Изобретение относится к средствам определяющим стоимость проезда с учетом расстояния и времени нахождения в пути. Оно может быть использовано в транспорте, где необходимо подобное определение стоимости проезда, например, в качестве счетчика оплаты проезда в такси. Известно устройство для огфеделения оплаты за проезд в такси, содержащее, датчик времени, датчик пути, индикатор, сменный задатчик констант внутреннее запоминающее устройство и вычислительное устройство. Это устрой ство позволяет определять стоимость проезда при изменении маршрута и других условий проезда Щ. Однако известное устройство позволяет определять также только cyMj-iapнуга стоимость проезда, что затрудняем при дополнительной посадке по ходу движения еще нескольких пассажиров .расчет за проезд, так как не определяется отдельно стоимость проезда, для каждого пассажира. Кроме того, таксометр не обеспечивает индикацию числа свободных мест, а также маршрута дви жения, что обуславливает неудобство при обслуживании пассажиров. Наиболее близким техническим реше нием к предлагаемому является таксометр, содержащий датчик расстояния, датчик скорости и датчик времени, вы ходы которых соединены соответственн с первыми входами счетчика расстояни счетчика скорости и счетчика времени к вторым входам которых подключены соответственно первый, второй и третий выходы генератора импульсов, дат чики наличия пассажиров, первые выхо ды которых соединены с информационны ми входами счетчика стоимости проезда 2 . Однако известный таксометр не обеспечивает индикацию числа свободных мест, а также маршрута движения, что обусловливает неудобство в обслу живании пассажиров, так как пассажиры, останавливая проходящий транспорт, не знают, имеется ли в нем необходимое число свободных мест, а также маршрут его движения. Наиболее существенным недостатком является то что оплата за проезд определяется только в зависимости от .расстояния, скорости движения и времени остановки или стоянки. Такое определение оп Иаты за проезд является не совсем объективным, так как тарифный коэффи циент остается постоянным до тех пор, пока скорость движения не превысит порогового значения, при кото ром величина тарифа изменяется, как это реализовано в ранее названном таксометре. При определении оплаты за проезд в зависимости от расстояния, времени или в зависимости от скорости движения, задавая величину тарифа, не учитывают такие факторы, как повышенный износ деталей и узлов автомобиля f в двигателе, трансмиссии и повышенный расход топлива при движении с ускорением и повышенной загрузкой при узе личении числа пассажиров, а такой режим езды, coпpoвoждaeмы I раз.гонами и тopмoжeнип vtи при перестроении движения, а также перед регулируе1ль :-.1и перекрестками и после них, является доминирующим при движении по городу, где люди наиболее часто пользуются услугами такси. Все эти недостатки снижают объективность оплаты за проезд и культуры обслуживания,а в конечном итоге - и качества обслуживания пассажиров. Цель изобретения - повышение информативности путем автоматического определения стоимости проезда для каждого из пассажиров в зависимости от их количества в салоне автомобиля, режима движения автомобиля, а также индикации числа свободных мест и маршрута движения, ПоставленР ая цель достигается тем, что в таксометр введены датчик ускорения, датчик расхода топлива, счетчик расхода топлива, преобразователь аналог-код,- первый, второй и третий блоки памяти, первый, зторой и третий ключи, первый и второй элементы сравнения, умножитель, делитель, счетчик па ссажиров, датчики маршрута, индикатор свободных мест и индикатор маршрута, датчик расхода топлива соединен с первым входом счетчика расхода топлива, к Biopoi iy входу которого подключен четвертый выход генератора импульсов, выход датчика ускорения соединен через преобразователь аналог-код с первым входом первого блока паг/1яти, к второму входу которого подключен выход счетчика расхода топлива, первый выход генератора импульсовсоединен с входом блока паг-1яти, первый, второй и третий выходы счетчика скорости подключены соответственно к первым входам первого и второго элементов сравнения и первого ключа, к второму и TpeTbBNty входам которОа о подключены первые выходы первого и зторогр элементов сравнения, выходы счетчиков расстояния и счетчика времени подключены к первым входа второго и третьего ключей, к вторым входам которых подключены соотзетственно вторые выходы первого и второго элементов сравнения, первый и второй выxoJдаI второго блока памяти сое.цинены с вторыми входами первого и второго элементов сравнения, выходы первого, второго и третьего .ключей и вы;к:од первого блока памяти сседи1Нены с срответствуюгдими входами умножителя, выход которого соединен с первыми входами делителя и счетчнка стоимости проезда, выходы делителя соединены с вторыми входами счетчика стоимости проезда, к входам которого подклю ены соответствующие выходы третьего блока памяти, вторые и третьи выходы датушков наличия пассажиров соединены соответственно с входами счетчика наличия пассажиров и индикатора свободных мест, первый и второй выходы счетчика наличия пассажиров.подключены соответственно к второму входу делителя и входу третьего блока памяти, выходы датчиков маршрута соединены с соответствующими входами индикатора маршрута.
При этом счетчик расхода топлива служит для подсчета количества топлива, израсходованного за время движения до первой остановки при движении по маршруту, затем от первой до второй и так далее, с целью учета количества израсходованного топлива при оплате за проезд. Второй блок памяти реализован на последовательных регистрах сдвига и служит для хранения кодовых комбинаций, соответствующих скоростям 10 км/ч и 100 км/ч. Это объясняется тем, что оптимальным режимом движения легкового автомобиля считается скорост ь, лежащая в диапазоне 60-100 км/ч, т.е. при движении автомобиля со скоростью, превышающей 100 км/ч - это неоптимальный вариант движения, а при 10 км/ч автомобиль движется, когда попадает в затвор на дороге, а это всегда связано с частыми остановками и троганьем с места, в результате чего происходит дополнительный износ движущихся частей двигателя и трансмиссии, а также дополнительный расход топлива, поэтому 10 км/ч - это то пороговое значение скорости, ниже которого отключается датчик расстояния и начинает работать датчик времени. Преобразователь аналог-код служит для преобразования аналогового сигнала, поступающего с выхода датчика ускорения в цифровой код, элементы сравнения служат для сравнения кодовых -комбинаций, соответствующих пороговым значениям скоростей 10 км/ч и 100 км/ч с текущей скоростью и выдачи управлЯ5 ядего сигНала на ключи. Умножитель служит для перемножения кодов, соответствующих Скорости движения, если таксометр начисляет сумму оплаты за проезд в зависимости от скорости,пройденному расстоянию, если таксометр начисляет сумму оплаты за проезд в зависимости от пройденного расстояния, времени, если таксометр начислит сумму в зависимости от времени при движении со скоростью ниже
10 км/ч,или при остановсе - .тоя1;К„, с кодами соответствующих , ко-, торые зависят от режима движен;).-: и расхода топлива. Делитель с;ужит ,ц.пя делении кодовой комбинаи.ин , со-ответствующей cyi-iMe оплаты зл проаял, на число пассажирор с цельв: :1одс-- ета суммы оплаты за прои-зд по каждому 1ассажиру отдельно, в завис15мости от числа пассажиров, с.чедуквдих по како0му-то произвольному маршруту, коэффициент деления де лителя является аеличиной переменной и задается автоматически. Счетчик числа пассажиров служит для подсчета числа пассажиров при посадке, третий блок памяти - ,цля
5 хранения кодов посадочного тдрИуа в зависимости от числа пассажи.роЕ ,-датчики маршрута - для Евода маршрутов движения. Наглядность числг; снобоп.чьлх мест и маршрута движения еще до под0хода транспорта к месту останонки обеспечивается выполнением -инЕккаТОра числа свободных мест и индикатора маршрута в виде .внешнего демонстрационного табло.
5
На чертеже приведена схема таьгсо-метра.
Схема содержит датчмс 1 ускорения, преобразователь 2 аналог-код, первый блок 3 памяти, служащий для хранения
0 поправочных коэффициентов , э ависящих от режима движения и расхо.да топлива, счетчик 4 расхода топлива, датчик 5 расхода топлива, генератор б импульсов, датчик 7 расстояния,
5 счетчик 8 расстояния, второй ключ S, датчик 10 скорости, счетчик 11 скорости, первый ключ 12, датчик 13 времени, счетчик 14 времени, третий ключ 15, второй блок 16 памяти, служащий для хранения кодовых комби.а0ций, соответсгвующих пороговым значениям скорости от 10 км.ч и 100 км/ч, первый I. второй -злеме:тТы сравнения 17 и 18, умножитсл 19, делитель 20, су алатор 21 пассах.:-;ров,
5 блок 22 индикадии оплаты за прос:чд и общий сумматор 23 составляют счетчик 24 стоимости проездас Третий блок 25 памяти служит для запоммнания посадочного тарифа, счетчик 2G наличия
0 пассг1жиров, датчик 27 наличня пг-сса-жироБ, индикатор 28 свобслны/, мест, HH;iHKaTop 29 маршрута, датчики 30 маршрута, инд1Екаторы 28 и 29 объединены в информационное табло 31.
5
Устройство работает с.1еду-к7 1;им образом.
При посадке пассажиров срабаты1Э ют датчики 27, которые расположены внутри сидения, одновргмянно пасса0жиры включают датчики 30. На осконании сигналов от датчиков 27 и датчиков 30 индикаторы 28 и 29 обесгтачй-вают наглядную индикацию чиа.аа свсбодных мест и маршрута движения nps этом индикация Matxupyxa движения мо
5
жет быть представлена, например, в виде номера микрорайона или направления движения - север, юго-запад и т,.д.) . Сигналы со вторых выходов датчиков 27 поступают на входы счетчика 26, с выходгг которого сигнал поступает на адресный вход блока 25. Одновременно с первых выходов датчиков 27 сигналы поступают на входы сумматоров 21, по этим сигналам из блока 25 в сумглаторы 21 записывается код тарифа посадки, который зависит от числа пассажиров, если в салон такси сел один пассажир, то сработает один из датчиков 27, сигнал с его выхода поступит на соответствующий Ьумматор 21, в котором записывается код тарифа, равный полной сумме посадки, из блока 25. Если в салон такси сели два пассажира, то сработамт два датчика 27 , сигналы с первых выходов которых поступят на управляющие входы соответствую14их сумматоров 21. Одновременно с вторых выходов датчиков 27 сигналы поступят на входы счетчика 26, на выходе которого будет код, соответствующий числу пассажиров в такси. С выхода счетчика 26 код поступит на вход блока 25, на выходе которого появится код, соответствующий 0,5 полной суммы посадки, В этом случае в оба сумматора 21 будет записано по 0,5 полной сумгиьа посадки. Таким же образом будет записана соответствующая суг-сиа посадки при наличии трех и четырех пассажиров.
Генератор импульсов 6 служит для синхронизации работы узлов таксометра, он работает независимо от того, включен двигатель или выключен, так как питание на него может подаваться от аккумулятора.
Датчик 13 работает независимо от того, включен ли двигатель или выключен и запускается через время t после включения таксометра, необходимое для срабатывания счетчика 26 при подсчете числа севших пассажиров, извлечения информации о сумме посадки из блока 25 и записи её в сумматоры 21. С началом движения датчик 13 продолжает работать и импульсы с его выхода поступают на первый вход счетчика 14, на второй вход которого поступает управляющий сигнал с третьего выхода генератора 6. С выхода счетчика 14, считающего время, сигналы поступают на первый вход ключа 15, а с выхода последнего на четвертый вход умножителя 19. Одновременно с началом движб.ни.я начинает работать датчик 1 ускорения, сигнал с выхода которого поступает на вход преобразователя 2 аналог-код, с выхода которого код, соответствующий величине ускорения поступает на первый адресный вход блока 3, на второй адресный вход которого поступает сигнал с выхода
счетчика 4, подсчитывающего расход топлива. В соответствии с кодами, поступающими на входы блока 3 из него извлекается код поправочного коэффициента, значение которого пропорционально величине ускорения и расходу топлива за определенный промежуток времени. С выхода блока 3 сигнал поступает на первый вход умножителя 19, на выходе которого появится код, соответствующий та)рифу рплаты за проезд, в данный момент времени t , Информация с выхода счетчика 14 через ключ 15 будет поступать на умножитель 19 и тем самым влиять на величину тарифа оплаты за проезд в данный момент времени,пока скорость такси не превышает 10 км/ч. Как только скорость движения превысит 10 км/ч, с эыхсда элемента сравнения 17 после сравнения кода текущего значения скорости, поступающего с перного. выхода счетчика 11 и зталонного кода, соответствующего 10 км/ч по- ступающего с первого выхода блока 16 ((при условии, что код текущего значения скорости больше кода эталонного значения скорости, соответствующего 10 км/ч), на вход ключа 15 поступает сигнал, который перекрывает ключ 15 и сигнал с выхода счетчика 14 на четвертый вход умножителя 19 поступать не будет. Одновременно на второй, вход умножителя 19 через ключ 9 nociynaex код с выхода счетчика 8 и, следовательно, информация, поступающая со счетчика 8 о пройденном пути, будет влиять на величину тарифа оплаты за проезд в такси как и ускорение и количество израсходованного топлива. Однако код с выхода счетчика 8 будет поступать На второй вход уг-шсжителя 19 до тех пор, пока скорость движения не превышает 100 км/Чй В этом случае на второй вход элемента сравнения 18 с второго выхода блока 16 (в ко.тором непрерывно циркулирует кодовая комбинация, так как данный блок делится на два ,i разрядных кольцевых регистровых запоминающих устройства) будет подан код, соответст-вующий значению скорости 100 км/ч, а на первый вход - код текущего значения скорости с первого выхода счетчика 11. При превышении значения . скорости 100 км/ч на выходе элемента сравнения 18 появится сигнал, который при подаче на управляющий вход ключа 9 перекроет его и тем самыгл с выхода счетчика 8 на второй вход умножителя 19 код поступать не будет, Однозременно с выходов элементов сравнения 17 и 18 сигналы поступают на входы ключа 12, который открывается при одновременном наличии сигналов на обоих входах. В этом случае величина тарифа оплаты за проезд зависит от скорости 5 движения такси и от величины расхода топлива. При изменении режиг/1а движения, н тример, снижении скорости ниже 100 км/ч открывается ключ 9, на вход которого запирающий, сигнал с. вихода элемента сравнения 18 не поступает к таким образом, с выхода счетчика 8 на второй вход умножителя 19 будет поступать код. Одновременно ключ 12 при отсутствии сигнала на одном из управляющих входов перекрывается и код с выхода счетчика 11 на третий вход умножителя 19 не поступает,Oieдовательно, в .данном случае величина тарифа будет зависеть от пройденного расстояния и от величины расхода топ пива. При снижении скорости движения ниже 10 км/ч на выходе элемента срав нения 17 пропадает сигнал,поступающи на вход ключа 15, в результате код с выхода счетчика 14 будет поступать на. четвертый вход умножителя 19. Та,ким образом, при движении с такой скоростью т.ариф будет зависеть от расстояния, времени, расхода топлива и ускорения, если такси начало движение с ускорением а затем двигалось со скоростью, которая однако не превышала 10 км/ч. Если такси стоит, то сумма оплаты будет зависеть от времени стоянки и количества израсходованного топлива, если такси движется и при этом скорость движения не превышает 1-0 км/ч, что обычно имеет место при автомобильных пробках в городах, то в этом случае сумма, оплаты за проезд будет зависеть от времени движения со скоростью, не превышающей 10 км/ч, прой денного расстояния, израсходованного топлива и ускорения, так как движение при автомобильных пробках связано с частыми перестроениями, торможе ниями и разгонами. Если скорость дви жения такси лежит в диапазоне 10 км/ч i V I 100 км/ч, то в этом случае оплаты за проезд будет зависеть от расстояния, количества израсходованного топлива и ускорения а при движении со скоростью, превышающей V 7100 км/ч, сумма оплаты за проезд будет зависеть от скорости, количества израрходованного топлива и от величины ускорения. С выхода умножителя 19 код, соответствующий тарифу оплаты за проезд в данный момент времени, поступает на делитель 20. Коэффициент деления данного делителя зависит от количест ва пассажиров, находящихся в салоне, если в нем находятся четыре пассажира, то коэффициент деления делителя 20 будет равен четырем, если в салон такси находятся три пассажира, то ко эффициент деления делителя 20 равен трем, если два пассажира, то двум, и если один, то коэффициент деления равен единице. llcjcjie ToiO, к-ак сработали да-1ч-1;к;; 27 и счетчик 26, подсчитано количество севших 1гассажщ)он, с второго выхода счетчика 26 сигнал, которым заддается коэффициент деления делителя 20, подается на его управляющиП вход. Если в такси село четире пассажира, то коэффициент делврщ.ч делителя 20 будет равен четырем, при этом в процессе движення в сум.маторы 21 пассажиров будет записыватьс.я ioTi-ертап часть сумг-ы за прсспд на данном промежутке пути. Если по пути следования один из пассажиг ор BEJXOдит, а другим нужно Г1родо.пжать путь, то в этом случае вновь срабатывает счетчик 26. В качестве счетчика 26 используют реверс1:вный счетчик, Б результате на его выходе сигнал, указьлвагащнй на то, что в сакюм такси находятся три пассажир.а н при его подаче на управляющий DXUJ; делителя 20 будет установлен коэффи1;1 ент деления, равный трем, ecjivj вглпли еще два пассажира, то в счетчике числа пассажиров будет зафиксировано количество оставшихся в такси пассаж 1ров и после подачи на управляющий вход делителя 20 данного сигнала с BIJXOда счетчика 26 у делителя 20 будет |установлен новый коэффициент ;.еления , равный единице. Если в пр.зцессс двр жения подсядет N -ое количество пассажиров, где М 3, так как один пассажир еще находится в такси, то в этом случае коэффициент деления делителя 20 будет равен четырем. В общий сумматор 23 будет записана общая сумма оплаты за проезд, по каждому пас- . сажиру в сумматоры 21 пассажиров. Как общая сумма оплаты за )7росзд,так и суммы оплаты по каждому пассажиру индивидуально будут индиииронат;эся на блоке 22 индикации. При выходе пассажира на выходе датчика 27 сигнал будет отсутствовать, следовательно, его не будет л на входе того суг4матора 21, который обслуживает данное посадочное место, и при згом информация в данном сумматоре автоматически стирается, т.е. сумматор обнуляется. Основным преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с базовым является возможность автоматического определения суммы оплаты за проезд в зависимости от пройденного рас.стояния, времени нахождения Б пути , режима движения с ускорением : без ускорения, а также величины израсходованного топлива за время поездки. Учет пере.числанных выше факторов позволяет объективно оценивать сумму опл.аты за проезд. При движан -: с ускорением, а также при движении полностью загруженного автомобиля происходит более интенсивный расход
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Токсометр | 1985 |
|
SU1247909A2 |
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТАКСИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ | 2005 |
|
RU2297042C1 |
Таксометр | 1991 |
|
SU1831650A3 |
Устройство оплаты стоимости проезда пассажиров в транспортном средстве | 1988 |
|
SU1509962A1 |
Таксометр | 1979 |
|
SU963022A1 |
Таксометр | 1985 |
|
SU1524075A1 |
Таксометр | 1975 |
|
SU767797A1 |
Автоматизированное устройство управления сервисным обслуживанием пассажиров для беспилотного транспортного средства и транспортного средства с водителем | 2020 |
|
RU2779277C2 |
Таксометр | 1983 |
|
SU1168986A1 |
Цифровое кассовое устройство для оплаты проезда в такси и рейсовом автомобильном, железнодорожном, водном транспорте | 2019 |
|
RU2701069C1 |
ТАКСОМЕТР, содержащий датчик расстояния, датчик скорости и датчик времени, выходы которых соединены соответственно с первыми входами счетчика расстояния, счетчика скорости, и счетчика времени, к вторым входам которых подключены соответственно первый, второй и третий выходы генератора импульсов, датчики наличия пассажиров, первые выходы которых соединены с информационными входами счетчика стоимости проезда, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности, в него введены датчик ускорения, датчик расхода топлива, счетчик расхода топлива, преобразователь аналог-код, первый,второй и третий блоки памяти, рервый второй и третий ключи,первый и : торой элементы сравнения, умножитель, делитель, счетчик пассажиров, датчики маршрута, индикатор свободных мест и индикатор маршрута, датчик расхода, топлива соединен с первым входом счетчика расхода топлива, к второму входу которого подключен четвертый выход генератора импульсов, выход датчика ускорения соединен через преобразователь аналог-код с первым входом первого блока памяти, к втopo ty входу которого подключен выход счетчика расхода топлива, пятый выход генератора импульсов соединен с входом блока памяти, первый, второй и третий выходи счетчика скорости подключены соответственно к первым зходам первого и второго элементов сравнения и первого ключа, к второму и третьему входам которого подключены первые выходы первого и второго элементов сравнения, выходи счетчика расстояния и счетчика времени подключены к первым входам второго и третьего ключей, к вторым входам которых подключены соответственно вторые выходы первого и второго (Л элементов сравнения, первый и второй выходы второго блока памяти соединены с вторыми входами первого и второго элементов сравнения, выходы первого , второго и третьего ключей; и выход первого блока памяти соединены с соответствующими входами умножителя , выход которого: соединен с первыьш входами делителя и счетчика ел стонглости проезда, выходы делителя соединены с вторыми входами счетчика стоимости проезда, к третьим 1зходам О1 которого подключены соответствукмцие выхо;ды третьего блока Пс1мяти, ел и третьи выходы датчиков наличия пас4 .сажиров соединены соответственно с Бхода а1 счетчика наличия пассажиров и индикатора свободных мест, первый и второй выходы счетчика наличия пассажиров подключены соответственно к второму входу делиттэля и входу третьего блока памяти, выходы датчиков марш.оута соединен с соответствукндими входами индикатора маршрута.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ | 2001 |
|
RU2202865C1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США 4217484, кл | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1983-10-30—Публикация
1982-07-14—Подача