Известны автоматические регуляторы зазора для дисковых тормозов, состоящие из гильзы, опорной гайки, стержня, имеющего винтовую храповую резьбу, храпового механизма кулачкового типа, втулочного упора с конической гранью, входящего в коническую поверхность разжимной втулки, имеющей разрезную и нарезную части, пружины сжатия и возвратной пружины. Однако такие регуляторы чувствительны к вибрациям и могут привести к самопроизвольному выдвижению стержня и зкалиниванию тормоза.
Особенность предложенного регулятора состоит в том, что втулочный упор свободно установлен в гильзе и подпружинен к опорной гайке.
Регулятор в таком выполнении обеспечивает постоянный зазор между фрикционными элементами, больший чем шаг резьбы.
Для исключения при вибрациях тормоза самопроизвольного вывинчивания стержня на стержне и внутри разрезной части разжимной втулки могут быть выполнены кольцевые зубчатые нарезки треугольного равнобедренного профиля.
Кроме того, в тормозном блоке со стороны ненарезной части разжимной втулки может быть установлена поджимающая гайка, что способствует перемещению втулки и освобождению стержня из зубчатого зацепления.
На чертеже дана общая схема описываемого регулятора.
Регулятор зазора установлен в гнезде тормозного блока 1 дискового тормоза и состоит из разжимной втулки 2, стержня 3, втулочного упора 4, пружины 5 сжатия, гильзы 6, возвратной пружины 7, опорной шайбы 8, гайки 9 и крышки 10.
Разжимная втулка выполнена в виде цанги, имеющая разрезную и неразрезную части. Внутри разрезной части имеется кольцевая зубчатая нарезка треугольного равнобедренного профиля, зацепляющаяся с соответствующей зубчатой нарезкой стержня.
К конусной поверхности втулки 2 усилием пружины 5 прижимается конусная поверхность втулочного упора 4, удерживая разжимную втулку 2 в зацеплении со стержнем 3, при этом торец втулочного упора 4 выступает за торец втулки 2. Выступающая часть стержня 3 соединяется с нажимным диском 11 и закрепляется гайкой 12. Гильза 6 размещена в гнезде тормозного блока 1 и служит опорой для возвратной пружины 7.
От осевого перемещения гильза удерживается крышкой 10.
Между торцом втулочного упора 4 и крышкой 10 имеется зазор А, который постоянно выдерживается между фрикционными элементами тормоза при сбросе давления. Поджимная гайка 13 расположена в тормозном блоке и поджимает разжимную втулку 2 в сторону крышки 10, освобождая тем самым стержень 3 из зубчатого зацепления со втулкой 2 и возвращая его в первоначальное положение, при замене фрикционных элементов без разборки регулятора зазора.
При подаче давления в тормоз, поршни перемещают нажимной диск 11 до выбора зазора А. Так как разжимная втулка 2 соединена со стержнем 3 зубчатым зацеплением, нажимной диск, перемещаясь, увлекает за собой стержень 3 вместе с разжимной втулкой 2, втулочным упором 4 и пружиной 5. Возвратная пружина 7 в это время сжимается.
Разжимная втулка 2 вместе с втулочным упором 4 проходит расстояние А до упора последней торцом в крышку 10. При дальнейшем движении разжимной втулки ее конусная поверхность освобождается от заклинивания с конусной поверхностью втулочного упора 4 и выходит в ее широкую часть. При выходе разжимной втулки 2 в широкую часть конуса втулочного упора 4 его разрезная часть разжимается и освобождает стержень 3 от зубчатого зацепления.
При выходе из зубчатого зацепления стержень 3 перемещается относительно разжимной втулки 2 только на расстояние между вершинами прилегающих зубьев втулки и стержня, так как при выходе из зацепления зубьев втулки и стержня разжимная втулка 2 под действием усилий пружин 5 и 7 отходит назад и втягивает разрезную часть разжимной втулки в конце втулочного упора 4. В этом случае зубья разжимной втулки 2 вновь западают в следующие впадины между зубьями стержня 3 и происходит зацепление. При этом конусная поверхность втулочного упора 4 под действием усилия пружины 5, прижимаясь к конусной поверхности разжимной втулки 2, обеспечивает удержание в зацеплении стержня 3 с разжимной втулкой 2.
Таким образом стержень 3 выдвигается из разжимной втулки 2 каждый раз на один зуб по мере накопления величины износа и достижения величины зазора между фрикционными тормозными элементами, превышающей расстояние А на величину не меньше расстояния между вершинами прилегающих зубьев втулки и стержня.
При сбросе давления в тормозе возвратная пружина 7 перемещает разжимную втулку 2 с втулочным упором 4 и стержнем 3 до упора торца втулочного упора 4 в дно гильзы 6, и между торцом втулочного упора 4 и крышкой 10 образуется постоянный зазор А, определяющий величину зазора между фрикционными элементами тормоза.
При установке в тормозе новых фрикционных элементов или при замене износившихся стержень 3 необходимо возвратить в первоначальное положение.
При этом, не разбирая регулятор зазора и не вынимая его из тормозного блока, ввертыванием гайки 11 разжимная втулка 2 перемещается до упора торца втулочного упора 4 в крышку 10 и до получения зазора между конусными поверхностями разжимной втулки и втулочного упора.
Зазор необходим для разжатия разрезной части разжимной втулки и выхода стержня 3 из зубчатого зацепления.
Затем стержень 3 возвращают в первоначальное положение. После этого, освобождая разжимную втулку 2, вывертывают гайку и устанавливают разжимную втулку 2 со стержнем 3 в первоначальное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛИОТГКА I | 1972 |
|
SU339451A1 |
РЕГУЛЯТОР ТЯГОВОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ БАРАБАННОГО ТОРМОЗА И БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ | 2006 |
|
RU2413884C2 |
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ПОВОРОТА, АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА И АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОРМОЗ | 2020 |
|
RU2770333C1 |
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 2009 |
|
RU2506469C2 |
Автоматический регулятор зазора дискового тормоза | 1975 |
|
SU561821A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ОДНОСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ | 1999 |
|
RU2166451C2 |
РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА ДЛЯ ТОРМОЗОВ | 1968 |
|
SU213487A1 |
ТОРМОЗНОЙ ПНЕВМОЦИЛИНДР | 1994 |
|
RU2090414C1 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2019 |
|
RU2780499C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1945 |
|
SU67989A1 |
1. Автоматический регулятор зазора для дисковых тормозов, поддерживающий в необходимых пределах зазор между фрикционными элементами дисковых тормозов по мере их износа, содержащий тормозной блок, в котором размещены гильза, опорная гайка, стержень и разжимная втулка, имеющая нарезную и разрезную части, упирающаяся в коническую поверхность втулочного упора, отличающийся тем, что, с целью обеспечения между фрикционными элементами требуемого постоянного зазора, большего чем шаг резьбы, втулочный упор свободно установлен в гильзе и подпружинен к опорной гайке.
2. Регулятор зазора по п. 1, отличающийся тем, что, с целью исключения при вибрациях тормоза самопроизвольного вывинчивания стержня, на стержне и внутри разрезной части разжимной втулки выполнены кольцевые зубчатые резьбы треугольного равнобедренного профиля.
3. Регулятор зазора по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что для перемещения разжимной втулки и освобождения стержня из зубчатого зацепления, в тормозном блоке, со стороны ненарезной части разжимной втулки, установлена подпружиненная гайка.
Авторы
Даты
1968-07-18—Публикация
1967-01-24—Подача