Известны импульсивные вариаторы, содержащие планетарную передачу, центральное колесо которой жестко связано с ведомыл валом вариатора, а водило установлено на ведущем валу и несет опоры промежуточных валов, на одном конце каждого из которых закреплен кривощип, диск с устройством для изменения его эксцентриситета относительно оси вариатора, снабженный пазом, взаимодействующим с кривошипами промежуточных валов, и роликовые механизмы свободного хода, внутренние обоймы последних связаны с промежуточными валами, а наружные обоймы являются сателлитами плаиетарной передачи.
Известны также предпазначениые для использования в различных импульсивных вариаторах роликовые механнзмы свободного хода с сепараторами.
Известные вариаторы имеют малый диапазон регулирования скорости вращения ведомого вала и, как правило, иереверсивны.
Предложенный вариатор отличается от известных тем, что он снабжен вторым диском с пазом и с устройством для изменения его эксцентриситета относительио оси вариатора, а на сепараторах механизмов свободного хода закреплены кривощипы, взаимодействующие с пазом второго диска.
вращения ведомого вала и осуществить реверсирование.
Предложенный вариатор отличается также тем, что, с целью уменьщения динамических нагрузок на механизмы свободного хода, между промежуточными валами и внутренними обоймами механизмов свободного хода установлены упругие элементы, например пружипы.
На фиг. 1 изображен описываемый импульсивный вариатор в продольном разрезе; па фиг. 2 - разрезы по А-Л и Б-Б на фиг. 1.
Ведущий вал / жестко соединен с водилом 2 планетарной передачи, содержащей также
центральное колесо 3, жестко связанное с ведомым валом 4, и сателлиты 5. Водило }1есет опоры промежуточных валов 6. На одпом конце каждого промежуточного вала закреплен кривошип 7. Кривощипы взаимодействуют с
пазом 8 диска 9. В средней части каждого промежуточного вала имеются выступы 10, в пазы которых вставлепы пружины //. Эти пружины связывают промежуточные валы с внутренними обоймами /2 роликовых механизмов свободного хода, «аружными обоймамн которых являются сателлиты 5 плаиетариой передачи.
креплен кривошип 14, взаимодействующий с пазом 15 диска 16. Диски 9 н 16 смонтированы на шариковых подшипниках (соответственно 17 и 18). Внутренние кольца подшипников напрессованы на цилиндрические хвостовики кареток 19 и 20, которые могут перемещаться вертикально по направляющим при помощи винтов 21 и 22.
Описываемый импульсивный вариатор работает следующим образом.
При вращении ведущего вала / наружные обоймы сателлитов 5 механизмов свободного хода будут обкатываться вокруг колеса 3. При концентрическом расположении дисков 9 и 16 относительно соосных валов 1 w. 4 заклинивания роликов механизма свободного хода не произойдет, и ведомый вал 4 будет неподвижен.
При концентрическом расположении диска 9 и эксцентрическом расположении .диска 16 кривошип 14 помимо вращательного движения вместе с водилом 2 будет совершать колебательное движение вокруг своей оси вращения. Кривошип 14 жестко связан с сепаратором 13, что приведет к периодическому заклиниванию наружной обоймы механизма свободного хода на валу 6. Изменяя при помощи винта 22 эксцентриситет диска 16 можно бесступенчато регулировать число оборотов ведомого вала 4 от нуля до числа оборотов ведущего вала /. Смещая диск 16 вверх или вниз от концентрического расположения относительно оси вариатора, можно получить реверсирование ведомого вала 4.
При эксцентрическом расположении дисков 9 и 16 можно получить постоянное заклинивание наружной обоймы механизма свободного хода на валу 6. Так как кривошип 7 препятствует вращению вала 6 вокруг своей оси, то вся система подвижных звеньев импульсивного вариатора, включая и диски 9 и 16, будет вращаться как одно целое с числом оборотов ведущего вала / и, кроме того, вследствие эксцентрического располол ения диска 9 кривошип 7 помимо вращательного совместно с водилом 2 будет совершать колебательное движение вокруг своей оси вращения. Последнее приведет, в свою очередь, к
увеличению скорости вращения ведомого вала 4. В этом случае вариатор будет ускорительным.
Несколько, например пять, кривошипов 7
последовательно передают движение через механизмы свободного хода и планетарную передачу ведомому валу 4, обеспечивая плавную работу вариатора. Поворотом винта 21 изменяется эксцентриситет диска 9, а следовательно, и число оборотов ведомого вала 4 (от оборотов ведущего вала / и выше).
Смещая диск 9 вверх или вниз относительно оси вариатора, можно получить реверсирование ведомого вала 4.
Предмет изобретения
1. Импульсивный вариатор, содержащий планетарную передачу, центральное колесо которой жестко связано с ведомым валом вариатора, а водило установлено на ведущем валу и несет опоры промежуточных валов, на
одном конце каждого из которых закреплен кривошип, диск с устройством для изменения его эксцентриситета относительно оси вариатора, снабженный пазом, взаимодействующим с кривошипами промежуточных валов и, снабженные сепараторами роликовые механизмы свободного хода, внутренние обоймы которых связаны с промежуточными валами, а наруж 1ые обоймы являются сателлитами планетарной передачи, отличающийся тем, что, с целью
расширения диапазона регулирования скорости вращения ведомого вала и осуществления реверсирования, он снабжен вторым диском с пазом и с устройством для изменения его эксцентриситета относительно оси вариатора,
а на сепараторах механизмов свободного хода закреплены кривошипы, взаимодействующие с пазом второго диска.
2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения динамических нагрузок
на механизмы свободного хода, между промежуточными валами и внутренними обоймами механизмов свободного хода установлены упругие элементы, например пружины.
А-А
ff-ff
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Импульсный вариатор скорости | 1970 |
|
SU445782A1 |
ИМПУЛЬСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1967 |
|
SU204859A1 |
Импульсный планетарный вариатор | 1980 |
|
SU932024A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР С'КОРОСТИ | 1969 |
|
SU254977A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1969 |
|
SU254286A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2044941C1 |
Способ и устройство компенсации колебаний для колесно-шагового движителя | 2019 |
|
RU2744646C2 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127382C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2087781C1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ ИНЕРЦИОННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1993 |
|
RU2068133C1 |
Даты
1967-01-01—Публикация