СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ОПОР РОТОРА ГИРОСКОПА Советский патент 2008 года по МПК G01C25/00 

Описание патента на изобретение SU1840748A1

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к техническому диагностированию прецезионных гироскопов с газовым подвесом ротора, и может быть использовано при сборке и эксплуатации гироскопов инерциальных навигационных систем.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к заявляемому изобретению является способ диагностики ротора гироскопа на ГДО [2], включающий определение на выбеге ротора скорости вращения в момент контакта подвижных и неподвижных элементов опоры и время от момента контакта до полного останова ротора.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является его сложность реализации при массовом производстве гироскопов с ГДО из-за тех же причин, что указаны в вышеприведенном аналоге, т.е. из-за сложности измерения характеристик гироскопа, характеризующих его качество.

Поэтому назрела проблема разработки простого и надежного способа диагностики гироскопа с газодинамической опорой подвеса ротора, который успешно мог работать в условиях серийного производства прецезионных гироскопов.

Целью настоящего изобретения является упрощение способа диагностики гироскопа на ГДО.

Указанная цель достигается благодаря тому, что в известном способе диагностики гироскопа на ГДО, включающем определение времени ротора на выбеге, в соответствии с предложенным техническим решением дополнительно в процессе испытаний регистрируют каждый раз время выбега ротора, затем определяют изменение времени выбега и по соотношению Δt≤0,2tв.монт,

где Δt=tв.монт-tисп.i - изменение времени выбега,

tв.монт - время выбега ротора после монтажа опоры,

tв.исп.i - время выбега ротора после i-го испытания,

диагностируют техническое состояние гироскопа.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

После монтажа газодинамической опоры в процессе дальнейшей сборки, испытаний и эксплуатации гироскопа в результате воздействия больших угловых скоростей вращения ротора, остаточной несбалансированности ротора, эксплуатационных нагрузок, повышенной температуры качество прибора может измениться, т.е. может измениться рабочий зазор ГДО; состояние рабочих поверхностей опоры из-за появления осадочной пленки продуктов газовыделения клеев и пропиточных составов, присутствующих в сборке гироскопа; возможной разгерметизации прибора. Все эти дефекты отражаются на времени выбега ротора гироскопа. На чертеже представлена кривая выбега ротора гироскопа. Кривая выбега состоит из двух временных отрезков: t1 - время, за которое ротор преодолевает аэродинамическое сопротивление, и t2 - время преодоления ротором сил сухого трения в опоре. В гироскопических устройствах с ГДО, где рабочие обороты двигателей составляют 30000 об/мин, время t1 значительно (на порядок) превосходит t2, поэтому выбег гироскопа, в основном, будет характеризовать время на преодоление момента аэродинамического сопротивления.

Рассмотрим, какие параметры прибора влияют на время t1, для чего проанализируем моменты сопротивления в точке ωк.

где Mсопр. - момент аэродинамического сопротивления ротора на выбеге;

Mа - момент сопротивления обода ротора;

Mтр. - момент динамического трения в газовой опоре.

Известно [3], что

где K - конструктивный коэффициент газовой опоры;

μ - коэффициент динамической вязкости газовой среды;

ω - скорость вращения ротора;

С - рабочий зазор в опоре.

Тогда момент аэродинамического сопротивления в конце выбега практически составит величину

Данный момент сопротивления уравновешивается моментом инерции ротора, который находится по известной формуле (1)

J - момент инерции ротора.

Приравнивая 3 и 4, получим

Выражение (5) можно упростить, принимая , что для навигационной гироскопии статистически подтверждено, тогда

Преобразуя это выражение относительно t=t1, получим

где А - функциональный коэффициент,

т.е. время выбега будет зависеть от величины рабочего зазора ГДО и вязкости газовой смазки. Т.о., любое изменение состояния рабочего зазора, будь то подвижка сопрягаемых элементов или изменение зазора в результате налета органических веществ на рабочие поверхности опоры, а также изменение состояния газовой среды отразится на величине выбега.

Определим допустимые значения изменения времени выбега, исходя из нормированной величины рабочего зазора, которая составляет Cмонт.опт.±0,1Сопт.,

где Сопт. - оптимальная расчетная величина рабочего зазора, обеспечивающая нужную точность гироскопа.

Т.е. все поле допуска на величину зазора составляет 0,2Сопт. Тогда время выбега при любом испытании гироскопа должно быть не менее

И допустимое изменение составит

Δt=tв.монт-tисп.=0,2tв.монт

Всякое изменение времени выбега на величину, превышающую значение 0,2tв.монт, говорит о недопустимом изменении состояния рабочего зазора ГДО.

Рассмотрим, как изменяется параметр Δt при случайной разгерметизации прибора, заполненного, например, водородом. В этом случае в объем гироскопа попадает воздух, у которого Подставляя значения μв в (8) и преобразуя, получим

Δt=0,5tв.монт

Это изменение Δt превосходит изменение выбега от изменения состояния рабочего зазора, поэтому за критерий качества выбираем Δt≤0,2tв.монт

Предложенный способ диагностики гироскопа с ГДО подвеса ротора максимально упростил оценку качества сборки прибора и без каких-либо дополнительных затрат может быть внедрен в серийное производство.

Источники информации

1. Ковалев В.М. и др. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств. М., Машиностроение, 1965 г.

2. Авт. свид. СССР №1840738, МКИ G01С 25/00 от 26.12.84.

3. "Подшипники с газовой смазкой для оси ротора гироскопа". Источник: Technical Report of Mechanical Technology Incorporated по MTI-68 TK 29.

Похожие патенты SU1840748A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РОТОРА ГИРОСКОПА НА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЕ 1984
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840738A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ ГИРОСКОПА 1985
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840740A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГАЗОВОЙ ОПОРЫ 1986
  • Коваленко Александр Яковлевич
  • Тютюнин Андрей Иванович
  • Андрианов Константин Алексеевич
SU1840744A1
Способ диагностики состояния газодинамической опоры ротора поплавкового гироскопа 2018
  • Шарыгин Борис Леонидович
  • Буцык Александр Яковлевич
  • Демидов Анатолий Николаевич
RU2690231C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРЫ НА ГАЗОВОЙ СМАЗКЕ 1986
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1839830A2
Способ технического обслуживания системы инерциальной навигации и стабилизации 2021
  • Бутенко Михаил Викторович
  • Маринченко Александр Николаевич
  • Шарыгин Борис Леонидович
RU2784704C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СФЕРИЧЕСКОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ ГИРОСКОПА 1985
  • Коваленко Александр Яковлевич
  • Голубев Владимир Васильевич
  • Тютюнин Андрей Иванович
SU1840742A1
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 1999
  • Вечтомов В.М.
  • Кочкин Е.Ф.
  • Малышкин Н.Н.
  • Черепанов В.А.
  • Люсин Ю.Б.
  • Попов Г.В.
RU2157965C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР РОТОРА ПОРОХОВОГО ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ПРИБОРА И ПОРОХОВОЙ ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР 1999
  • Бабахин В.Н.
  • Пушкин Н.М.
  • Алешичев И.А.
  • Горин В.И.
RU2163711C1
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 2004
  • Богатов А.Д.
  • Игнатьев А.А.
  • Кирюхин В.П.
  • Коновченко А.А.
  • Мезенцев А.П.
  • Новиков Л.З.
  • Славин В.С.
  • Хромов Б.В.
RU2248524C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ОПОР РОТОРА ГИРОСКОПА

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к техническому диагностированию прецизионных гироскопов с газовым подвесом ротора, и может быть использовано при сборке и эксплуатации гироскопов инерциальных навигационных систем. Способ заключается в определении изменения времени выбега ротора в процессе испытаний по сравнению с временем выбега его после завершения монтажа ротора с опорами. При превышении этого изменения допустимой величины судят о наличии дефекта в опорах. Техническим результатом является повышение точности за счет фиксации изменения состояния опор. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 840 748 A1

Способ диагностики состояния опор ротора гироскопа, включающий определение времени выбега ротора после завершения его монтажа с опорами и оценку состояния опор, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, за счет фиксации изменения состояния опор, в процессе испытаний гироскопа определяют изменение времени выбега ротора гироскопа по сравнению с временем выбега его после завершения монтажа ротора с опорами и при превышении разности между временем выбега ротора после завершения монтажных работ и временем выбега в процессе испытаний допустимой величины, определяемой исходя из нормированного параметра: рабочего зазора или момента трения, - характеризующего конкретный вид опоры, судят о наличии дефектов в опорах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года SU1840748A1

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РОТОРА ГИРОСКОПА НА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЕ 1984
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840738A1
А.К.Булатов-Чуприн
Исследование методов оценки качества сборки асинхронных гиромоторов по времени выбега
М., с.1-5.

SU 1 840 748 A1

Авторы

Коваленко Александр Яковлевич

Григорьев Борис Семенович

Даты

2008-07-27Публикация

1988-09-23Подача