Существует ряд систем автоматического управления тяговым приводом троллейбусов и трамвайных вагонов как с индивидуальными контакторами, так и с групповыми контроллерами.
Групповые системы неудобны тем, что для повторного включения тяговых двигателей госле их выключения требуется значительное время вследствие необходимости предварительного возврата вала группового контроллера в нулевое положение.
Системы с индивидуальными контакторами и пружинным приводом контроллера имеют более широкое применение.
Все известные системы этого типа обеспечивают автоматический пуск в сравнительно узком диапазоне изменения пассажирской нагрузки подвижного состава и лишь при легком профиле пути; при тяжелом профиле прибегают к неавтоматическому пуску.
В предложенном устройстве, с целью повышения плавности пуска, применен вспомогательный электродвигатель ностоянного тока, связанный с валом контроллера через червячную передачу и управляемый через реле времени и реле ускорения.
чу связан с валиком микродвигателя 3 постоянного тока.
Один конец пружины 4 соединен с валом 5, на который жестко насажен зубчатый сектор 6, сцепленный с шестерней на кулачковом валу контроллера. Второй конец пружииы скреплен с рычагом 7, связанным с педалью водителя и могущим поворачиваться на валу 5. Унор 8 жестко укреплен на рычаге.
Под действнем возвратной пружины 9 при отпущенной ходовой педали рычаг возвращается в нулевое положение и своим упором, воздействуя на сектор 6, возвращает в нулевое положение кулачковый вал контроллера.
В процессе возврата кулачкового вала в нулевое положение микродвигатель и редуктор остаются неподвижными вследствие действия муфты 2. Это обеспечивает быстрое возвращение контроллера на нуль и исключает удары
в передаче от микродвигателя при быстрой остановке вала контроллера. Якорь микродвигателя 3 подключен к средней точке потенциометра 10. Вторая щетка якоря постоянно нодключена через сопротивление 11 к плюсу источника тока.
Через нормально открытый контакт реле ускорения (РУ) вторая щетка может также подключаться к минусу источника тока. Реле ускорения кроме сериесной катушки, вклютелей, имеет также подъемную катушку, включаемую на промежутках между позициямп контроллера через его контакт КВ.
В цепь подъемной катушки включен нормально открытый контакт реле времени (РВ), отпадаюш,ий с выдержкой времени при возбуждении его катушки.
Работа автоматического контроллера.
При нажатии ходовой педали заводится пружина 4, натягивается возвратная пружина 9 и отводится упор 8. Одновременно через сопротивление 11 якорь микродвигателя подключается к плечу потенциометра. Под действием возникающего электромагнитного момента и момента пружины 4 двигатель быстро ускоряется. Когда его противо-э.д.с, станет больше напряжения на плече АБ потенциометра 10, двигатель перейдет в режим рекуперативного торможения, и скорость кулачкового в-ала контроллера установится. На промежутке между позициями контроллера замкнется контакт KB и возбудится подъемная катушка РУ и катушка РВ1. Якорь двигателя при этом замкнется накоротко на плечо БВ потенциометра 10, и двигатель быстро остановится, поскольку в его цепи возникнет тормозной ток, создаваемый суммой его э.д.с. и напряжения на плече БВ потенциометра.
Через некоторое время разомкнется контакт реле времени РВ и обесточится подъемная катушка РУ. Когда вследствие разгона троллейбуса ток в силовой катушке РУ спадет, разомкнется контакт РУ, и контроллер перейдет на следующую позицию.
Предмет изобр.етения
Устройство для управления тяговым приводом городского электрического транспорта,
например троллейбуса с тяговыми двигателями постоянного тока и индивидуальными контакторами, содержащее контроллер управления, вал которого вращается под действием пружины, заводимой при воздействии на нусковой орган, реле ускорения и реле времени, отличающееся тем, что, с целью повышения плавности пуска, применен вспомогательный электродвигатель постоянпого тока, связанный с валом контроллера через червячную передачу и управляемый через реле времени и реле ускорения.
РВ
KB
Pus.i
-Р
Фи. 2
Даты
1966-01-01—Публикация