Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя и способ его изготовления Советский патент 1993 года по МПК H02K1/06 H02K15/02 

Описание патента на изобретение SU1817191A1

Изобретение относится к конструкции электрических машин и технологии их изготовления и может быть использовано в электротехнике и электротехнической промышленности.

Целью изобретения является повышение энергетических характеристик, прочности и технологичности.

На фиг. 1 показан общий вид массивного ферромагнитного ротора электродвигателя; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1.

Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя содержит вал 1, на котором установлен массивный магнитопровод 2,На(магнитопроводе смонтировано стокоп- роводящее покрытие, выполненное в виде

втулки 3, изготовленной из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, например, из стали марки 23Х16Н7М2. Эта сталь после старения имеет ферромагнитную структуру, а после закалки - немагнитную структуру. По окружности втулки 3 с определенным шагом расположены немагнитные слои 4 и ферромагнитные слои 5. Размеры немагнитных и ферромагнитных слоев Ьн и Ьм и толщина втулки he выбираются таким образом, чтобы обеспечить высокие характеристики асинхронного электродвигателя. В ферромагнитных слоях 5 можно обеспечить индукцию порядка 1,5 Тл. Втулка 3 может крепиться к магнитопро- воду 2 различным образом, например, по

00

VJ

О

посадке с гарантированным натягом. Маг- нитопровод 2 устанавливается на посадочную поверхность вала и фиксируется шпонкой 6 и разжимным кольцом 7. Использование в качестве токопроводящего покрытия втулки 3 позволяет по сравнению с прототипом повысить характеристики электродвигателя. За счет хорошего заполнения объема втулки немагнитными и ферромагнитными слоями без пропусков и пустот снижаются потоки рассеяния и возрастает коэффициент мощности, а за счет уменьшения скольжения повышается КПД. Кроме того, значительно возрастает прочность токопроводящего покрытия, так как втулка выполнена из однородного сплошного материала, что позволяет использовать ротор в высокоскоростных асинхронных электродвигателях. Простая конструкция втулки позволяет значительно упростить технологию изготовления ротора по сравнению с прототипом.

Способ изготовления массивного ферромагнитного ротора электродвигателя осуществляется следующим образом,

Производят изготовление элементов ротора: вала 1, магнитопровода 2, втулки 3. Формируют немагнитные и ферромагнитные слои 4 и 5 на втулке 3.

Формирование производят следующим образом,

Втулку 3 подвергают старению до обра- зования однородной ферромагнитной структуры, При значительном объеме производства можно подвергать термообработке - старению сразу партию втулок. Затем на каждой втулке формируют немагнитные.с лои путем закалки материала втулки в местах этих слоев. Нагревание слоев производят индуктором токами высокой частоты. Во избежание прогрева соседних слоев металла время нагрева должно составлять 0,5-2,5 с. Для обеспечения времени нагрева менее 0,5 с требуются большие плотности тока, при которых возможно расплавление индуктора. При времени нагрева более 2,5 с наблюдается значительный прогрев соседних с нагреваемым слоем участков втулки, вследствие чего граница немагнитного и ферромагнитного слоев размазывается, т.е. теряет требуемые размеры. В момент достижения заданной температуры нагрева на втулку подают интенсивный поток хладоагента, например, воду до полного остывания втулки. Нагрев мест под закалку можно производить сразу или последовательно нагревая каждый участок, подлежащий закалке.

После этого производят сборку деталей ротора.

Пример. Изготовили ротор с наружным диаметром втулки 100 мм. Внутренний диаметр втулки составляет 92 мм, длина втулки 140 мм. Размеры Ьм 17,5; Ьн 5мм.

Втулку получали механической обработкой из стали 23Х16Н7М2. Массивный магнито- провод был изготовлен из стали 10. После механической обработки втулку подвергали старению для чего нагревали в муфельной

0 печи до температуры 800°С, выдерживали при этой температуре 15 ч и затем охлаждали на воздухе. Затем в месте закалки на втулку надевали медный индуктор, охватывающий место закалки. Индуктор имел гео5 метрию соответствующую геометрии нагреваемого слоя. Индуктор запитывали от высокочастотного генератора (66 кГц) мощностью 100 кВт. Время нагрева слоя составляло 2,0 с. Температура нагрева 1150°С

0 (белое свечение). Через 2,0 с после подачи напряжения открывали магнитный клапан и из шланга на втулку подали воду температурой 20°С под давлением 4 кгс/см2.

Аналогично производилась закалка по5 следующих слоев. Затем производилась сборка ротора, Исследования опытных образцов показали, что при приведенном в примере режиме старения и закалки зона перемешивания металла на границе между

0 слоями не превышает 0,5-0,7 мм, что вполне допустимо.

Формула изобретения

1. Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя, состоящий из установ5 ленного на валу магнитопровода и размещенного на его внешней поверхности токопроводящего покрытия, состоящего из немагнитного и ферромагнитного слоев, о т- личающийся тем, что, с целью повыше0 ния энергетических характеристик, прочности и технологичности, токопроводящее покрытие выполнено в виде втулки из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, укрепленной на магнитопроводе, с че5 радующимися по окружности втулки немагнитными и ферромагнитными слоями по ее длине и толщине.

2. Способ изготовления массивного ферромагнитного ротора электродвигателя,

0

включающий изготовление элементов ротора, формирование немагнитных и ферромагнитных слоев токопроводящего покрытия и установку его на магнитопро- вод, отличающийся тем, что 5 формирование немагнитных и ферромагнитных слоев производят на токопроводя- щей втулке путем ее термообработки, подвергая втулку сначала старению до получения однородной ферромагнитной структуры, после чего производят формирование

немагнитных слоев путем закалки материала втулки в местах этих слоев, при этом нагрев при закалке ведут токами высокой

частоты в течение 0,5-2,5 с, а охлаждающий хладоэгент подают на втулку в момент достижения заданной температуры нагрева.

Похожие патенты SU1817191A1

название год авторы номер документа
Способ контурного нагрева деталей 1982
  • Янович Иван Петрович
SU1077930A1
Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя 1981
  • Бянюшис Ляонас Ляонович
  • Ковас Антанас Ионович
  • Маргайтис Витас-Брониславас Винцович
  • Чесонис Витаутас Ионович
SU957356A1
Индукционный нагреватель 1990
  • Хусид Осип Семенович
  • Карнаух Анатолий Иванович
  • Хотинец Ольга Осиповна
  • Великохатский Андрей Андреевич
SU1747510A1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437203C1
ОДНОФАЗНЫЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2393615C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2014
  • Мусин Ильшат Гайсеевич
  • Мусин Азат Ильшатович
  • Шарапов Нурислям Нуруллович
RU2575920C2
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2382475C1
ИНДУКТОР ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ ЗАКАЛКИ ИЗДЕЛИЙ СЛОЖНОЙ КОНФИГУРАЦИИ 1991
  • Кулев Г.К.
  • Ширяев Л.В.
RU2034045C1
Конвейерный поезд 1985
  • Винокуров Владимир Алексеевич
  • Власов Владимир Александрович
  • Городецкий Михаил Николаевич
  • Козаченко Евгений Владимирович
  • Минаев Борис Николаевич
SU1303734A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 817 191 A1

Реферат патента 1993 года Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя и способ его изготовления

Использование: в области электромашиностроения и относится к конструкции электрических машин и технологии их изготовления. Сущность изобретения: токопро- водящее покрытие ротора выполнено в виде втулки из стали с изменяемыми магнитными характеристиками, укрепленной на магни- топроводе, с чередующимися по окружности втулки немагнитными и ферромагнитными слоями по ее длине и толщине. При изготовлении ротора формирование немагнитных и ферромагнитных слоев производят на токопроводящей втулке путем ее термообработки: старения всей втулки и закалки в местах немагнитных слоев. Нагрев при закалке ведут токами высокой частоты в течение 0,5-2,5 сив момент достижения заданной температуры нагрева подают на втулку хладагент. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. ел с

Формула изобретения SU 1 817 191 A1

г1

ФигЛ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1817191A1

Куцевалов В.М
Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами
М.-Л.: Энергия, 1966, с.12, рис.В-1
Массивный ферромагнитный ротор электродвигателя 1979
  • Бенюшис Леонас Леоно
  • Маргайтис Витас-Брониславас Винцович
  • Ругенюс Гинтаутас Казевич
  • Чесонис Витаутас Ионо
SU879706A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ изготовления зубчатого массивного ротора электрической машины 1982
  • Лищенко Анатолий Иванович
  • Дружинин Олег Борисович
  • Рудюк Сергей Иванович
  • Лесник Владимир Акимович
SU1050053A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 817 191 A1

Авторы

Олейников Александр Михайлович

Лесник Владимир Акимович

Лищенко Анатолий Иванович

Яковлев Михаил Михайлович

Юргенсон Тамара Сергеевна

Воскобойников Вячеслав Васильевич

Даты

1993-05-23Публикация

1991-05-30Подача