Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины Советский патент 1993 года по МПК H02K15/06 

Описание патента на изобретение SU1815748A1

fe

Похожие патенты SU1815748A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2127016C1
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Горнинг А.И.
  • Коровкин В.А.
  • Савонькин Н.П.
RU2020692C1
БАНДАЖ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2006
  • Долгошеев Эдуард Антонович
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2321134C2
РОТОР РЕАКТИВНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283524C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2130681C1
Способ изготовления статора электрической машины 1989
  • Копылов Игорь Петрович
  • Суворов Николай Иванович
  • Олейников Александр Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
  • Яковлев Михаил Михайлович
SU1775803A1
Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин 1991
  • Самарчанц Виктория Федоровна
  • Пухкал Лариса Викторовна
SU1800559A1
БАНДАЖ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2020
  • Логинова Елена Юрьевна
  • Нефедов Роман Александрович
  • Гордеенков Александр Михайлович
RU2747567C1
Способ изготовления секций жесткой обмотки и их укладки в пазы магнитопровода и устройство для его осуществления 1983
  • Ефремов Николай Алексеевич
  • Бухтеев Павел Иванович
  • Осипов Николай Максимович
SU1115170A1
Изоляция обмоток электрических машин 1979
  • Бунер Владимир Борисович
  • Баронский Артем Вульфович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Озерной Николай Федорович
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Усенко Всеволод Васильевич
  • Шагалов Семен Беркович
  • Петрашко Алексей Иванович
SU864447A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 815 748 A1

Реферат патента 1993 года Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины

Использование: в электромашиностроении, а именно в технологии изготовления обмоток статора электрической машины. Сущность изобретения: установка, реализующая способ, содержит установленную в подшипниках своим осевым валом технологическую оправку, соединенную через муфту с ротором двигателя. Обмотанный статор устанавливаю на технологическую оправ- куй приводящее вращение через вал. Новым в способе является то, что усилия формования лобовых частей обмотки создают центробежные силы, действующие на лобовые части обмотки при вращении статора. Остаточная деформация лобовых частей фиксируется бандажировкой после остановки статора. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 815 748 A1

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к технологии изготовления обмоток статора электрической машины.

Целью изобретения является создание способа формования лобовых частей обмотки статора электрической машины, при котором изоляция лобовых частей не подвергается ударам и трению, не повреждается, вследствие чего обмотка получается более надежной и долговечной; другая цель изобретения - повышение производительности технологического процесса формования лобовых частей.

На фиг. 1 показана технологическая установка для осуществления способа и силы формования, действующие на лобовые части обмотки; на фиг. 2 - контуры лобовой части обмотки статора а разные моменты времени технологического процесса формования: до вращения статора, во время вращения статора и после остановки статора.

Для осуществления предлагаемого способа формования лобовых частей обмотки статора электрической машины используется установка 1 (фиг. 1), содержащая установленную в подшипниках 2 своим осевым валом 3 технологическую оправку 4, которая через муфту 5 соединена с ротором двигателя 6. Предлагаемый способ формования лобовых частей обмотки осуществляется следующим образом. На внешнюю поверхность оправки 4 одевают статор 7 с обмоткой, которая, после укладки и закрепления пазовыми клиньями 9, еще не пропитана. Пакет статора скреплен одним из известных способов, например скобами 10, или же запрессован в станине. Статор 7 фиксируют на оправке 4 каким-либо известным способом, например болтами 11, ввинченными в отверстия оправки до упора со статором (луч00

ел

VI

Јь

00

шая фиксация имеет место, если болты 11 располагаются в шлицах пазов статора и упираются в пазовые клинья 9). Затем включают двигатель 6 и статор 7 приводят во вращение с частотой, экспериментально подобранной для данной конструкции с конкретными значениями массы, вылета и жесткости лобовых частей. При вращении статора возникают радиально направленные центробежные силы 12 и 13, действующие на консольно закрепленные лобовые обмотки 8 и отодвигающие эти части от оси вращения. Если до вращения статора лобовые части 8 располагались по контуру 14 (фиг. 2), то при вращении они под воздействием центробежных сил раздвигаются и занимают положение, соответствующее контуру 15. Такое расположение лобовой части при вращении обусловлено тем, что сила 12, приложенная на большем плече 16 от места закрепления клином 9, создает больший изгибающий момент, чем сила 13, приложенная на меньшем плече 17; поэтому части обмотки на плече 16 отодвигаются больше, чем на плече 17, и поверхность лобовых частей принимает форму боковой поверхности усеченного конуса, образующая которой составляет угол 18 с направлением оси вращения статора.

Продолжительность вращения выдерживают 1-2 минуты, после чего двигатель отключают и статор останавливают. Снятие центробежных сил приводит к уменьшению угла между поверхностью лобовых частей и осевым направлением до значения 19, которое характеризует остаточную деформацию лобовой части 8. Лобовая часть при этом имеет окончательный контур 20, Для применения предлагаемого способа в серийном производстве подбором частоты вращения оправки 4 на эталонном образце выпускаемой электрической машины достигается заданная при проектировании величина угла 19; по этим данным далее на всех образцах машин серийного выпуска (с учетом допустимых технологических отклонений) описанной операцией формуются лобовые части. После формования лобовые части бандажируют, фиксируя тем самым полученный угол отгиба 19 и контур 20, и статор направляется на пропитку,

В варианте предложенного способа интенсивность воздействия центробежных сил повышают, закрепляя к секциям обмотки в лобовых частях вспомогательные грузики 21, например посредством привязки. В этом случае вращение статора для достижения требуемого угла 19 можно осуществить с меньшей частотой, что предохранит пазовую часть обмотки от излишних механических напряжений и возможных сдвигов в пазах статора. Применение вспомогательных грузиков целесообразно в обмотках с жесткими секциями, обладающими большим моментом сопротивления на изгиб (к таковым относятся, например, обмотки электрических машин с большим отношением высоты паза к его ширине). В этом случае оправдано повышение трудоемкости про0 цесса формования за счет привязки вспомо- гательных грузиков, т. к. наличие этих грузиков позволяет легко получить необходимые центробежные усилия для изгиба секций. По завершении формования вспо5

могательные грузики отвязываются и производится бандажирование лобовых частей, после чего статор направляется на пропитку.

В тех конструкциях, в которых предус0 мотрены ограничительные бандажные кольца, охватывающие лобовые части по внешней поверхности, угол 19 можно выбирать с таким расчетом, чтобы после вращения статора лобовые части уперлись в эти

5 бандажные кольца, фиксированные на пакете статора опорными кронштейнами. В этом случае, по завершении, посредством предлагаемого способа, отгиба лобовых частей, последние привязываются к бандажным

0 кольцам и тем самым более четко фик сиру- ются в нужном положении.

Предложенный способ формования лобовых частей имеет заметные преимущества перед известными. В известных способах

5 усилия формования передаются на лобовые части посредством .многократных ударных или отжимающих воздействий, сопровождающихся трением рабочего органа технологического устройства с изоляцией лобовых

0 частей, которые могут привести и в действительности часто приводят к повреждению изоляции лобовых частей и ухудшению качества обмотки, сокращению ее срока службы (особенно при длительных воздействиях пы5 ли и влаги в процессе эксплуатации). Наличие трения приводит также к быстрому износу поверхности рабочего органа технологического устройства формования, поэтому в известных устройствах, реализующих

0 известные формования, приходится периодически обновлять насадки рабочего органа, что повышает стоимость технологического оборудования. При ударных или отжимающих воздействиях обмотка

5 деформируется лишь в локальном месте приложения воздействия, поэтому, для достижения заданного угла 19 лобовой части известными способами при ручной намотке обмотчику приходится многократно осаживать все секции поочередно по обходу пазов, постепенно увеличивая значение этого угла до заданного. Таким образом, извест- HbiR способы механизированного формования связаны с ухудшением качества изоляции обмотки, а известные способы ручного формования лобовых частей, при упомянутом ухудшении качества изоляции, еще и достаточно продолжительные по времени, связаны с заметными трудовыми затратами, снижающими производительность обмоточных работ.

В отличие от этого формование лобовых частей статора предложенным способом обеспечивает лучшее качество обмотки за счет безударного (бесконтактного) воздей- ствия отгибающих усилий, которые в данном случае возникают одновременно во всех секциях от центробежных сил, при полном отсутствии трения и износа соприкасающихся частей. Одновременность воздействия отгибающих сил делает возможным отгиб лобовой части производить меньшей величиной силы, приложенной к каждой отдельной секции, а следовательно также приводит к существенно меньшему влиянию процесса формования на качество изоляции. Таким образом, при применении предложенного способа формования лобовых частей не имеют место повреждение изоляции и ухудшение качества обмотки. С другой стороны, предложенный способ позволяет заметно (ориентировочно в 1,5-2 раза) сократить время операций формования лобовых частей при ручной намотке и тем самым снизить трудоемкость обмоточных работ.

Формула изобретения

1. Способ формования лобовых частей обмотки статора электрической машины, согласно которому к лобовым частям уложенной в пазы обмотки статора до пропитки прикладывают усилия осаживания в радиальном направлении, придают лобовым частям обмотки форму боковой поверхности усеченного конуса и фиксируют это положение лобовых частей бандажированием, о т- личающийся тем. что, с целью повышения надежности и долговечности обмотки путем исключения повреждения изоляции в местах приложения усилий осаживания и повышения производительности, обмотанный статор устанавливают на технологическую оправку, имеющую осевой вал, и приводят во вращение через этот вал для создания усилий формования центробежными силами, действующими на лобовые части обмотки при вращении статора, а фиксируют их лобовые части после получения остаточной деформации.2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что, с целью получения больших центробежных сил формования, перед вращением статора к лобовым частям обмотки закрепляют грузики, которые после остановки статора снимают.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1815748A1

Авторское свидетельство СССР № 1568166, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 815 748 A1

Авторы

Оганян Роберт Вачеевич

Даты

1993-05-15Публикация

1991-06-14Подача