Изобретение относится к механизированной сборке ответственных резьбовых соединений и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.
Цель изобретения - повышение точности и упрощение контроля затяжки.
На фиг.1 изображено устройство для осуществления способа сборки резьбовых соединений; на фиг.2 - разрез А-А на фиг,1.
Способ сборки осуществляют следующим образом,/
Определяют (экспериментально или расчетным путем) зависимость момента в резьбовом соединении от угла поворота гайки для данного резьбового соединения или одного из серии одинаковых резьбовых соединений. Эта зависимость характеризуется условной крутильной жесткостью резьбового соединения К на стадии упругих деформаций болта и жесткости Ка при текучести болта. Кроме того, корпусу гайковерта задают крутильную жесткость Ki, соизмеримую или меньшую жесткости резьбового соединения, а также определяют угловую скорость двигателя гайковёрта 0% и редукцию гайковерта J.
Далее производят навинчивание и предварительную затяжку крепежа с угловой скоростью шпинделя, определяемой ре-, дукцией гайковерта.
При достижении момента затяжки, соответствующего 60% от номинальной величины, начинается дифференциальный режим работы гайковерта. В этом случае
00
го
«
w (л.
каждому приращению угла поворота двигателя будет .эквивалентна сумма угловых при- ращений поворотов шпинделя в направлении затяжки и корпуса гайковерта в реактивном направлении.
На стадии упругих деформаций болта угловая скорость корпуса гайковерта со имеет постоянное значение и Определяется по выражению .
, .
) - : ..В условиях пластических деформаций болта (состояние текучести) жесткость резьбового соединения, снижается и становится переменной величиной Kj. Поэтому, начиная с этого момента, корпус гайковерта будет поворачиваться с замедлением (отрицатель- ным изменением угловой .скорости), исходя из которого начинают формировать сигнал на окончание затяжки с последующим измерением его угла поворота фк. В период формирования Сигнала угловая скорость корпуса гайковерта полностью зависит от неявно выраженной переменной; Й2 и времени - бы- стродейст вия с и г нал из это р а : м е х а н и 3 м а отключения Поэтому формирование сигМа- ;л.а на окрнчани е затяжки заканчивают при текущем Значении угловой скорости корпуса гайковерта, определяемой по зависимости : .. . :.. . ..-: . : . .. v;
ft|-KiK% 12-№(К1+К2)зФ
Таким образом, контролируя физически
-реальн.ыё величины ож и рк в течение времени 1ф, производится косвенный контроль осевой силу затяжки простым и надежным методом при достижении в материале болта состояния тёХучёсти. ; . .
(. Устройствр для рсуществления данного способа содержит поворотный корпус 1, размещённыев нём Двигатель 2,планетарный редуктор 3; 1рпиндель 4 с рабочей голо.вкрй 5 и .М еха низй отключения -в виде гйдррцилййдра 6, зубчатого штока 7, под пр уЩн; е н;но г6/ Н ужй 1чфТ8Гвза имодёйству -юЩего с наружйбй зубчатой поверхностью 9 повЬротнрго корпуса 1 с возможностью осевого перемещения. Корпус гидроцилин- др 6;И мёет соосныё и радиальные каналы 10, образующие:с пОлрстями f 1 и 12 гидро. цилиндра; 6 гидромагйбтраль, заполненную рабочей ;кидкрстью. Изменение скорости движения жидкости фиксируется сигнализатором 13,
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении пружина 8 механизма отключения создает нагрузку, соответствующую 60% заданного усилия затяжки. Устройство устанавливают на затягиваемое резьбовое соединение 14 и включают двигатель 2, вращение от которого через планетарный редуктор 3 передается
Шпинделю 4 с рабочей головкой 5, Происходит навинчивание крепежа с высокой угловой скоррстью шпинделя 4. При достижении уеиЛия Затяжки, соответствующего 60% номинального значения, начинается дифференциальный режим работы устройства. Поворртный корпус 1 гайковерта под действием рёакти1анрго момента, поворачиваясь, увлекает за собой своей наружной зубчатой частью 9 зубчатый шток 7 гидроцилиндра 6..
Шток 7, перемещаясь в осевом направлении, сжимает пружину 8, приводит в движение жидкость по сбрсным и радиальным каналам 10, которая за счет Скоростного напора воздействует на мембрану еигнализатора 13, которая, прогибаясь, замыкает контакты сигнализатора 13, Сила скоро- ::стного напора эквивалентна градиенту угла поворота корпуса 1 гайковерта по времени - угловбй скорости, которая на
стадии упругих деформаций болта имеет линейный характер и определяется по зависимости
35
Wg K
ft ГГГ ЧТ11- 1г- -т---1 -j, --Цю i(K + Кг)
где (Од -угловая скорость двигателя гайко- - верта;..; ;: ; . . . ; .. : I-редукция гайковерта; К- жесткость резьбового соединения; Ki - крутильная жесткость корпуса гай- .ковёрта. - . : :; .- ;::..-.; ; /- .
При достижёнйи-в материале болта состояния текучести жесткость резьбового со- едийёнйя умёньщается, а корпус 1 гайковерта начинает ёращаТвся с отрица- тельным измёнен йем угловбй скорости так аксте11ён йар станйй нагрузки на шпинде- леуменьшаётсй, В этоi вйём я за счет умень- 1 шёния сил;ы ckopocTHorb йапора жидкости йачинает формироваться сигнал на прекра щение затяжки при медленном уменьшении прогиба мембраны сигнализатора 13. Фо|эмирование сигнала на окончание за- тяжки закаичйеакэт при скбростном напо- рё жидкости; эквивалентном угловой скорости корпуса 1 гайковерта, текущее значение которой определяется по зависимости
Q)g-K
i(K + KI)
4-KiK iaf(Ki+fc
где К2 - принятое значение жесткости резьбового соединения при текучести болта;
рк - угол поворота корпуса гайковерта в реактивном направлении;
Ц - время формирования сигнала на прекращение затяжки.
Параметры рк и гф определяют быстродействие сигнализатора 13, проконтролировать которое целесообразно экспериментальным путем.
Таким образом, задаваясь жесткостью резьбового соединения Ка, рассчитывают величину сок , а также силу скоростного напора жидкости, при котором мембрана йиг- нализатора 13 занимает не прогнутое положение, разрывая контакты сигнализатора 13, тем самым обесточивая цепь питания двигателя 2, после чего шпиндель 4 отводится в верхнее положение, пружина 8 возвращает шток 7 и поворотный корпус 1 гайковерта в исходное положение. На этом цикл затяжки резьбового соединения 14 заканчивается..
Изобретение позволяет повысить точность затяжки резьбовых соединений путём использования дифференциального режима работы гайковерта с искусственной растяжкой процесса затяжки во времени и контроля отрицательного изменения угло вой скорости корпуса гайковерта, зависящей от выбранного состояния текучести болта.
Формула изобретения 1. Способ сборки резьбовых соединений, включающий затяжку посредством гайковерта, контроль затяжки с определением угловой скорости и углового положения одного из звеньев кинематической цепи гайковерта и формирование сигнала на
0
окончание затяжки с использованием состояния текучести болта, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения контроля затяжки, последний осуществляют при крутильной жёсткости корпуса гайковерта, соизмеримой или меньшей жесткости резьбового соединения, а формирование сигнала на окончание затяжки начинают при отрицательном изменении угловой скорости корпуса гайковерта с последующим измерением его угла поворота и заканчивают при текущем значении угловой скорости cwk корпуса гайковерта, определяемой по зависимости:
- «УКa -KiKJ V 12(К1+к2)зФ
где (Од- угловая скорость двигателя гайковёрта;
I - редукция гайковерта; К - жесткость резьбового соединения; «1 - крутильная жесткость корпуса гай- коверта;
- время формирования сигнала на прекращение затяжки;
# к-угол поворота корпуса гайковёрта в реактивном направлении; Kz - жесткость резьбового соединения при текучести болта.
2. Устройство для сборки резьбовых соединений, содержащее поворотный корпус гайковерта, размещенные в нем двигатель, планетарный редуктор, шпиндель с рабочей головкой и механизм отключения, отличающееся тем, что, с целью повы.шения точности, механизм отключения выполнен в виде еигналйзатбра и гйДроцйлиНДра, корпус последнего имеет бсёвыё и радиальные каналы для сообщения полостей гидроцилиндра с сигнализатором, шток гидроцилиндра подпружинен по Оси и на нём нарезана рейка, а на корпусе гайковерта выполнен зубчатый венец для зацепления с рейкой.
#/ $
4&
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СБОРКИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ | 1993 |
|
RU2103156C1 |
ГАЙКОВЕРТ | 2000 |
|
RU2184026C2 |
Способ затяжки резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1757854A1 |
Гайковерт ударно-импульсного действия | 1982 |
|
SU1143586A1 |
Стенд для испытания гайковертов ударного действия | 1980 |
|
SU867632A1 |
ГАЙКОВЕРТ | 2011 |
|
RU2473417C1 |
Стенд для испытания гайковертов ударного действия | 1972 |
|
SU442391A1 |
Гайковерт | 1979 |
|
SU954201A1 |
Гайковерт ударного действия | 1978 |
|
SU721320A1 |
Многошпиндельный гайковерт | 1980 |
|
SU960003A1 |
Изобретение относится к механизированной сборке ответственных резьбовых соединений и может быть использовано в различных отраслях машиностроения. Цель изобретения - повышение точности и упрощение контроля затяжки. Для этого крутильную жесткость упругого элемента корпуса гайковерта принимают соизмеримой с жесткостью резьбового соединения, а контроль затяжки производят по отрицательному изменению (уменьшению) угловой реактивной скорости вращения корпуса гайковерта с одновременным измерением его угла поворота при достижении в материале болта напряжений предела текучести. Значение угЛовой реактивной скорости корпуса гайковерта при этом определяют по математической зависимости, где скорость корпуба гайковерта рассмотрена в зависимости от всех основных, влияющих на нее величин. 2 с.п. ф-лы. 2 ил.
1$ыш
1
r-r- ™, ., 7;;Тг Т$71,Л У / ////////////////////Л
11
в
/
(fJu&
(fJu&Z
Гельфанд МЛ | |||
и др | |||
Сборка резьбовых соединений | |||
М.: Машиностроение, 1978, с | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторское свидетельство СССР, № 1306701,кя | |||
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Устройство для сборки резьбовых соединений | 1977 |
|
SU727415A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Авторы
Даты
1993-06-15—Публикация
1991-05-21—Подача