Таксометр Советский патент 1993 года по МПК G01B13/10 

Описание патента на изобретение SU1831650A3

Изобретение относится к устройствам для контроля оплаты за проезд, а именно, к электронным таксометрам, и используется для автоматического отсчета суммы, причитающейся за пользование транспортным средством.

Целью изобретения является упрощение устройства и повышение его надежности.

Применение в таксометре формирователей отрезков расстояния и интервалов времени, выбранных из учета применяемых тарифов расстояния и времени, а также обратных связей между ними, позволяет исключить необходимость контроля скорости транспортного средства и переключения вида оплаты, что упрощает устройство и новы-, шает его надежность.

На фиг. 1 представлена функциональная схема таксометра: на фиг. 2 и фиг. 3 представлены временные диаграммы работы таксометра в режимах 1 и 2 соответственно:

а -- сигнал на выходе датчика расстояния;

б - сигнал на выходе блока управления;

в - сигнал на выходе формирователя интервалов времени, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу времени;

г - сигнал на выходе формирователя отрезков расстояния, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу расстояния;

д - сигнал на выходе элемента ИЛИ.

На фиг. 4, фиг. 5, фиг. 6 представлены функциональные схемы блока управления. формирователя отрезков расстояния, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу расстояния и формирователя интервалов времени, соот ветствующих приращению стоимости поль

00

ы

CN СП О

СО

зовэния по тарифу времени, соответственно.

Таксометр содержит датчик расстояния 1, блок управления 2, формирователь 3 отрезков расстояния, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу расстояния, формирователь 4 интервалов времени, соответствующих приращению стоимости пользования по тарифу времени, элемент ИЛИ 5 и исполнительный блок 6.

Датчик расстояния предназначен для формирования электрических сигналов, количество которых зависит от расстояния, пройденного транспортным средством, и может быть выполнен в виде светодиода, фотодиода и диска с отверстиями, связанного приводом с трансмиссией транспортного средства.

Блок управления 2 предназначен для синхронизации блоков таксометра и может быть выполнен в виде RS-триггера, связанного входами с органами управления и блоком питания таксометра (фиг. 4).

Формирователь 3 предназначен для формирования электрических импульсов, появляющихся на его выходе через интервал времени, за который транспортное средство проходит отрезок расстояния, подлежащий оплате приращением стоимости пользования по тарифу расстояния. Длина этого отрезка зависит от значения тарифа расстояния и значения приращения стоимости пользования по тарифу расстояния (дискретности изменения индикатора стоимости проезда таксометра) и равна:

-4Ј.

где I - длина отрезка расстояния;

ЛД| - приращение стоимости пользования транспортным средством по тарифу расстояния, выраженное в денежных единицах;

Дь - тариф расстояния, выраженный в денежных единицах за единицу расстояния. Длительность временного интервала между импульсами на выходе формирователя 3 зависит от скорости движения транспортного средства и равна:

-

Ч- у

где гфз -длительность временного интервала между импульсами на выходе формирователя 3;

I - длина отрезка;

V - значение скорости транспортного средства в единицах расстояния за единицу времени.

Длительность временного интервала между импульсами на выходе формирователя 3, выраженная через тариф расстояния равна:

10

Формирователь 3 может быть выполнен в виде счетчика-делителя, коэффициент деления которого выбирается из учета значений тарифа расстояния, значения приращения стоимости пользования по тарифу расстояния и количества импульсов на выходе датчика расстояния 1 при прохождении транспортным средством расстояния,

подлежащего оплате по тарифу расстояния (фиг. 5). Коэффициент деления счетчика-делителя равен:

25

КдЗ

DL L Д1Л Кз

где Кдз - коэффициент деления счетчика;

ГХ тариф расстояния;

L - расстояние, подлежащее оплате по тарифу расстояния;

Д DL - приращение стоимости пользования по тарифу расстояния;

Кз - количество импульсов на выходе датчика расстояния 1 при прохождении транспортным средством расстояния, подлежащего оплате по тарифу расстояния; Кз определяется конструкцией применяемого датчика расстояния 1.

Формирователь 4 предназначен для формирования электрических импульсов, длительность времени между которыми равна интервалу времени, подлежащему оплате приращением скорости пользования по тарифу времени. Длительность этого интервала зависит от значения тарифа времени и значения приращения стоимости пользования по тарифу времени (дискретности изменения индикатора стоимости проезда таксометра) и равна:

Гф4

ДРТ

От

где гф4 - длительность временного интервала между импульсами на выходе формирователя 4;

Д Дт - приращение стоимости пользования транспортным средством по тарифу

времени, выраженное в денежных единицах;

Дт - тариф времени, выраженный в денежных единицах за единицу времени.

Формирователь 4 может быть выполнен в виде генератора импульсов и счетчика-делителя (фиг. 6), коэффициент деления которого выбирается из учета значения тарифа времени, значения приращения стоимости пользования по тарифу времени и количество импульсов, вырабатываемых генератором за время, подлежащее оплате по тарифу времени. Коэффициент деления счетчика-делителя равен:

Кд4

Рт Т Д DT К4

где КД4 коэффициент деления счетчика;

А Дт - тариф времени;

Т - время, подлежащее оплате по тарифу времени;

Л Дт - приращение стоимости пользования по тарифу времени;

количество импульсов, вырабатываемых генератором импульсов за время, подлежащее оплате по тарифу времени.

Количество импульсов, вырабатываемых генератором, выбирается из условия равенства Кдз КД4 и АД1 А Дт и равно;

К4 Кз

От

DL-L

импульсами, появляющимися ня выходе формирователя 3:

Гф4 Гфз

Второй режим - работа по тарифу расстояния, при котором транспортное средство движется с большой скоростью. При этом длительность временного интервала между

0 импульсами, появляющимися на выходе формирователя 3, меньше длительности временного интервала между импульсами, появляющимися на выходе формирователя 4:

5

ТфЗ ТфА

Третий режим - транспортное средство движется с такой скоростью, при которой 0 оба формирователя работают синхронно и интервалы времени между импульсами, появляющимися на выходах обоих формирователей равны между собой:

25

ГФЗ ф4

Из этого условия можно определить значение скорости движения транспортного средства, при котором происходит переход в работе таксометра с первого режима на второй режим и наоборот, т.е. с работы по тарифу времени на работу по тарифу расстояния и наоборот.

Похожие патенты SU1831650A3

название год авторы номер документа
Таксометр 1979
  • Владимир Русланов Чилов
  • Йошко Станков Петков
SU963022A1
Таксометр 1982
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Проскуряков Александр Викторович
SU1051554A1
Токсометр 1985
  • Проскуряков Александр Викторович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Петров Николай Стефанович
  • Жуков Михаил Николаевич
SU1247909A2
Устройство оплаты стоимости проезда пассажиров в транспортном средстве 1988
  • Кущенко Виктор Анатольевич
  • Азарных Алексей Иванович
  • Лейкин Михаил Анатольевич
  • Рязанцев Сергей Сергеевич
SU1509962A1
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТАКСИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ 2005
  • Музыря Никита Игоревич
  • Минаков Андрей Леонидович
  • Амасьян Андроник Петрович
  • Кондратьев Дмитрий Александрович
  • Халяпин Максим Юрьевич
  • Казачек Василий Дмитриевич
RU2297042C1
УЧЕТ ОПЛАТЫ В ТЕЛЕФОНАХ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТОЙ ВЫЗОВОВ В БЕСПРОВОДНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СИСТЕМЕ 1997
  • Роббинс Барри Р.
  • Карми Гади
RU2178956C2
Устройство для регулирования скорости электропривода 1988
  • Белов Анатолий Сергеевич
  • Бестугин Аркадий Васильевич
SU1539725A1
ПАРКОВОЧНАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ QR-КОДА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПАРКОВОЧНОЙ СИСТЕМОЙ 2021
  • Данилов Георгий Игоревич
RU2763605C1
РАДИОСИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ АБОНЕНТСКИЙ РАДИОИНТЕРФЕЙС И АБОНЕНТСКИЙ ПУНКТ 1996
  • Хеймо Лядемяки
  • Тимо Кононен
  • Юсси Сарпола
  • Олли Лиинамаа
RU2155459C2
Система для измерения скорости транспортного средства 1991
  • Добронравов Олег Евгеньевич
  • Никифоров Геннадий Сергеевич
  • Хватов Андрей Николаевич
  • Цветков Юрий Васильевич
SU1797712A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 831 650 A3

Реферат патента 1993 года Таксометр

Изобретение относится к измерительной технике (электронным таксометрам) и используется для автоматического отсчета суммы, причитающейся за пользование транспортным средством. Цель изобретения - упрощение устройства и повышение его надежности, Таксометр содержит датчик расстояния 1, блок управления 2, формирователь 3 импульсов, формирователь временных интервалов 4, элемент ИЛИ 5 и исполнительный блок 6. Применение в таксометре формирователей 3 и 4, электрические импульсы на выходе которых появляются через временные интервалы, выбираемые с учетом применяемых тарифов и равные по стоимости пользования, а также наличие обратных связей между формирователями 3 и 4 позволяет упростить устройство и повысить его надежность. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 831 650 A3

где К/}- количество импульсов, вырабатываемых генератором;

Т - время, подлежащее оплате по тарифу времени;

Кз. количество импульсов на выходе датчика расстояния;

L - расстояние, подлежащее оплате по тарифу расстояния;

Дт - тариф времени;

Д( - тариф расстояния.

Исполнительный блок 6 предназначен для суммирования импульсов с выхода элемента ИЛИ 5 и отображения результатов на индикаторе. Исполнительный блок 5 может быть выполнен в виде суммирующего счетчика, дешифратора и индикатора.

Работу таксометра характеризуют три режима:

Первый режим - работа по тарифу времени, при котором транспортное средство стоит или движется с малой скоростью. При этом длительность временного интервала между импульсами, появляющимися на выходе формирователя 4, меньше длительности временного интервала между

35

ADL ADT V DL От

откуда

Поскольку приращение стоимости пользования по тарифу времени и приращение сто- 40 имости пользования по тарифу расстояния равны, т.е.

ДДТ ДДь

45

то

V

DT DT

Предлагаемый таксометр работает еле дующим образом.

При подаче напряжения питания на таксометр сигнал с выхода блока управления 2 (to на фиг. 26 и фиг. 36) поступает на вторые входы формирователя 3, формирователя 4 и исполнительного блока 6. устанавливает их в исходное состояние и запрещает их работу. В нужный момент времени, например. если в транспортном средстве хотя бы одно

место занимается пассажиром (при этом замыкается хотя бы один контакт органа управления, фиг. 4) сигнал с выхода блока управления 2 (ti на фиг. 26 и фиг. 36) разрешает работу исполнительного блока 6 от импульсов, поступающих с выхода элемента ИЛИ 5 на первый вход исполнительного блока б, разрешает работу формирователя 3 от импульсов, поступающих с выхода датчика расстояния 1 на первый вход формирователя 3, и запускает формирователь 4.

Если таксометр работает в первом режиме, то импульс появляется на выходе формирователя 4 (фиг. 2 в), поступает на второй вход элемента ИЛИ 5 и на третий вход формирователя 3 и своим фронтом устанавливает формирователь 3 в исходное состояние (фиг. 2г, импульс показан пунктиром, так как на выходе формирователя 3 отсутст-- вует), одновременно формирователь 4 формирует следующий импульс, начиная также (исходного состояния. Импульс с выхода элемента ИЛИ 5 (фиг. 2д) поступает на первый вход исполнительного блока б, где обрабатывается, и стоимость пользования отображается на индикаторе.

Если таксометр работает во втором режиме, то импульс появляется на выходе формирователя 3 (фиг. Зг), поступает на первый вход элемента ИЛИ 5 и на первый вход формирователя 4, своим фронтом устанавливает формирователь 4 в исходное состояние (фиг. За, импульс показан пунктиром, так как на-выходе формирователя 4 отсутствует), одновременно формирователь 3 формирует следующий импульс, начиная также с исходного состояния. Импульс с выхода элемента ИЛИ 5 (фиг, Зд) поступает на первый вход исполнительного блока 6, где обрабатывается, и стоимость пользования отображается на индикаторе.

Третий режим работы таксометра, при котором импульсы на выходах формирователя 3 и формирователя 4 появляются одновременно, можно считать теоретическим: реально таксометр работает в двух режимах, а время, за которое таксометр переходит с первого режима во второй и наоборот, определяется только длительностью фронтов импульсов, появляющихся на выходах формирователя 3 и формирователя 4. Практически переход от оплаты по тарифу расстояния на тариф времени и наоборот происходит мгновенно.

При нажатии кнопки СТОП (фиг. 4) сигнал с выхода блока управления устанавливает блоки таксометра в исходное

состояние.

Предлагаемый таксометр позволяет определять стоимость пользования транспортным средством во время его движения и стоянки без применения переключателя вида оплаты и контроля скорости транспортного средства, что существенно упрощает устройство и повышает его надежность.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Таксометр, содержащий датчик расстояния, блок управления, элемент ИЛИ и исполнительный блок, отличающийся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения его надежности, в него введены

формирователь временных интервалов и формирователь импульсов, выход датчика расстояния соединен с первым входом формирователя импульсов, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ и

первым входом формирователя временных интервалов, выход которого соединен с третьим входом формирователя импульсов и вторым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом исполнительного блока, выход блока управления подключен к вторым входам формирователя импульсов, формирователя временных интервалов.

и

ППГТППП-ППП

Фиг.1

Фиг. 2

U

1831650

ппппппппппппп

1831650

Фиг. 3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1831650A3

Устройство оплаты стоимости проезда пассажиров в транспортном средстве 1988
  • Кущенко Виктор Анатольевич
  • Азарных Алексей Иванович
  • Лейкин Михаил Анатольевич
  • Рязанцев Сергей Сергеевич
SU1509962A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1

SU 1 831 650 A3

Авторы

Лысенко Валентин Сергеевич

Мирошниченко Олег Анатольевич

Лысенко Владимир Сергеевич

Богатыренко Евгений Федорович

Даты

1993-07-30Публикация

1991-06-28Подача