изобретение относится к устройствам для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов и других гусеничных тяговых машин.
В известных устройствах для изменения колеи используется индивидуальный привод гусениц или другой механизм с изменяемым углом валов, т. е. силы, которые возникают при сцеплении гусеницы с почвой. Такие устройства выгодно применять именно для гусеничных тракторов, так как значительны силы сопротивления почвы поперечному смещению гусениц.
В известном устройстве гусеничные тележки посредством кронштейнов и растяжек шарнирно соединены с корпусом машины. Изменение колеи осуществляется путем поперечного и продольного изменений положения гусениц относительно остова. Для изменения колеи, например, в сторону уменьшения, растяжки одной гусеницы отсоединяют от кронштейнов, противоположную гусеницу затормаживают и включают низшую передачу. Гусеничная тележка занимает новое положение относительно остова машины, после чего растяжки соединяют с проушинами на корпусе.
Поскольку поперечные смещения обеих гусеничных тележек относительно остова одинаковы, то поперечное положение центра тяжести остается постоянным. Однако продольное смещение гусеничных тележек относительно остова из-за изменения углового полол ;ения кронштейнов приводит к изменению продольного положения центра тяжести трактора.
Недостатком известного устройства является то, что продольное положение центра тяжести трактора относительно оси ведущего колеса гусеничного хода зависит от размера колеи. Для тяговых машин положение центра тяжести определяет получение необходимой эпюры давления и, следовательно, получение необходимой тяги. Зависимость положения центра тяжести от размера колеи приводит к ухудшению тягово-сцепных качеств машины.
Другой недостаток известного устройства- в ступенчатом изменении колеи машины, что ограничивает возможность использования трактора для работ в различных междурядьях.
С целью сохранения постоянного продольного положения центра тяжести трактора относительно оси ведущего колеса гусеничного хода при измененной колее, а также возмол ностн бесступенчатого изменения колеи, в предлагаемом устройстве кронштейны, соединяющие гусеничные тележки с остовом, выполнены телескопическими н имеют клеммы для взаимной фиксации элементов телескоп ческого соединения. Кроме того, для получения заданного размера колеи кронштейны снабжены регулируемыми упорами, расположенными на направляющих телескопического соединения. На фиг. 1 схематически изобрал ;ен трактор в общем виде; на фиг. 2 показана конструкция телескопического кронщтейиа с разрезами по А-Л и Б-Б; на фиг. 3 и 4 схематически изображен процесс увеличеиия размера ю колеи трактора; на фиг. 5 н 6 - процесс ее уменьшения. Трактор имеет остов 1, гусеничные тележки 2 и 3, телескопические кронщтейны 4, шарнирно соединяющие тележки с остовом, и рас- 15 5, связывающие кронштейны с тележками. Телескопический кронштейн содерлсит рычаг 6, сопрягаемый посредством клеммы 7 с нанравляющей 8. Направляющая кронштей- 20 на проущиной 9 щарнирно соединена с проущиной 10 остова, а рычаг кронштейна проушиной 11 шарнирно соединен с проушиной 12 телел ки. На направляющей но обе стороны от клем- 25 мы расположены два регулируемых упора- нарулшый 13 и внутренний 14. Уноры выполнены также в виде клемм. Клеммы и упоры с помощью стягивающих болтов 15 и 16 обеспечивают жесткую связь с направляющей. Проущина 10 снабжена двумя упорами- передним 17 и задним 18, ограничивающими угловое перемещение кроищтейна. Эти упоры выполнены в виде двух вертикальных стенок, соединяющих горизонтальные полки 19 и 20 35 нроушины. Нарул ная цилиндрическая поверхность 21 проущины 9 соосна отверстию 22 щарнира и сопрял ена с плоскими участками 23 и 24. Соприкосновение участка 23 со стенкой 25 40 переднего упора 17 соответствует нормальному положению телескопических кронштейнов. В нроцессе изменения колеи кронштейны поворачнваются относительно остова. Нредельный угол поворота кронштейнов ограни- 45 чивается скосом 26 заднего упора 18, с которым соприкасается участок 24. Нроцесс изменения колеи основан на том, что при освоболадении клеммы телескопического соединения гусеница, не нагрулсенная 50 боковыми силами, перемещается параллельпо остову без ионеречного смещения. Если этот процесс осуществляется при перемещении гусеницы из ее нормального полол енпя, кронштейны удлиняются. Если он происходит 55 при иеремещении гусеницы в ее нормальное нололсение, кроиштейиы укорачиваются. Понеречное смещение гусениц в обоих случаях происходит при клеммах телескопических соедппений за счет боковых сил, 60 которые передаются на телел ки через кронщтейны. Нри этом колея изменяется ноочередно для гусеничной телел ки. 5 30 2 относительно остова трактора (см, фиг. 3 и 4 и фиг. 2). Наружные регулировочные упоры 13 кронщтейнов тележки 2 устанавливают на нанравляющей 8 в такое положение, которое соответствует необходимой величине смещения относительно остова. От кронщтейнов этой тележки отсоединяют растяжки, освобождают стягивающие болты 15 клемм 7, нротивоиоложную гусеницу 3 заторма кивают и включают низшую передачу заднего хода тележки 2. Тележка перемещается назад параллельно остову трактора (см. фнг, 3). При этом одновременно меняется угол наклона кронштейнов и расстояние между проушинами кронштейнов 9 и 11, что обеснечивается взаимным перемещением элементов телесконического соединения. Клеммы 7 рычагов скользят по направляющим 8 и достигают наружных уноров 13, которые ограничивают необходимую величину удлинения кронштейнов. Нрн этом изменение углового полол ения кронщтейнов ограничивается скосом 26 заднего упора 18. Тележку 2 останавливают, с помощью клемм 7 лсестко закрепляют рычаги кронштейнов на своих нанравляющих и включают низшую передачу переднего хода. Тележка сдвигается в поперечном направлении относительно остова в положение большего размера колеи, а в нродольном направлении она вместе с кронштейнами занимает первоначальное нолол ение, что фиксируется упорами 17, которые ограничивают перемещение телелски виеред и определяют ее конечное поло жение. Установкой растял :ек 5 в цервоначальное нолол ение заверщается процесс смещения гусеничной тележки. Аналогично смещают вторую тележку относительно остова трактора. Для уменьщения колеи (см. фиг. 5, 6 и фиг. 2) внутренние регулировочные упоры 14 на направляющих 8 кронщтейнов тележки 2 устанавливают в нолол :ение заданного размера колеи, растяжки 5 отсоединяют от кронштейнов (элементы телескопического соедине ния кронштейнов остаются взаимозафиксированными), гусеницу затормаживают и включают низшую передачу заднего хода. Тележка 2 нриблилсается к остову. При этом ее кронщтейны занимают новое угловое положепие, определяемое скосами 26 задних уноров 18. Тележку затормаживают, отпускают стягивающие болты 15 клемм 7 и включают низшую передачу задпего хода тележки 3. Телескопические кронштейны укорачиваются до тех пор, пока клеммы 7 не упрутся во внутренние уноры 14. При этом кронштейны возвращаются в первоначальное угловое полол ение, определяемое передним упором 17. Остановленную телел ку 2 фиксируют относительно остова растяжками 5, которые устанавливают в первоначальное положение. Аналогично уменьшают колею трактора
В описанных примерах смещение гусениц относительно остова обеспечивается ходом смещаемой гусеницы. Такой метод применим преимущественно при использовании индивидуального привода гусениц.
В случае привода гусениц механизмом с изменяемым углом валов, предлагаемое устройство позволяет смещать гусеницу за счет хода противоположной гусеницы. При этом те приводные валы, через которые передается крутящий момент, не меняют своего угла наклона.
В предлагаемом устройстве кронштейны и растяжки так же, как и у известного устройства, расположены между остовом трактора и рамой тележки. В тех случаях, когда ,при минимальной колее гусеница должна располагаться на небольшом расстоянии от остова, кронштейны и растяжки располагаются под остовом трактора.
Предмет изобретения
1. Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов путем использования индивидуального привода гусениц тележек, соединенных шарнирно посредством кронштейнов и растяжек с остовом трактора, отличающееся тем, что, с целью обеспечения постоянного продольного положения гусеничных тележек относительно остова трактора и бесступенчатого изменения колеи, кронштейны выполнены телескопическими и имеют клеммы для взаимной фиксации элементов телескопического соединения.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью получения заданного размера колен, кронштейны снабжены регулируемыми упорами, расположенными на направляющих телескопического соединения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРТАЛЬНЫЙ ТРАКТОР С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОЛЕЕЙ | 1972 |
|
SU335144A1 |
Устройство для изменения колеи гусеничного трактора | 1972 |
|
SU683944A1 |
ГЛАВСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ)трлЛй^и;!.л:!:Eii7;,G- | 1965 |
|
SU167753A1 |
Гусеничный трактор | 1976 |
|
SU667443A1 |
Гусеничное транспортное средство с изменяемой колеей | 1976 |
|
SU591349A1 |
Портальный трактор с изменяемой колеей | 1975 |
|
SU537884A1 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1967 |
|
SU197414A1 |
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2025378C1 |
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2042535C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2720694C1 |
Б-Б
иг 2
5 А
А
A k
Я Я
Риг.5
иг.6
Даты
1970-01-01—Публикация