Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использована при производстве взрывозащищенных электрических машин.
Известно взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электрической машины, выполненное из подвижных элементов в виде несоединенных между собой плоских колец, образующих взрывонепроницаемые зазоры (щелевые сопряжения) с поверхностью вала, между собой и неподвижными деталями подшипникового узла [1].
Но в таком уплотнении наблюдается проскальзывание плоских колец относительного вала, подвижных и неподвижных поверхностей подшипникового узла, что ведет к износу плоских колец, увеличению механических потерь т.е. снижению коэффициента полезного действия, долговечности и эксплуатационной надежности электрических машин.
В качестве прототипа, совпадающего с предлагаемым изобретением по большинству основных признаков, выбрано взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла, закрытого крышкой, подвижные элементы, образующие взрывонепроницаемые зазоры (щелевые сопряжения) с валом, торцевой плоскостью между собой и стенкой корпуса узла, а также нажимные пружинные элементы, установленные между крышкой узла и торцевой поверхностью крайнего подвижного элемента, выполненного в виде плоского кольца [2].
Однако из-за неравномерного давления нажимными пружинными элементами на крайнее плоское кольцо по всему его периметру, оно в процессе работы подшипникового узла начинает перемещаться в радиальном направлении.
Это приводит к его контакту с вращающимся валом электрической машины и, следовательно, к износу трущихся поверхностей, т.е. к увеличению нормируемой величины радиального взрывонепроницаемого зазора между валом и крайним плоским кольцом.
Таким образом снижается эксплуатационная надежность и срок службы взрывонепроницаемого уплотнения.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение уровня надежности и увеличения срока службы взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла электрической машины путем исключения трения между крайним плоским кольцом и валом электрической машины.
Для этого в известном взрывонепроницаемом уплотнении подшипникового узла электрической машины, содержащем в корпусе узла, закрытого крышкой:
- подвижные элементы, образующие взрывонепроницаемые зазоры с валом, торцевой плоскостью взаимодействия между собой и стенкой корпуса узла;
- нажимные пружинные элементы, установленные между крышкой узла и торцевой поверхностью крайнего подвижного элемента, выполненного в виде плоского кольца;
предлагается указанное кольцо установить в корпусе узла так, чтобы его внешняя поверхность образовывала с внутренней поверхностью корпуса узла радиальный взрывонепроницаемый зазор.
Перечисленные выше признаки, отличные от прототипа, необходимы и достаточны во всех случаях, на которые распространяется объем правовой охраны полезной модели.
Установка крайнего кольца в корпусе узла с образованием между ними взрывонепроницаемого зазора полностью исключает возможность его трения с валом и крышкой, что исключает износ взрывонепроницаемых поверхностей, а следовательно, повышает надежность и увеличивает срок службы самого взрывонепроницаемого уплотнения,
Предложено в корпусе узла устанавливать два подвижных элемента, один в виде крайнего плоского кольца, а другой в виде втулки, аксиальная длина которой выполнена не менее нормируемой длины взрывонепроницаемого зазора.
Это повышает эксплуатационную надежность взрывонепроницаемого уплотнения и упрощает технологию его изготовления, т.к. в этом случае уменьшается число взрывонепроницаемых сопряжений.
Втулка может быть выполнена с фланцем, который образует со стенкой корпуса и крайним плоским кольцом взрывонепроницаемые зазоры.
Такое выполнение втулки позволяет сократить габариты и снизить металлоемкость взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла.
Выполнение радиального воздушного зазора между наружной цилиндрической частью втулки и внутренним диаметром крайнего плоского кольца больше, чем радиальный воздушный зазор между статором и ротором электрической машины, обеспечивает сохранность взрывонепроницаемых зазоров даже при разрушении подшипников.
Предлагается также изготавливать втулку и крайнее плоское кольцо из чугуна или стали. Это позволяет, не снижая эксплуатационной надежности, повысить технологичность и резко сократить расходы на изготовление взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла.
Для исключения проворота крайнего плоского кольца предлагается между ним и крышкой установить штифт.
В случае применения во взрывонепроницаемом уплотнении втулки без фланца, радиальные воздушные зазоры между втулкой и корпусом узла, а также крайним плоским кольцом и валом должны быть выполнены большей величины, чем радиальный воздушный зазор между статором и ротором электрической машины. Это также обеспечивает сохранность взрывонепроницаемых зазоров и, следовательно, обеспечение взрывозащиты даже при аварийной ситуации.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами где:
- на Фиг.1 показан вариант взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла с плоскими кольцами;
- на Фиг.2 - вариант взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла со втулкой и штифтом;
- на Фиг.3 и Фиг.4 - варианты втулки с фланцем.
В корпусе узла 1, закрытого крышкой 2, установлены подвижные элементы, выполненные в виде плоских колец 3 и крайнего плоского кольца 4. Между крышкой 2 и торцевой поверхностью крайнего плоского кольца 4 размещены нажимные пружинные элементы 5 и штифт 6. Вместо плоских колец 3 в корпусе узла 1 устанавливается втулка 7, которая может быть выполнена с плоским фланцем 8 или кольцевой проточкой 9. Между внутренней цилиндрической частью корпуса узла 1 и внешним диаметром плоских колец 3 или втулки 7 выполнен воздушный зазор 10, а между валом 11 электрической машины или цилиндрической частью втулки 7 и внутренним диаметром крайнего плоского кольца 4 выполнен воздушный зазор 12. Величина указанных воздушных зазоров 10 и 12 больше, чем радиальный воздушный зазор между статором и ротором электрической машины (на чертеже не показан).
Обеспечение взрывозащиты осуществляется путем выполнения взрывонепроницаемого зазора 13 между плоскими кольцами 3 или втулкой 7 и валом 11 электрической машины, а также взрывонепроницаемого зазора 14 между плоскими кольцами 3 или втулкой 7 и крайним плоским кольцом 4. Между плоским кольцом 3 или втулкой 7 и корпусом узла 1 выполнен взрывонепроницаемый зазор 15, а между корпусом узла 1 и крайним плоским кольцом 4 взрывонепроницаемый зазор 16.
Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла работает следующим образом.
Под действием пружинных элементов 5 и вращающегося вала 11 плоские кольца 3 или втулка 7 совместно с крайним плоским кольцом 4 сдвигаются в одну сторону и закрывают торцевые взрывонепроницаемые зазоры 14 и 35. Кроме этого плоские кольца 3 или втулка 7 устанавливаются относительно вала 11 c гарантированным взрывонепроницаемым зазором 13, что исключает постоянный контакт с валом 11 и связанный с этим их износ.
За счет штифта 6 исключается проворот крайнего плоского кольца 4, что обеспечивает неподвижность взрывонепроницаемого зазора 16.
Все это упрощает конструкцию взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла, повышает надежность его работы за счет исключения затира вала с плоскими кольцами 3 или с втулкой 7, уменьшения числа подвижных элементов до двух (плоские кольца 3) или одного (втулка 7), а также снижает его производственные затраты, т.к. изготавливать их можно не из цветного сплава, а из чугуна или стали.
Использование втулок 7 с фланцем 8 позволяет при тех же параметрах взрывозащиты сократить габариты взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла и уменьшить его массу.
Выполнение воздушных зазоров 10 и 12 величиной большей, чем величина радиального воздушного зазора между статором и ротором электрической машины позволяет сохранить параметры взрывозащиты взрывонепроницаемого уплотнения подшипникового узла даже в случае полного разрушения подшипника.
В целом прилагаемое взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электрической машины позволяет без больших затрат произвести модернизацию выпускаемых промышленностью взрывонепроницаемых электрических машин, повысить надежность и долговечность работы взрывозащиты при снижении производственных и эксплуатационных затрат.
Источники информации
1. Авторское свидетельство CCCP N523487, Н02К 5/2, 1976 г.
2. Авторское свидетельство СССР N555510, Н02К 5/12, 1977 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2242075C1 |
Уплотнение подшипникового узла взрывозащищенной электрической машины | 1986 |
|
SU1429229A1 |
ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2095915C1 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2226241C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
Взрывонепроницаемое уплотнение под-шипНиКОВОгО узлА элЕКТРОдВигАТЕля | 1979 |
|
SU851653A1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2314623C1 |
Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины | 1984 |
|
SU1179481A1 |
Устройство,передающее крутящий момент,преимущественно трактора К-700 роторного траншейного экскаватора | 1984 |
|
SU1163065A1 |
Взрывонепроницаемое уплотнение вала электрической машины | 1973 |
|
SU486426A1 |
Изобретение относится к области электрорадиотехники и может быть использовано при производстве взрывозащищенных электрических машин. Техническим результатом является упрощение конструкции, повышение надежности, увеличение срока службы, снижение производственных и эксплуатационных затрат. Подвижные элементы, образующие взрывонепроницаемые зазоры с валом электрической машины, торцевой плоскостью взаимодействия между собой и стенкой корпуса узла, выполнены в виде плоских колец и крайнего плоского кольца или втулки и крайнего плоского кольца. Обеспечение взрывозащиты осуществляется путем выполнения взрывонепроницаемого зазора между плоскими кольцами или втулкой и валом электрической машины, а также путем выполнения взрывонепроницаемого зазора между плоскими кольцами или втулкой и крайним плоским кольцом. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
Уплотнение подшипниковых узлов взрывонепроницаемой электрической машины | 1974 |
|
SU555510A2 |
Уплотнение подшипниковых узлов взрывонепроницаемой электрической машины | 1973 |
|
SU523487A1 |
Уплотнение подшипникового узла взрывонепроницаемой электрической машины | 1976 |
|
SU628585A1 |
КОММУТАТОР | 1995 |
|
RU2096919C1 |
US 4119874 A1, 10.10.1978 | |||
СИСТЕМА ВПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115821C1 |
БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВРАЩАЮЩИМИСЯ ПОРШНЯМИ | 1996 |
|
RU2117172C1 |
ПАНЕЛЬ КЛАВИАТУРЫ | 1997 |
|
RU2151419C1 |
Авторы
Даты
2007-05-20—Публикация
2004-10-11—Подача