Несущее тело катализатора с сотовой структурой Советский патент 1993 года по МПК F01N3/28 

Описание патента на изобретение SU1838640A3

i

Похожие патенты SU1838640A3

название год авторы номер документа
Каталитический нейтрализатор, в частности, для двигателя внутреннего сгорания и способ его изготовления 1990
  • Вольфганг Маус
  • Хельмут Сварс
SU1839696A3
СОТОВОЕ ТЕЛО ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ. 2013
  • Хирт Петер
  • Шток Хольгер
  • Брюкк Рольф
RU2623843C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ ЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКИ ОБОГРЕВАЕМОГО СОТОВОГО ТЕЛА И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОТОВОЕ ТЕЛО 2013
  • Брюкк Рольф
  • Курт Ферди
  • Хирт Петер
  • Хериг Томас
RU2601028C2
КОНИЧЕСКОЕ СОТОВОЕ ТЕЛО С ПРОХОДЯЩИМИ НАКЛОННО РАДИАЛЬНО НАРУЖУ КАНАЛАМИ 2013
  • Шорн Кристиан
  • Лимбек Зигрид
RU2603887C2
СОТОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ С МНОЖЕСТВОМ ПРОХОДИМЫХ ДЛЯ ЖИДКОСТИ КАНАЛОВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОТОВОГО ЭЛЕМЕНТА С МНОЖЕСТВОМ ПРОХОДИМЫХ ДЛЯ ЖИДКОСТИ КАНАЛОВ 1991
  • Вольфганг Маус[De]
  • Людвиг Вирес[De]
RU2024299C1
СОТОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1992
  • Ханс-Юрген Бройер[De]
  • Рольф Брюк[De]
  • Хельмут Сварс[De]
RU2083282C1
ЭЛЕМЕНТ С СОТОВОЙ СТРУКТУРОЙ ИЗ ПОСЛОЙНО РАЗМЕЩЕННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛИСТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ 1995
  • Людвиг Вирес
RU2136909C1
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ С СОТОВОЙ СТРУКТУРОЙ ИЗ ПЕРЕПЛЕТЕННЫХ СЛОЕВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛИСТОВ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Вольфганг Маус[De]
  • Хельмут Сварс[De]
  • Рольф Брюк[De]
  • Бухомил Хумполик[De]
RU2102672C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Рек Альфред
  • Зипманн Уве
RU2173394C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2013
  • Мюллер-Хас Клаус
  • Брюкк Рольф
RU2620311C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 838 640 A3

Реферат патента 1993 года Несущее тело катализатора с сотовой структурой

Изобретение касается тела с сотовой структурой, в частности несущего тела для катализатора, предпочтительно с круглым, овальным или эллиптическим поперечным сечением, из встречно обвитого стапеля структированных листов (1, 2). которые расположены в трубе-оболочке 7. Сущность изобретения: с целью стабилизации всего тела В: целом и во избежание отрывэния листов 1, 2 от трубы оболочки 7 некоторые из листовых слоев 8, 9, 10 имеют толщину, которая больше толщины прочих слоев, в то время как эти слои 8, 9, 10 состоят из более толстого листа или большого количества расположенных вплотную друг к другу тонких листов. Имеющие большую толщину листовые слои стабилизируют все тело в целом и,в частности,при овальном или эллиптическом поперечном сечении предотвращают деформацию трубы-оболочки в результате высокого внутреннего давления при высокой температуре. 6 з.п. ф-лы, 4 ил. СЛ

Формула изобретения SU 1 838 640 A3

5

Фаг. 1

Изобретение касается металлического тела с сотовой структурой, в частности несущего тела для катализатора двигателя внутреннего сгорания.

Задачей настоящего изобретения является создание тела с сотовой структурой, в частности несущего тела для катализатора, которое отличается более высокой прочностью крепления к трубе-оболочке и при котором снижается опасность его отрыва.

Для решения этой задачи предлагается тело с сотовой структурой с отличительными признаками пункта 1. С этой целью стапель встречно обвитых, по меньшей мере частично структурированных листов содержит на своей верхней стороне и/или своей нижней стороне,и/или в своем внутреннем пространстве отдельные слои большей толщины, в то время как используются либо листы с большей толщиной, либо в этом слое несколько одинаково структурированных тонких листов прилегают вплотную друг к другу. При этом эти, имеющие большую толщину слои могут состоять из двух или более отдельных полос вместо заполнения всей ширины стапеля, то есть о всей осевой глубины возникающего тела с сотовой структурой. Действие этих, имеющих большую толщину листовых слоев заключается в том, что они на основании их большей механической прочности не могут без труда оторваться от трубы-оболочки. В соответствии с этим эти имеющие большую толщину слои могут удерживать также соседние с ними листовые слои, в результате чего последние либо не могут быть оторваны от трубы-оболочки, либо по меньшей мере защищаются от от- рывания посредством более толстого слоя. Поскольку отдельные листовые слои стапеля спаяны между собой, предпочтительно на одной или обеих торцовых сторонах, имеющие большую толщину слои отводят усилия натяжения, возникающие во внешней области вблизи трубы-оболочки, вовнутрь, тела с сотовой структурой, в результате чего усилия распределяются по существенно более высокому количеству участков соединения, так что достигается существенное удлинение срока службы тела.

Предпочтительные исполнения изобретения указаны в пунктах с 2 по 8 формулы изобретения.

В соответствии с пунктом 2 предлагается, что приблизительно средний листовой слой стапеля должен иметь толщину, которая превышает толщину прочих слоев. В технологическом отношении это не представляет собой никакой проблемы, так как. в частности, увеличенная толщина достигается за счет наслоения друг на друга большого количества тонких листов. Усиление среднего листового слоя ведет к достижению симметричной конструкции возникающего тела, что означает преимущество также для распределения возникающих сил.

Также и предложенное в пункте 3 использование имеющих большую толщину верхнего и нижнего листовых слоев стапеля,

при необходимости в совокупности с исполнением по пункту 2, также ведет к достижению весьма симметрической конструкции .

возникающего тела. Поскольку, кроме того, самый верхний и самый нижний листовые

слои стапеля объединяются при встречном обвиве, эта альтернатива обеспечивает и то преимущество, что может использоваться соответственно более тонкий листовой слой или соответственно меньшее количество листов с целью достижения той же толщины возникающих ребер, что и в случае исполнения по пункту 2.

В частности, при овальных или эллиптических формах, которые боле подробно поясняются на чертеже, предложенное исполнение по пункту 4 позволяет добиться особых преимуществ. Поскольку овальные или эллиптические формы являются чувствительными к деформациям при изменении

внутреннего давления, особо благоприятная мера, направленная на обеспечение стабильности этой формы, заключается в исполнении приблизительно имеющей -об-, разную форму соединительной перемычки

между прямолинейными или слабо закругленными областями трубы-оболочки. Также и в этом случае посредством отдельных, имеющих большую толщину слоев возникающие вблизи трубы-оболочки силы распределаются с существенно большей равномерностью вовнутрь несущего телэ катализатора, что в определенных случаях уменьшает также шумообразование.

В соответствии с пунктом 5 предлагается, что имеющие большую толщину листовые слои должны представлять собой гладкие листовые слои. В то время как в соответствии с уровнем техники известны различные многочисленные листовые структуры для формирования каналов, через которые проходят отработавшие газы, наиболее часто использующимся типом структуры является, однако, чередующееся следование гладких и волнистых листовых

слоев. В этом случае напрашивается решение об усилении некоторых из гладких листовых слоев. Такие гладкие листовые слои деформируются под воздействием усилия растяжения в меньшей мере по сравнению с волнистыми и могут по этой причине осуществлять дальнейшую передачу возникающих усилий лучше, чем волнистые листовые слои.

Имеющие большую толщину листовые слои должны простираться на протяжении всей ширины стапеля, то есть не на протяжении всей осевой длины тела с сотовой структурой, а могут состоять из одной или нескольких, поочередно расположенных в осевом направлении полос.

Благоприятным, в частности, является тот случай, когда такие полосы вложены лишь на одной.или обеих торцовых сторонах. Это ведет, с одной стороны,к экономии материала и, с другой стороны, способству- ет достижению различных возможностей и крепления и прочих методов пайки, например, применительно к несущему телу для катализатора. В случае несущих тел катализатора/которые являются паянными лишь da торцовой стороне, делаемый успех может быть достигнут, например, в случае пре- дусмот.рения листовых слоев, которые имеют большую толщину лишь на торцовой стороне. В основном возможны, однако, также и любые другие позиции имеющих большую толщину листовых слоев внутри несущего тела катализатора, в частности, в зависимости от величины паянных участков между трубой-оболочкой и листовыми слоя- ми.

Для специальных тел с сотовой структурой предлагается использование осуществляемой на торцовой стороне высокотемпературной пайки, которая про- стирается предпочтительно на глубину до нескольких миллиметров.

На фиг. 1 показана конструкция листового стапеля, пригодного для изготовления соответствующего изобретения, в данном случае круглого, тел с сотовой структурой; на фиг. 2 - тело с сотовой структурой, изготовленное из стапеля пофиг. 1 посредством встречного обвива; на фиг. 3 - вид на торцевую сторону соответствующего изобрете- нию тела с сотовой структурой с эллиптическим поперечным сечением; на фиг. 4 - вид на торцевую сторону соответствующего изобретению тела с сотовой структурой с овальным поперечным сечением.

Фиг. 1 показывает стапель из расположенных слоев гладких 1 и волнистых 2 листов, который пригоден для изготовления соответствующего изобретению тела с сотовой структурой. Стапель 3 имеет длину- . высоту Н и ширину В. Ширина В соответствует последующему осевому расширению тела с сотовой структурой, произведение длины и высоты соответствует последующей поверхности поперечного сечения готового тела с сотовой структурой. Такого рода стапель 3 может встречно обвиваться вокруг двух фиксированных точек 5 и 6, как это уже известно из уровня техники. При этом боковые концы 4 отдельных слоев могут полностью или в частичных областях соединяться с трубой-оболочкой, в частности, посредством высокотемпературной пайки. Во многих случаях также листовые слои 1, 2 подвергаются высокотемпературной пайке при готовом теле с сотовой структурой с целью их соединения друг с другом, в частности, в области торцовых сторон. В соответствии с изобретением в случае стапеля 3 некоторые из слоев имеют большую толщину по сравнению с прочими. На фиг. 1 самый верхний слой 8, самый нижний слой 9 и средний слой 10 имеют большую толщину, в то время как используются либо листы с большей толщиной, либо несколько гладких листов наслаиваются друг на друга. При этом эти, имеющие большую толщину слои могут в полном количестве или частично простираться на протяжении всей ширины ч В стапеля; они могут, однако, как указано в данном случае, также быть выполнено лишь в виде полос За, 8в или 9а, 9в или 10а, Юв, которые простираются лишь на протяжении части в ширины В стапеля.

На фиг. 2 изображено тело с сотовой структурой, возникающее после встречного обвивания стапеля по фиг. 1. Обвитые слои 1,2 расположены при этом в трубе-оболочке 7 и по меньшей мере в частичных областях соединены с ней, в частности, путем высокотемпературной пайки. Имеющие большую толщину слои 8, 9, 10, которые также соединены с трубой-оболочкой 7, могут в случае такой формы тела с сотовой структурой передавать усилия из внешней области во внутреннюю область. В частности, эти, имеющие большую толщину листовые слои 8, 9. 10 не могут быть легко оторваны от трубы-оболочки 7 и стабилизируют в результате этого соседние с ними слои. Как наглядно показано на чертеже, в случае готового тела с сотовой структурой первоначально самый верхний и самый нижний слои стапеля изогнуты вокруг фиксированных точек 5 или 6 и имеют в результате этого двойную толщину. Это может быть учтено, е частности, при использовании большого количества тонких листов, за счет того, что самый верхний и самый нижний слои 8 или 9 стапеля 3 изготавливаются из ограниченного количества листов. Как схематически показано на фиг. 2 в перспективном отображении, нет необходимости в том, чтобы имеющие большую толщину листовые слои 8, 9, 10 простирались на протяжении всего,

указанного стрелкой осевого расстояния тела с сотовой структурой. Имеющие большую толщину листовые слои 8, 9, 10 могут состоять, например, из двух расположенных на торцевой стороне частичных полос 9а, 9в или 10а, 10в ширины В. Важным является тот факт, что частичные полосы соединены с трубой-оболочкой 7 и предпочтительно также соединены с их соседними слоями. Особенно благоприятным является случай, когда листовые слои 1, 2, 8, 9 спаяны между собой на торцовой стороне на глубину несколько миллиметров.

Следующий пример исполнения, для которого особенно пригодно использование настоящего изобретения, представлен на фиг. 3. Речь идет о теле с сотовой структурой с эллиптическим поперечным сечением. Отдельные структурированные листовые слои изображены в данном случае исключительно штриховыми линиями. Некоторые из листовых слоев, а именно вновь самый верхний слой 38, самый нижний слой 39 и средний слой 40 первоначального стапеля, из которого изготовлено это тело, имеют большую толщину по сравнению с прочими слоями. За счет их прочного соединения с трубой-оболочкой 37 они обеспечивают стабилизацию всего тела и препятствуют, кроме того, в известных пределах деформации трубы-оболочки 37 в результате высокого внутреннего давления. Такое эллиптическое тело с сотовой структурой может быть изготовлено - аналогично также и многим другим формам - из стапеля структурированных листов посредством встречного об- вивания концов вокруг фиксированных точек 35, 36. Лишь положение фиксированных точек и форма исходного стапеля отличаются от случая изготовления тела с сотовой структурой с круглым поперечным сечением.

В качестве следующего примера исполнения на фиг. 4 изображено тело с сотовой структурой с так называемым овальным поперечным сечением. Также и такие тела могут изготавливаться посредством встречного обвивания стапеля структурированных листов 1. 2 вокруг фиксированных точек 45.46. Также и в случае этого примера исполнения самый верхний слой 48, самый нижний слой 49 и средний слой 50 являются усиленными

Следует указать на то, что существует большое количество форм поперечного сечения, которые могут быть реализованы с использованием встречно обвитых стапелей структурированных листов. В зависимости от потребности один или нескольких листовых слоев внутри стапеля или его верхней или нижней стороне могут усиливаться.

Настоящее изобретение является особенно пригодным для несущих тел катализатора с овальным или эллиптическим поперечным сечением, которые должны использоваться в качестве главного катализатора при эксплуатации автомобилей. Типичная глубина листов составляет при этом, напри- мер, для не усиленных листов 0,03-0,05 мм и для усиленных листов 0,15-2,0 мм.

Формула изобретения

1. Несущее тело катализатора с сотовой структурой круглого, овального или эллиптического поперечного сечения, содержа- .щее встречно обвитый стапель с торцевыми сторонами, образованный верхним, внутренним и нижним слоями по меньшей мере частично структурированных листов, рэзмещенными в трубе-оболочке и по меньшей

мере частично соединенными с последней,

отличаю.ще е-с я тем, что по меньшей

мере один слой на протяжении всей или

частичной длины и/или ширины стапеля выполнен с толщиной, превышающей толщину листов остальных слоев, и образован листами с толщиной, превышающей толщину листов остальных слоев, или набором

расположенных вплотную один к другому

листов одной формы и одинаковой толщиной с листами остальных слоев.

2. Несущее тело по п. 1, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что средний слой выполнен с толщиной, превышающей толщину остЗль- ных слоев.3. Несущее тело по п. 1 или 2, о т л и ч а- ю щ е ее я тем, что верхний или нижний слои выполнены толщиной, превышающей толщину остальных слоев.4. Несущее тело катализатора по п. 1 или 2. отличающееся тем, что в случае овального или эллиптического поперечного сечения средний слой выполнен в форме S-образной соединительной перемычки

между прямолинейными и слабо закругленными областями трубы-оболочки.

5. Несущее тело катализатора по одному из пп. 1-4, отличающееся тем, что листы большей толщины выполнены глад- кими.6. Несущее тело катализатора по одному из пп. 1-5, отличающееся тем, что слои, имеющие толщину, превышающую толщину остальных слоев, выполнены в ви- де одной или нескольких поочередно расположенных в осевом направлении полос.7. Несущее тело катализатора по п. 6, отличающееся тем, что полосы размещены вблизи одной или обеих торцевых сторон и выполнены с шириной 1-3 см.

.10

36

ФИГЗ

Фиг.2

35

40

37

50

47

ФИ Г 4

SU 1 838 640 A3

Авторы

Вольфганг Маус

Хельмут Сварс

Даты

1993-08-30Публикация

1990-08-10Подача