Предлагается контролировать статорные обмотки крупных электрических машин на от.сутствие за1мыканий элементарных лроводников в запаянных транспонированных стержнях нутем последовательного возбуждения на каждом узком участке по длине стержня поперечного высокочастотного магнитного поля. Между сечениями нулевого магнитного поля, образованного циркуляционными токами, возбуждаем.ыми в элементарных проводниках обмотки поперечным высокочастотным полем, измеряют расстояния, которые при отсутствии замыканий равны шагу транспозиции стержня.
На фиг, 1 показано распределение составляюш;их соответственно циркуляционных токов и потоков, создаваемых при возбуждении магнитного поля в лобовой части обмоток; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема устройства для осуществления предлагаемого способа.
Поперечное высокочастотное электромагнитное поле, равномерное по высоте стержня, возбуждается только на узком участке стержня.
Если циркуляционные токи разложить на составляющие по двум осям координат, то вследствие условия компенсации циркуляционных э.д.с. в пазовой части транспозиции с углом 360° распределение составляющих циркуляционных токов будет иметь минимум в двух точках по длине транспозиции.
С помощью датчика, выполненного в виде плоской катушки с пермаллоевым сердечником, можно измерить .величину магнитного потока, создаваемого циркуляционными токами. Суммарный магнитный поток, создаваемый циркуляционными токами, имеет минимумы в двух точках. Точки минимума будут находиться на :расстоянии V шага транспозиции от концов стержня, а расстояние между минимумами равно шагу транспозиции.
Вследствие условий компенсации циркуляционных э.д.с. характер распределения магнитного поля циркуляционных токов не изменится при возбуждении высокочастотного магнитного поля не в лобовой, а в пазовой части транспозиции. Следовательно, при возбуждении электромагнитного поля в любом сечении
храняется постоянным, равным шагу транспозиции. Наличие замыкания между скрещивающимнся проводниками изменяет картину распределения магнитного поля циркуляционных токов за счет магнитного поля, образованного дополнительным замкнутым витком. Влияние замыкания между проводниками приводит к смещению сечений нулевого магнитного поля и изменению расстояний между ними - оно Становится больше или меньше шага транспозиции.
Поскольку влияние замыкания между проводниками на расстояние между минимумами зависит от величины напряжения, индуцированного в контуре, образованном этими проводниками, т. е. зависит от места транспозиции, в котором возбуждается электромагнитное поле, для выявления всех возможных замыканий следует возбул :дать электромагнитное поле во всех сечениях стержня на /2 его длины, при этом учитывается, что вторая половина симметрична первой.
Таким образом, -расстояние между сечениями нулевого магнитного поля является опорным для данного типа транспозиции и служит критерием отсутствия или наличия замыкания проводников. Методика измерения замыканий сводится к последовательному возбуждению электромагнитного поля во всех сечениях по длине транспонированного стержня и соответственно проверке для каждого пололсения магнита расстояния между нулевыми сечениями, которое нри отсутствии замыканий проводников равно шагу транспозиции стержня.
Устройство для осуш;ествления предлагаемого способа состоит из генератора импульсов Г И (см. фиг. 2), электромагнита ЭМ, индикатора нзлевого положения ИН, двух датчиков ui и Да магнитного поля и масштабной
линейки, на которой крепятся датчики магнитного поля.
Генератор импульсов генерирует высокочастотные затухаюш;ие импульсы с частотой 50 гц. Длительность импульсов 0,1 мсек, амплитуда 2 кв. Нагрузкой генератора Г И служит электромагнит ЭМ, набранный из листов кремниевой стали Н-образной формы.
Датчики магнитного поля выполнены в виде плоски.х катушек. Внутрь катушки вставлена пластинка, набранная из шихтованных полосок пермаллоя.
Р1ндикатор нулевого положения является
двухканальным полупроводниковым усилителем, имеюш.им выход на два стрелочных ука-зателя. На вход индикатора подключаются
датчики Д1 и Ц-2Масштабная линейка предетавляет собой
раздвижную калиброванную двухметровую
линейку, на которую кренят датчики Д и Да
на расстояниях, указанных для -каждого типа
транспонированного стержня.
Предмет изобретения
Способ контроля на отсутствие замыканий элементарных проводников в запаянных транспонированных стержнях статорных обмоток крупных электрических машин, отличающийся тем, что на каждом узком участке по длине стержня последовательно возбуждают поперечное высокочастотное магнитное поле, измеряют расстояния между сечениями нулевого магнитного поля, образованного циркуляционными токами, возбуждаемыми в элементарных проводниках обмотки поперечным высокочастотным полем, которые при отсутствии замыканий равны шагу транспозиции стерл4ня.
ИП
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стержень обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU991913A1 |
Двухрядный стержень статорной обмотки электрической машины | 1986 |
|
SU1379874A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины с беспазовым сердечником | 1982 |
|
SU1070650A1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1280671A1 |
Стержень статорной обмотки электрической машины | 1979 |
|
SU858179A1 |
Обмотка статора электрической машины | 1981 |
|
SU1050047A1 |
Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины | 1978 |
|
SU909759A1 |
СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1969 |
|
SU240086A1 |
Стержень обмотки статора машин переменного тока | 1975 |
|
SU619068A1 |
Стержень обмотки статора электрической машины переменного тока | 1978 |
|
SU771805A1 |
Даты
1968-01-01—Публикация