РАЗБОРНАЯ БАЙДАРКА Советский патент 1969 года по МПК B63B7/02 

Описание патента на изобретение SU245591A1

Известны разборные байдарки для походов по рекам и озерам, выполненные в виде разборного каркаса, состоящего из носового и кормового штевневых блоков со стрингерами и привальными брусьями, носового и кормового шпангоутов, брусьев фальшборта и кильсона, обтянутых гибкой оболочкой, оборудованные рулевым устройством и веслами.

Особенность описываемой байдарки состоит в том, что носовой и кормовой штевневые блоки выполнены в виде криволинейных балок, на дниш,евых частях которых установлены пуговицы и фиксирующие шпильки, а на вертикальных частях - кронштейны, шарнирно прикрепленные к стрингерам и привальным брусьям. Между привальными брусьями прикреплены продольные бимсы, иа противоположных концах которых встроены телескопически выдвигаюшиеся из бимсов удлинители и шарнирно прикреплены расчалки.

Такое конструктивное выполнение байдарки повышает прочность ее корпуса, увеличивает полезный объем, создает удобства при упаковке и транспортировании.

Кроме того, носовой и кормовой шпангоуты выполнены кольцевымн, с вертикальными осями, шарнирно сопрягающимися с бимсами. На шпангоутах, в местах сопряжения со стрингерами и привальными брусьями, установлены кронштейны с отверстиями и прорезями, а к нижней части носового шпангоута симметрично диаметральной плоскости прикреплены педали, соединенные штуртросом с

румпелем рулевого устройства.

На концах реек кильсона, присоединяющихся к криволинейным балкам, установлены конусные оковки с горизонтальными прорезями, заводящимися за пуговицы криволинейных

балок, и косыми прорезями, заводящимися за фиксирующие шпильки при развороте -кия-а сона в рабочее положение после стыковки с криволинейными балками, а на концах реек кильсона, соединяющихся между собой, установлены наконечники и корыта. Накоиечники имеют прорези и снабжены пальцами, а на корытах установлены опорные стержни и накидные крючки.

На нижних частях шпангоутов установлены

фиксаторы, а на кильсоне, в местах сопряжения со шпангоутами, - горизонтальные накладки с прорезями, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях, сопрягающимися с фиксаторами шпангоутов.

На концах брусьев фальшборта установлены угольники с двойными прорезями, присоединяющиеся к верхним частям шпангоутов, и образованы гнезда, сопрягаюшиеся со стержнями спинок противоположных брусьез

В стыкующихся частях стрингеров и привальных брусьев со шпангоутами установлены гибкие связи, каждая из которых выполнена в виде неподвижного пальца, жестко скрепленного с одной частью стрингера или привального бруса, и втулки, закрепленной в другой части стрингера или привального бруса. Внутри втулки проходит планка связи, имеющая ограничительную головку. Пальцы соединены между собой шар-нирио в отверстиях кронштейнов ШПангоутов.

На носовой и кормовой частях оболочки, в местах сопряжения с криволинейными балками, привулканизированы продольные полосы.

На фиг. 1 схематично изображена байдарка в двух проекциях; на фиг. 2 - каркас байдарки в сборе, вид в аксонометрии; на фиг. 3 - носовой штевневый блок; на фиг. 4- кормовой штевневый блок; на фиг. 5 - узел соединения стрингеров и привальных брусьев до закрепления на шпангоутах; на фиг. 6 - то же, после закрепления на шпангоутах; на фиг. 7 - кильсон в сборе; на фиг. 8 - шпангоуты; на фиг. 9 - фальшборт в сборе; на фиг. 10 - весло.

Байдарка содержит разборный каркас 1, обтянутый гнбкой оболочкой. Каркас выполнен из носового и кормового штевневых блоков, прикрепленных к кильсону, шпангоутов и фальшбортов, установленных на шпангоутах.

Носовой штевневый блок выполнен в виде криволинейной балки 2, изготовленной из трубы овального профиля, которая посредством пуговиц 3 и фиксирующих шиилек 4 присоединена к кильсону, а посредством шарниров 5 - к стрингерам 6 и привальным брусьям 7. Между пр ивальными брусьями прикреплен продольный бимс 8 с расчалками 9 и удлинителем 10. Расчалки н удлинитель имеют отверстия а и б, а бимс 8 и криволинейная балка 2 - отверстия в и г.

Стрингеры составные, трубчатого сечения. В местах соединения стыкующихся частей 11, 12 (см. фиг. 5) жестко установлены нальцы 13 и втулки 14. Палец 13 жестко скреплен с плавкой 15, которая шарнирно связана с планками 16, 17. Планка 17 имеет ограничительную головку д.

Привальные брусья 7 выполнены составными из трубок и сочленяются так же, как и стрингеры. На свободных концах стрингеров и привальных брусьев встроены выдвижные втулки 18 со штырьком 19 и шпиньком 20, проходящим через прорезь е.

Кормовой штевневый блок выполнен в виде криволинейной балки 21 (см. фиг. 4), изготовленной из трубы овального профиля, присоединенной к кильсону, стрингерам и привальным брусьям. Число сопрягаемых элементов и конструкция сопряжения такие же, как у носового и штевневого блоков. На свободных концах стрингеров и привальных брусьев кормовой части жестко установлены втулки 14.

Кильсон имеет носовую и кормовую части и выполнен -составным из реек 22-25 (см. фиг. 7). Рейки 22, 23 и 24, 25 соединены между собой посредством петлевых шарниров 26 и 27, нижних корыт 28, подвижных осей 29, встроенных в рейки 23, 24, и накладок 30- 32. В накладках 30, 32 имеются отверстия ж и W с продольными пазами. На концах реек 22, 25 установлены конусные оковки 55, в

которых имеются дуговые пазы к и продольные л. На концах реек 24 закреплены наконечники 34 с продольными нрорезями м и пальцами 35, сопрягающимися с верхними корытами 36 реек 23. Верхние корыта 36 имеют косые прорези н, накидные крючки 57, а внутри встроены поперечные опорные стержни 38.

Шпангоуты 39 и 40 (см. фиг. 3 и 4) выполнены кольцевыми, из трубок. На них установлены оси 41, 42 и кронштейны 43, 44, имеющие отверстия с и нрорези. К носовому шпангоуту 39 прикреплены недали 45 рулевого устройства. Шпангоуты 39, 40 шарнирно, посредством осей 41, 42 установлены в отверстиях виг штевневых блоков. Шпангоуты 46, 47, 48 (см. фиг. 2 и 8) изготовлены также из трубок. Шпангоуты 46, 47 имеют замкнутую форму, а шпангоут 48 - с открытой верхней частью. К шпангоутам прикреплены

кронштейны 43, 44, фиксаторы 49, 50 и скобы 51 с отверстиями о. Со шпангоутами сопряжены фальшборты.

Фальшборты - левый и правый - состоят из носовой и кормовой частей и изготовлены

из брусьев 52-55. К брусьям 54, 55 прикреплены корыта 56 с накидными крючками 57, а к брусьям 52, 53-фиксаторы 58 и крючки 57. В брусьях 52, 53 имеются сквозные отверстия п овальной формы. На концах брусьев закреплены угольники 59 с прорезями и шпильки 60. В гнездах р брусьев шарнирно закреплены спинки 61, а на кормовой части фальшбортов - спинка 62 кокпита.

Руль 63 (см. фиг. 1) с румпелем 64 присоединен к педалям 45 посредством штуртросов 65, проложеных через спинки 61 и сиденья 66.

Двухлопастное весло, которым снабжена

байдарка, выполнено в виде трубчатого стержня 67 с цевьем 68, заглушенным пробкой 69. На конце цевья укреплена лопасть 70. В стержне 67 имеются отверстия с, а внутрь заведен стопор, выполненный в виде изогнутой пластинчатой пружины 77 с кнопками 72. На цевье установлен водоотражатель 75.

Для сборки байдарки раскладывают на площадке или траве все элементы каркаса, а затем последовательно производят сборку.

Берут носовую часть кильсона с рейками 22, 23 и укладывают ее на площадку накладками 30-32 верх. Взяв носовой штевневый блок и поставив носовую часть кильсона иод прямым углом, сводят концы реек 22 с оковкриволинейной балки 2 в продольные пазы л оковок 35 кильсона до упора, так чтооь при его вращении относительно пуговицы фиксирующая шпилька 4 вошла в дуговой паз к оковок также до упора. Собранный узел опускают на землю и расправляют по сторонам ряды стрингеров и привальных орусьев. Шпангоут 39 разворачивают под прямым углом относительно реек 22, 23 кильсона так, чтобы его кронштейны 43, 44 были отогнуты в сторону носа байдарки.

На накладке 36 кильсона устанавливают шпангоут 46, вводя один нз нижних фиксаторов 4В в отверстие и накладки 30 так, чтобы шейка фиксатора вошла в паз накладки не до упора. Вращая шпангоут 46 на фиксаторе 49, .вводят второй фиксатор в отверстие ж, а затем - в продольный паз накладки 30. При этом кронштейны 43, 44 шпангоута 46 должны быть отогнуты в сторону носа байдарки.

Далее укрепляют поочередно привальные брусья и стрингеры в отверстиях кронштейнов 43, 44 шпангоутов 39, 46, соблюдая следующий порядок. Взяв привальный брус или стрингер руками в местах стыкующихся частей 11, 12, вводят планку 17 в прорезь кронштейнов 43, 44, конец пальца 13 с планкой 15 вводят в отверстие кронштейна и далее - в отверстие втулки 14.

Из внутренней полости бимса 8 выдвигают удлинитель 10 н отверстием а надевают на нижнюю шейку среднего фиксатора 50 шпангоута 46. Расчалки 9 отверстиями б надевают на нижние шейки двух крайних фиксаторов 50.

Окончив сборку носовой секции каркаса, приступают к сборке-кормовой секции, которая ведется аналогично. Кормовая секция собирается из кормового штевневого блока, кормовой части кильсона и шпангоутов 40, 47. При этом кронштейны шпангоутов должны быть отогнуты в сторону кормы байдарки.

Разложив на траве гибкую оболочку, в ее носовую часть вставляют носовую часть каркаса, а в кормовую - кормовую часть каркаса. Их вставляют так, чтобы криволинейные балки 2 н 21 вошли в ручей гибкой оболочки.

Для натяжения оболочки свободные конЦы реек 23, 24 частей кильсона поднимают под некоторым углом, вводят в прорези м наконечников 34 стержни 35 корыт 36, а прорези н корыт 36 заводят за пальцы 35 наконечников. Плавно нажимая вниз, выпрямляют совмещенные части кильсона, следя за тем, чтобы оболочка плотно обтянула криволинейные балки. Выпрямленный кильсон фиксируют крючками 37 за пальцы 35, а нижние корыта 28 запирают подвижными осями 29.

Закрепив оболочку за верхние фиксаторы 49 шпангоутов 46, 47, устанавливают на накладке 32 кильсона шпангоут 48. Его установка аналогична установке шпангоутов 46, 47 Свободные концы стрингеров и привальных брусьев носовой и кормовой частей каркаса сопрягают путем ввода шпинька 20 подвижной втулки 7tf в отверстие иенодвижной втулки 14.

Для установки фальшборта берут брус, 52, заводят прорезь угольника 59 за левый фиксатор 50 шпангоута 46, поворачивая, вводят в косую прорезь соседний фиксатор. Одновременно в отверстие п бруса 52 пропускают

скобу 51 шпангоута 48 и запирают Орус крючком 57. Брус устанавливают на шпангоутах 46, 48 аналогично.

Брусья 54, 55 устанавливают на шпангоуте 47 поочередно, заводя в прорези их угольНИКОВ 59 соответствующие фиксаторы шпангоута 47 до упора, одновременно стыкуя противоположные концы брусьев 54, 55 с брусьями 52, 53 в корытах 5б. Стыкованные брусья выравнивают и запирают в корытах 56 крючками 57 и фиксаторами 58. Закрепив деку оболочки и спинку 62 кокпита на фальшбортах, устанавливают спинки 61, вводя их шаровые наконечники в отверстия Р фальшбортов.

Сиденья 66 устанавливают на кильсоне, располагая их несколько впереди спинок. На корме навешивают руль 63 с румпелем 64, соединяя штуртросом 65 недали 45 с румпелем.

Предмет изобретения

1.Разборная байдарка для походов по рекам и озерам, выполненная в виде разборного каркаса, состоящего из носового и кормового штевневых блоков со стрингерами и привальными брусьями, носового и кормового шпангоутов, брусьев фальшборта и кильсона, обтянутых гибкой оболочкой, оборудованная рулевым устройством и веслами, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности, удобства сборки и разборки, увеличения полезного объема и транспортабельности, носовой и кормовой штевиевые блоки выполнены в виде криволинейных балок, на днищевых частях которых установлены пуговицы и фиксирующие шпильки, а на вертикальных частях установлены кронштейны, шарннрно прикрепленные к стрингерам и привальным брусьям, при этом между привальными брусьями прикреплены продольные бимсы, на противоиолол ных концах которых встроены телескопически выдвигающиеся из бимсов удлинители и шарнирно прикреплеиы расчалки.

2.Байдарка по п. 1, отличающаяся тем, что носовой и кормовой шпапгоуты выполнены

кольцевыми с вертикальными осями, шарнирно сопрягающимися с бимсами, при этом на шиангоутах, в местах сопряжения со стрингерами и привальными брусьями, установлены кронштейны с отверстиями и прорезями,

а к нижней части носового шпангоута симметрично диаметральной плоскости прикреплены педали, соединенные штуртросом с румпелем рулевого устройства. щихся к криволинейным балкам, установлены конусные оковки с горизонтальными прорезями, заводящимися за пуговицы криволинейных балок, и косыми прорезями, заводящимися за фиксирующие щпильки при развороте кильсона в рабочее положение после стыковки с криволинейными балками, причем на концах реек кильсона, соединяющихся между собой, установлены наконечники и корыта, при этом наконечники имеют прорези и снабжены пальцами, а на корытах установлены опорные стержни и накидные крючки. 4. Байдарка по п. 1, отличающаяся тем, что на нижних частях шпангоутов установлены фиксаторы, а на кильсоне, в местах сопрянсения со шпангоутами, установлены горизонтальные накладки с прорезями, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях, сопрягающимися с фиксаторами шпангоутов. .5. Байдарка по п. 1, отличающаяся тем, ЧТО на концах брусьев фальшборта установлены угольники с двойными прорезями, присоединяющиеся к верхним частям шпангоутов, и образованы гнезда, сопрягающиеся со стержнями спинок противоположных брусьев фальшборта. 6.Байдарка по п. 1, отличающаяся тем, что в стыкующихся частях стрингеров и привальных брусьев со шпангоутами установлены гибкие связи, каждая из которых выполнена в виде неподвижного пальца, жестко скрепленного с одной частью стрингера или привального бруса, и втулки, закрепленной в другой части стрингера или привального бруса, с проходящей внутри втулки планкой связи, имеющей ограничительную головку, при этом пальцы между собой соединены шарнирно в отверстиях кронштейнов шпангоутов. 7.Байдарка но п. 1, отличающаяся тем, что на носовой и кормовой частях оболочки, в местах сопряжения с криволинейными балками, к последней привулканизированы продольные полосы.

Похожие патенты SU245591A1

название год авторы номер документа
Разборная лодка 1978
  • Строгонов Валентин Алексеевич
SU787252A1
Простейшая разборная байдарка 1953
  • Ситников В.Я.
SU100051A1
Разборная надувная лодка 1976
  • Макаров Юрий Васильевич
  • Долбенко Михаил Юрьевич
  • Софман Борис Львович
  • Горбенко Юрий Сергеевич
  • Славинский Владимир Данилович
  • Шестеркин Николай Григорьевич
SU610710A1
РАЗБОРНЫЙ КАЯК 2004
  • Четвериков Александр Валерьевич
RU2283258C2
Кронштейн для крепления лодочного мотора к байдарке 2019
  • Никишин Михаил Александрович
RU2716376C1
Корпус судна 1989
  • Царенко Анатолий Иванович
SU1763284A1
Байдарка 1980
  • Добрынин Павел Александрович
  • Подъяпольский Константин Алексеевич
  • Кириллов Сергей Иванович
SU906780A1
РАЗБОРНОЕ СУДНО 1990
  • Хоров Валерий Павлович
RU2013283C1
Способ изготовления блока цилиндрической части корпуса судна 1982
  • Тищенко Виктор Ефремович
  • Шутов Альберт Алексеевич
SU1050955A1
КОНДУКТОР И НАБОР-КОНСТРУКТОР ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА ДЕРЕВЯННОЙ МАСШТАБНОЙ МОДЕЛИ СУДНА 2019
  • Сергеев Петр Иванович
RU2709938C1

Иллюстрации к изобретению SU 245 591 A1

Реферат патента 1969 года РАЗБОРНАЯ БАЙДАРКА

Формула изобретения SU 245 591 A1

Фиг.Ч

иг.5 ТТ 6 75 W WLoJattt ч-.. ч. . ZZZir

д .у-еш -- 325 29 33 2226 29 1 Т ж-ж 2 J/ 23 52 3 37 ... / / 26 н 3 35 г 2

8

н)

//1

68 73

67

SU 245 591 A1

Авторы

М. Г. Глаз, В. Ф. Макаров, А. Н. Лихачев, В. В. Корсаков,

Ю. А. Скотников, П. А. Петухов, Е. Г. Кульков А. А. Ферапонтов

Даты

1969-01-01Публикация