ел
С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Углеродный фрикционный диск | 1991 |
|
SU1811568A3 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСТРУКЦИОННОГО ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО УГЛЕРОДНОГО МАТЕРИАЛА И КОНСТРУКЦИОННЫЙ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙ УГЛЕРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1992 |
|
RU2093494C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО НАПОЛНИТЕЛЯ ИЗ УГЛЕРОДНЫХ ВОЛОКОН | 1989 |
|
RU2065846C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 1992 |
|
RU2034813C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ УГЛЕРОД-КАРБИДОКРЕМНИЕВОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА И УГЛЕРОД-КАРБИДОКРЕМНИЕВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 1992 |
|
RU2084425C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОМОДУЛЬНОГО УГЛЕРОДНОГО ВОЛОКНА | 1991 |
|
RU2016147C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ИЗ КАРБИДА КРЕМНИЯ | 1992 |
|
RU2034814C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЩЕТОК | 1994 |
|
RU2088007C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕРОД-УГЛЕРОДНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ УГЛЕРОДНОГО ВОЛОКНИСТОГО НАПОЛНИТЕЛЯ И УГЛЕРОДНОЙ МАТРИЦЫ | 2014 |
|
RU2568495C1 |
Способ изготовления двумерно армированного углерод-карбидного композиционного материала на основе углеродного волокнистого наполнителя со смешанной углерод-карбидной матрицей | 2021 |
|
RU2780174C1 |
Использование: в тормозных системах в авиационной, автомобильной и других областях техники. Сущность изобретения: фрикционные накладки диска выполнены из дискретных углеродных волокон с модулем упругости не менее 250 ГПа и имеют толщину, большую толщины слоя дискретных волокон силового каркаса диска, а толщина упомянутого слоя каркаса составляет 10- 80% толщины слоя непрерывных углеродных нитей этого каркаса. При этом отношение толщины каждой фрикционной накладки к толщине слоя дискретных уме- родных волокон в силовом каркасе наводится в пределах 5-20. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, .к фрикционным дискам на основе углерода, применяющим- . ся в тормозных системах в авиационной, автомобильной и других областях техники.
Целью изобретения является увеличе- ® ние стабильности физико-механических и фрикционных характеристик фрикционного диска на основе углерода в условиях повышенных динамических нагрузок.
Указанная цель достигается тем, что фрикционный диск на основе углерода содержит силовой каркас из чередующихся слоев непрерывных углеродных нитей и дискретных углеродных волокон и фрикционные накладки из слоя дискретных углеродных волокон, расположенные по обе стороны от силового каркаса, причем фрикционные накладки и силовой каркас пропитаны и связаны друг с другом углеродным связующим; фрикционные накладки выполнены из дискретных углеродных волокон с модулем упругости не менее 250 ГПа и имеют толщину, большую толщины слоя дискретных волокон в силовом каркасе, а толщина слоя дискретных волокон в силовом каркасе составляет 10-80% толщины слоя непрерывных нитей,
Цель достигается также тем, что отношение толщины каждой фрикционной накладки к толщине слоя дискретных углеродных волокон в силовом каркасе находится в пределах 5-20.
Выполнение фрикционных накладок предлагаемого диска в виде одного утолщенного слоя дискретных волокон с модулем упругости не менее 250 ГПа исключает контактирование при трении разноименных
00
СЛ О О
со
слоев. При отсутствии во фрикционных накладках низкомодульных армирующих наполнителей обеспечиваются оптимальные условия для образования на их поверхности в процессе торможения тонких пленок, оказывающих определяющее влияние на износостойкость. Кроме того, высокомодульные волокна имеют наибольшую теплопроводность, что обеспечивает теплоотвод с поверхности диска, Данный эффект в наибольшей степени проявляется лишь в том случае, если в силовом каркасе также расположены аналогичные высокомодульные волокна, При этом соотношение толщин слоев дискретных и непрерывных волокон взаимосвязано с толщиной фрикционной накладки, а верхний предел содержания высокомодульных волокон в силовом каркасе ограничен необходимостью обеспечения прочности.
Экспериментально установлено, что при использовании в изготовлении фрикционного диска дискретных волокон с модулем упругости не менее 250 ГПа и отношении толщины слоя таких волокон во фрикционных накладках к толщине их слоя в силовом каркасе в пределах от 5 до 20, при условии, что толщина слоя дискретных волокон в силовом каркасе составляет 10-80% толщины слоя непрерывных волокон, достигается наиболее равномерное распределение тепла в объеме диска и снижение интенсивности окислительных процессов, приводящее к увеличению стабильности прочностных и фрикционных характеристик фрикционного диска на основе углерода в условиях повышенных динамических нагрузок, что.иллюстрируется приведенными ниже примерами.
Известные фрикционные диски не обладают вышеуказанными свойствами и не обеспечивают их эксплуатацию в данных условиях.
На фиг.1 показан фрикционный диск; на фиг.2 - сечение А-А на фиг. 1.
Фрикционный диск состоит из двух наружных фрикционных накладок 1 и внутрен- него силового каркаса 2. Наружные фрикционные накладки 1 состоят из слоя дискретных высокомодульных волокон 3. увеличенной толщины. Внутренний силовой
Поглощаемая кинетическая энергия,
Давление, кгс/см
Скорость начала торможения, м/сек
каркас 2 состоит из слоев меньшей толщины из дискретных углеродных волокон 3. заключенных между параллельно уложенными превосходящими их по толщине слоями
из непрерывных углеродных нитей 4.
Фрикционный диск на основе углерода может быть изготовлен следующим образом.
Пример 1. Для изготовления фрикционного диска используют непрерывные углеродные волокна в виде тканевых раскроев наружным диаметром 530 мм и внутренним диаметром 320 мм, дискретные углеродные волокна длиной от 0,5 до 3 мм и каменноугольный пек с температурой размягчения 70°С. Предварительно го говят смесь дискретных углеродных волокон и порош ка пека с размерами частиц не более 0,2 мм. Затем набирают пресспакет, размещая в нижней и
верхней его части слои увеличенной толщины смеси дискретных волокон с порошком пека, а в средней части поочередно укладывают тканевые раскрои, и слои смеси дискретных волокон с порошком пека. Из
пресспакета методом горячего прессования
при 150-200°С формуют заготовку, которую подвергают чередующимся циклам карбонизации при 800-1250°С и пропитки расплавом пека, а затем термообрабатывают
до температуры эксплуатации и пропитывают пиролитическим углеродом до получения необходимой плотности.
Диски изготавливали в соответствии с примером 1, но выполняли с применением
дискретных волокон с различным модулем и различных типов наполнителей на основе непрерывных углеродных нитей; изменяли отношение толщины фрикционных накладок к толщине слоя дискретных волокон в
силовом каркасе и толщину слоя дискретных волокон в силовом каркасе по отношению к толщине слоя непрерывных волокон. Изменение свойств фрикционных дисков в зависимости от указанных выше факторов в
сравнении с прототипом приведены в таблице.
Определение фрикционных характеристик образцов по режимам 1 и 2, приведен- ным в таблице, проводилось в следующих
режимах:
Режим 2 2.6 х 10 14 32
Фрикционный диск работает следующим образом.
При включении фрикционного устройства (не показано), в котором используется предлагаемый фрикционный диск, на его фрикционные накладки воздействуют сопрягаемыми с ним фрикционными элементами, например колодками, аналогичными дисками (не показаны) и они изнашиваются. Генерируемые в процессе возникшего фрикционного контакта на поверхности трения диска тепловые потоки воспринимаются его фрикционными накладками и за счет их выс окой теплопроводности, а также за счет наличия теплопроводных слоев дискретных волокон в силовом каркасе равномерно перераспределяются в объеме диска. В результате этого температурные градиенты выравниваются, интенсивность окислительных процессов падает, а стабильность физико-механических и фрикционных показателей диска увеличивается,;
Повышение стабильности физико-механических и фрикционных характеристик диска особенно важно при его эксплуатации в условиях повышенных динамических нагрузок и, как следует из таблицы, достигается лишь при соблюдении всех необходимых требований к величине модуля упругости используемых в его изготовлении дискретных углеродных волокон, толщине выполняемых из них фрикционных накладок по отношению к толщине слоя дискретных волокон в силовом каркасе, а.также к соотношению толщин слоев дискретных волокон и непрерывных нитей в силовом каркасе (примеры 1,2,4,5,9,10,12). В этом случае достигается эффект снижения потерь прочности в 1,5-2,1 раза, а износостойкости - в 1,3-1.8 раза по отношению к прототипу и полностью исключается возможность разрушения дисков.
Уменьшение модуля упругости используемых в изготовлении диска дискретных волокон (пример 2) вызывает большее снижение его износостойкости из-за отсутствия на его поверхности тонких, способствующих стабилизации износа пленок. Потеря прочности диска также возрастает из-за неравномерного распределения температур на поверхности и в объеме диска и обусловленной им интенсификации окислительных процессов и приводит к разрушению диска в условиях повышенных динамических нагрузок.
Снижение отношения толщины фрикционных накладок к толщине слоя дискретных волокон в силовом каркасе ниже 5 (пример 6) и толщины слоя дискретных волокон в
силовом каркасе ниже 10% толщины слоя непрерывных нитей (пример 8) приводит к возрастанию потери прочности дисков в 2,4 и 2,2 раза и снижению износостойкости в 1,7 и 2,2 раза соответственно, также обусловленным окислительным процессами,
При увеличении отношения толщины фрикционных накладок к толщине слоя дискретных волокон в силовом каркасе выше 25 (пример 7) и толщины слоя дискретных волокон в силовом каркасе выше 80% толщины слоя непрерывных нитей (пример 11) происходит разрушение дисков из-за их недостаточной прочности.
Таким образом, при выполнении фрик. ционных накладок фрикционного диска на основе углерода-из дискретных волокон с модулем упругости не менее 250 ГПа, отношении их толщины к толщине слоя дискретных волокон в силовом каркасе,
находящемся в пределах от 5 до 20 и толщине слоя дискретных волокон в силовом каркасе, составляющем от 10 до 80% толщины слоя непрерывных волокон, достигается повышение стабильности физико-механических и фрикционных характеристик в
1,5-2,1 и 1,3-1,8 раза соответственно по сравнению с прототипом в условиях повышенных динамических нагрузок. Формула изобретения
стороны от силового каркаса, причем фрикционные накладки и силовой каркас пропитаны и связаны друг с другом углеродным связующим, отличающийся тем, что фрикционные накладки выполнены из дискретных углеродных волокон с модулем упругости не менее 250 ГПа и имеют толщину, большую толщины слоя дискретных волокон в силовом каркасе, а толщина слоя дискрет-, ных волокон в силовом каркасе составляет
10-80% толщины слоя непрерывных волокон.
Фие.1
Я &$/,&
V / Пг i . Л
Л pyX .УХУ.SvX /.
V. X
/ V / / C v «. 7.. . A C S: У .
o t.:r
Патент США Kb 3552533, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПУЛЬПЫ ПРИ ГИДРОНАМЫВЕ | 1992 |
|
RU2111313C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Трехслойный фрикционный диск на основе углерода | 1983 |
|
SU1208367A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-08-01—Подача