элементов | 1990 |
|
SU1739083A1 |
СПОСОБ МОДУЛЬНОЙ СБОРКИ СТЫКОВОЙ НЕРВЮРЫ САМОЛЕТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА С ЦЕНТРОПЛАНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2020 |
|
RU2749432C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОНСОЛИ КРЫЛА САМОЛЕТА | 2007 |
|
RU2329183C1 |
КЕССОН КРЫЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2532254C2 |
Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении сборных лонжеронов крыльев самолета. Цель изобретения - повышение статической прочности верхнего пояса лонжерона. Способ сборки лонжерона крыла самолета заключается в,том, что перед соединением стенки с верхним .поясом ее деформируют изгибом в направлении от присоединяемой детали устанавливают в сборочное-приспособление на присоединяемую деталь (верхний пояс) на крайние крепежные элементы, а установку внутренних крепежных эл ементов верхнего пояса со стенкой и нижнего пояса со стенкой осуществляют в направлении от центра к краям. 11 ил.
Григорьев В.П | |||
и др | |||
Технологические процессы и оборудование для выполнения болтовых и заклепочных соединений в конструкциях самолетов | |||
Ташкент, ФАН, 1971, с | |||
Приспособление для получения кинематографических стерео снимков | 1919 |
|
SU67A1 |
Авторы
Даты
1993-04-15—Публикация
1990-12-25—Подача