Фиг.
Изобретение относится к турбостроению и предназначено для уплотнения зазора между вращающимися и неподвижными деталями, в частности, в диафрагменных и концевых уплотнениях турбомашин.
Целью изобретения является повышение экономичности и надежности за счет устранения и обеспечения прижатия уплот- нительного сегмента всей поверхностью к пазу со стороны низкого давления.
На фиг.1 изображено меридиональное сечение проточной части в области лабиринтового уплотнения; на фиг.2 - то же, поперечное сечение.
Лабиринтовое уплотнение содержит подпружиненные упругими элементами 1 уплотнительные сегменты 2, имеющие входную 3 и выходную 4 полки, расположенные своими хвостовиками 5 в пазах 6 статора 7 и снабженные уплотнительными гребнями 8, образующими с ротором 9 радиальный зазор 10.
Упругий элемент 1 выполнен в виде плоской пружины и установлен между сегментом и статором 7 в кольцевом пазу 6.
Хвостовики 5 сегмента 2 опираются своими выступами на выступы 11 паза.б. Величина угла дуги сегмента выбрана из соотношения
а к
W . где а- половина угла дуги сегмента, рад;
К - коэффициент, зависящий от диаметра ротора и осевых размеров сегмента (см. выше).
Таким образом, после сборки сегменты 2 прижимаются упругими элементами 1 в сторону ротора 9 и между уплотнительными гребнями 8 и ротором 9 устанавливается минимальный зазор 10.
Работает уплотнение следующим обра- зом:
ео время пусковых операций при возникновении расцентровки ротора 9 и статора .7, ротор 9 задевает уплотнительные гребни 8 и отбрасывает сегменты 2 в положение с большими радиальными зазорами. Оптимальный угловой размер сегмента 2, выбранный из соотношения а Ј К (см. выше), позволяет избежать перекоса, уменьшить силу трения при движении сегмента 2 в пазу 6 и устранить протечку через кольцевой паз 6.
Отсутствие протечки обеспечит повышение давления в кольцевом пазу 6 и гаран0
5
0
5
0
5
тирует посадку сегмента 2 под действием перепадов на заплечики 11 кольцевого паза 6 после задевания ротором.
Таким образом, устранение перекоса и протечки через кольцевой паз б повышает экономичность ступени и уменьшает эрозионный износ сегмента 2.
Формула изобретения Лабиринтовое уплотнение турбомаши- ны, содержащее установленные хвостовиками в кольцевом пазу статора и подпружиненные в радиальном направлении уплотнительные сегменты с шейкой, входной и выходной полками и уплотнительными гребнями, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности путем уменьшения заедания и перекоса сегментов, сегменты выполняют с углом дуги, величина которого on ределяется из соотношения
T|SK
;/-
2LRJ + (0,66 +-Q.5P+ 0.16P2)b2Ri 2LRz-RA
rt
(Ь - m2)R2 - m2R3 - -2LRz-KA где К- коэффициент, зависящий от диаметра уплотнения и осевых размеров сегмента;
а- половина угла дуги сегмента, рад.;
L- радиальная ширина кольцевого участка, подверженного воздействию осевого перепада;
m - ширина шейки хвостовика сегмента;
с- ширина вылета выходной полки сегмента;
Ь - ширина участка с вылетом входной полки;
RK- внутренний радиусуплотнительных гребней;
RI - внутренний радиус полок; R.- наружный радиус полок;
RA внутренний радиус статора; Рз- наружный радиус сегмента; Р - безразмерный коэффициент, определяемый из соотношения Р с/(с+Ь).
Rz средний радиус кольцевого участка уплотнения, подверженного действию осевого перепада, определяемый из соотношенияRz RK+L/2.
Фиг. I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лабиринтовое уплотнение для турбомашины | 1989 |
|
SU1643743A1 |
Надбандажное уплотнение турбомашины | 1987 |
|
SU1539331A1 |
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ТУРБОМАШИНЫ | 1991 |
|
RU2050493C1 |
ДИАФРАГМА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 1994 |
|
RU2068101C1 |
КОНЦЕВЫЕ И ДИАФРАГМЕННЫЕ УПЛОТНЕНИЯ ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ | 1972 |
|
SU340783A1 |
НАДБАНДАЖНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2001 |
|
RU2210673C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМПФИРУЮЩЕЙ СИЛЫ В СОТОВОМ УПЛОТНЕНИИ ДЛЯ РОТОРА ТУРБОМАШИН | 2004 |
|
RU2261994C1 |
ПАРОВАЯ ТУРБИНА | 1998 |
|
RU2131044C1 |
МНОГОГРЕБЕНЧАТЫЕ УПЛОТНЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2017 |
|
RU2682222C2 |
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2002 |
|
RU2237812C2 |
Использование: изобретение относится к турбостроению, может найти применение в диафрагменных и концевых уплотнениях паровых турбин и позволяет повысить надежность и экономичность уплотнений. Сущность изобретения: уплотнение содержит уплотнительные сегменты 2, размещенные в кольцевом пазу 6 статора 7 и подпружиненные упругими элементами 1. обеспечивающими перемещение сегментов 2 в радиальном направлении. Величина дуги сегмента 2 выбрана из соотношения a /tg cteK, где К - коэффициент, зависящий от диаметра и осевых размеров сегмента 2; а- половина угла дуги сегмента 2 рад. Коэффициент К определяют из соотношения, учи- тывающего геометрические параметры сегментного уплотнения. Оптимальные угловые размеры сегментов позволяют избежать перекосов и заеданий хвостовиков 5 сегментов 2 в статррных пазах 6, что обеспечивает повышение надежности и экономичности из-за минимальной протечки. 2 ил. ел С
ЙСЕСОЮЗНАЯ jПАТЕйТ110-таКтг11:нЦБИВЛИОТЕНА | 0 |
|
SU343100A1 |
Уплотнения лабиринтные-стационарных паровых и газовых турбин и компрессоров | |||
Проектирование и расчет, РТМ 108.020.33-86, Л., НПСГЦКТИ, 1988.С.7-11 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1990-05-15—Подача