/ Изобретение касается таксометра .который может найти- применение при автоматическом таксировании при осуществлении транспортных услуг легковыми и грузовыми автомобилями. Известен таксометр, содержащий блок обработки данных, блок памяти, в котором хранитс несколько констант, образующих тарифную структуру, в соответствии с которой необходимо определять плату за проезд. Недостатком известного таксометра является сложность. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является таксометр, содержащий датчик движения и блок задания коэффициента, подключенные к первому и второму входам делителя, третий вход которого соедине с выходом генератора импульсов, который подключен к первому входу триггера и к первому входу микропроцессора, другие входы которого соединены с блоком задания констант блоками памяти, с клавишным блоком и с вы ходом триггера, второй вход которого подключен к выходу делителя, выход микропроцессора соединен с индикатором.
(54) ТАКСОМЕТР Известный таксометр имеет усложненную схему и ограниченную универсальность для различных видов автомобилей и денежных единиц, так как таксирование осуществляется по отношению единицы пробега транспортного средства, на котором монтирован таксометр. Цель изобретения - расширение области применения при различных ввдах автомобилей и различных денежных единиц. Поставленная цель достигается тем, что в таксометр, содержащий датчик двгижения, микропроцессор, входы Koiuporo подключены к блокам памяти и к выходу блока управления, и кодовый блок, выполненный в виде клавиатуры, первая группа выходов микропроцессора соединена с индикатором, введены счетчики, ,а кодовый блок выполнен в виде матрицы, горизонтальные шины которой подключены к входам блока управления, один конец вертикальных шин матрицы соединен с второй группой выходов микропроцессора, а др)той - с соответствующим входом счетчиков и индикатора. Таксометр дает возможность осуществлять таксирование при прохождении произвольно заданного числа метров, устраняет необходи396Mocib наличия делителя илгаульсов датчика о пройденном расстоянии и задающего поля этого делителя; обеспечивает надежное, хранение накопленной при обслуживании клиентов информации независимо от существования эпекхеяческого питания и независимо от окружающей температуры, чем уменьшает возможность осуществления хищений; обеспечивает использование дещевого специализированного микропроцессора, предназначенного для реализаи ии специализированных вычислительных устройств, таких как электронные калькуляторы, и имеющего возможность управлять только цифровой индикацией и клавиатурой, соединенной в виде матрицы, причем в то же время он обеспечивает полную универсальность таксометра по отношению к различным видам автомобилей. На фиг. 1 представлена блок-схема таксометра; на фиг. 2 - схема таксометра с конкре ным выполнением специализированного микропроцессора и соединенных с ним блоков. Таксометр состоит из индикатора 1, счетчиков 2, микропроцессора 3, блока 4 управления кодового блока 5, датчика 6 движения, первого блока 7 (программного) и второго блока 8 памяти для чтения и записи. К выводам микропроцессора 3 подсоединены индикатор 1, счетчики 2, блок 4 управления и кодовый блок 5. Входы микропроцессора, предназначенные для связи с клавиатурой, подсоединены к блоку 4 управления, кодовому блоку 5 и датчику 6 движения. В кодовом блоке 5 задаются число импульсов, вырабатываемых датчиком 6 движения при пройденной единице пробега, отвечающего одной таксовой единице; денежная стоимость одной таксовой единицы; стоимость начальной таксь ; число секунд, соответствующих одной таксовой единице при простое и число предварительно оплаченных посредством начальной таксы таксовых единиц. I Таксометр работает следующим образом. Посредством блока 4 управления (например многопозиционного переключателя) задаются режимы работы таксометра - свободно, первый тариф, второй тариф, третий тариф, режим оплаты счета клиентом (касса). На индикаторе 1 индицируется текущий счет клиента. В накапливающих счетчиках 2 отсчитываются соответствен но: число начальных такс при каждом переключении режима Свободно на какой-нибудь из тарифов; число таксовых единиц, отсчитанных независимо от того, по какому тарифу работал аппарат и по какой причине была отсчитана таксовая единица - простой или движение; общий пройденный таксомотором путь примерно в сотнях метров и пройденный путь автомобиля с клиентом в сотнях метров. Текущий счет клие1гга и все промежуточные результаты при работе таксометра хранятся во втором блоке 8 памяти. Микропроцессор 3 реализует правильное функционирование таксометра посредством исполнения программ, записанных в блоке 7 программной памяти, на базе прочитанного состояния блока 4 управления, на базе значений, записанных в кодовом блоке 5 констант, и на базе поступающих из датчика 6 движения импульсов, а также и на базе сформированных самим микропроцессором интервалов времени. На выводах микропроцессора 3, предназначенных для управления индикатором и клавиатурой, появляются активные злектрические сигналы .при управлении индикатором 1, при чтении состояния блока 4 управления, при чтении констант из кодового блока 5 и при управлении счетчиками 2. При этом на счетчики 2 влияют активные электрические сигналы, предназначенные только для них, так как только они имеют необходимую для зтой .цели продолжительность при вырабатывании микропроцессором. Устройство таксометра объяснено подробнее конкретным выполнением показанным на фиг. 2. Микропроцессор 3 состоит из программного блока 3,1 (микропроцессора), который выполняет программы, записатсые в блоке 7 программной памяти и обрабатывает числовую информацию, записываемую и читаемую в блоке 8. Микропроцессор ЗЛ может записывать четырехбитовые двоичные числа в тетрадах 3(2 и 3.4. Посредством этих тетрад и подсоединенных к ним дещифраторов 33 и 35 он может программным путем управлять индикатором 1. Выводы дещифратора 3,3 микропроцессора 3 предназначены, кроме управления индикатором 1, и для управления клавиатурой, соединенной в виде матрицы и подсоединенной к микропроцессору ЗЛ посредством логической схемы 3.6. Выходы и входы 33, ЗД и 3,6 микропроцессора 3программно управляются и запра1пиваются микропроцессором 311. Блок 4 управления таксометра является многопозиционным переключателем, подсоединенным к «асти матриид г, управляемой микропроцессором 3. Кодовый блок 5 также является частью матрицы. Диодные связи, расЦоложенные в матрице согласно записываемых в кодовом поле констант и соединяющих входных 33 и .Выходных ЗЙ шин матрищ), представляют собой примерное выполнение кодового поля. Датчик 6 движения соединен в качестве части матрицы с входом 36 микропроцессора 3. Счетчики 2 управляются с выходов 3.3 микропроцессора 3. Согласно описанным связям управление индикатором 1, счетчиком 2, блоком 4управления, кодовым блоком 5 и датчиком 6 движе1ШЯ осуществляется микропроцессором
3при воздействии на него блоков 7 и 8 памяти. Это программное управление осуществляется во времени, так.что активные сигналы, получаемые на выходах дешифратора 33, подаваемые одновременно к индикатору 1, счетчикам 2, 5 блоку 4 управления, кодовому блоку 5 и входам логической схемы 36 (подаются через блок
4управления и кодовый блок 5), обеспечивают правильную работу этих блоков.
Такосметр можно легко и быстро перенастра- 0 ивать на новые тарифы, различные виды автомобилей, различные денежные системы, при переменах в таксомоторе только посредством изменения значения констант, записанных в кодовом блоке 5, что расширяет область при- 15 менения таксометра.
Формула изобретени
Таксометр, содержащий датчик движения, микропроцессор, входы которого подключены к блокам памяти и к выходу блока управления, и кодовый блок, выполненный в виде клавиатуры, первая группа выходов микропроцессора соединена с индикатором, отличающийся тем,что, с целью расширения области применения, в него введены счетчики, а кодовый блок выполнен в виде матрицы, горизонтальные цшны подключены к входам блока управления, один конец вертикальных шин матрицы соединен с второй группой выходов микропроцессора, а другой - с соответствующдас входом счетчиков и индикатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Таксометр | 1982 |
|
SU1051554A1 |
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТАКСИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ | 2005 |
|
RU2297042C1 |
Таксометр | 1991 |
|
SU1831650A3 |
Токсометр | 1985 |
|
SU1247909A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ, ПРОЙДЕННОГО НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ | 2015 |
|
RU2584794C1 |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ | 2000 |
|
RU2189620C2 |
СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2366897C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ, ПРОЙДЕННОГО НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2013 |
|
RU2549607C1 |
Устройство для регулирования скорости движения поезда | 1989 |
|
SU1787823A1 |
Устройство для контроля работы пневматической сеялки | 1991 |
|
SU1782392A1 |
О I II II I UU О
Т .fjr
I .
i tt Ш2ЖШ
J./
ЗЙ
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1979-07-10—Подача