Изобретение относится к судостроению, в частности, к успокоителям бортовой качки судов.
Известны успокоители бортовой качки, содержащие цистерну со свободной поверхностью жидкости и насос для заполнения и опорожнения цистерны.
Предложенный успокоитель бортовой качки отличается тем, что в цистерну помещен дифференциальный датчик давления, связанный с фазовым уравнителем, получающим сигналы от датчика качки, и связанный с насосом через регулятор уровня жидкости в цистерне. Это повышает его эффективность путем взаиимосвязи фазы колебания судна с фазой колебания уровня жидкости в цистерне при различном состоянии моря.
На фиг. 1 показана блок-схема описываеМого успокоителя бортовой качки; на фиг. 2 - кривые частотных характеристик судна при различных видах стабилизации.
Успокоитель включает в себя успокоительную цистерну / со свободной поверхностью. Цистерна установлена на судне и расположена перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Цистерна частично заполнена рабочей жидкостью так, что колебания жидкости в цистерне настраиваются на частоту бортовой качки судна и имеют по отношению к ней запаздывание по фазе на 90°. Рабочая жидкость
может подаваться из бортовой резервной цистерны 2. Реверсивный насос 3 предназначен для подачи или откачивания рабочей жидкости в цистерну / или из нее. Если в качестве рабочей жидкости используется морская вода, то трубопровод насоса связан с заборной водой.
Датчик 4 помещается внутри цистерны 1, воспринимая колебание уровня жидкости и
вырабатывая электрический сигнал, который поступает к фазовому уравнителю 5, воспринимающему также сигналы от датчика 6 бортовой качки. Уравнитель 5 настраивает свой выходной сигнал к устройству 7 управления
насосом, вырабатывающему сигналы 8 при сдвиге фаз за предусмотренные пределы. Датчик 4 выполнен в виде устройства, реагирующего на разность давлений рабочей жидкости, создаваемую при качке левого и правого
борта цистерны /. При этом сигналы к датчику поступают по трубам 9 м 10, расположенным соответственно с правого и левого бортов цистерны ниже поверхности жидкости.
В качестве фазового уравнителя можно использовать фазовый детектор, который вырабатывает сигнал постоянного тока в соответствии со сдвигом фаз выходных сигналов. Датчиком бортовой качки может быть обычный гироскоп.
включать в себя - обычную аппаратуру для приема изменяющихся сигналов постоянного тока.
Во время работы системы командный сигнал 8 выдается в диапазоне 70-110°. При угле, равном или меньшем 70°, устройство 7 подает импульс к насосу 5 на выкачивание жпдкости. Насос работает до тех нор, пока угол бортовой качкп не достигнет угла отставапия по фазе 85°. Затем насос отключ1ается. Диалогично осундествляется наполнение цистерны жидкостью, когда колебания в цистерне отстают от колебаний судна на 110° или больший угол. Наполнение продолжается до снижения отставания по фазе 90°. Таким образом, заполнение или опорожнение цистерны будет происходить только тогда, когда будет превышен запрограммированный предел допустимых углов сдвига фаз 70-110°. Наполнение и опорожпение продолжается, пока угол отставания фазы не попадет в интервал 85-90°.
Когда индикаторные лампочки // показывают, что уровень жидкости слишком низок или высок для правильного соотношения фаз, то регулирование производят вручную регулятором 12.
Кривая /1 частотной характеристики относится к случаю неуравновешенного судна, а кривая Б - к случаю уравновешивания успокоителем качки с цистерной со свободной поверхностью при устойчивом уровне рабочей среды, отрегулированном на резонанс с естественной частотой бортовой качки. Кривая В относится к случаю с успокоительной цистер,иой, соответствуюшей кривой Б с использованием принципа настояшего изобретения, исключающей нестабильность в экстремальных точках частотного диапазона.
Предмет изобретения
Успокоитель бортовой качки, содержащий цистерну со свободной поверхностью жидкости и насос для заполнения или опорожнения цистерны, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности путем взаимосвязи фазы колебания судна с фазой колебания уровня жидкости в цистерне при различном состоянии моря, в цистерну помещен дифференциальный датчиК давления, связанный с фазовым уравнителем, получающим сигналы от датчика 1качки, и связанный с насосом через регулятор уровня жидкости в цистерне.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСПОКОИТЕЛЬ БОКОВОЙ КАЧКИ СУДНА | 2012 |
|
RU2500568C1 |
СПОСОБ УМЕРЕНИЯ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА ПОСРЕДСТВОМ ПАССИВНОГО УСПОКОИТЕЛЯ БОРТОВОЙ КАЧКИ И ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА | 2013 |
|
RU2529244C1 |
ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА | 1992 |
|
RU2047538C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ АКТИВНОЙ И ПАССИВНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ СУДНА | 2008 |
|
RU2507105C2 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА | 1971 |
|
SU296679A1 |
Успокоитель качки плавучего средства | 1969 |
|
SU454728A3 |
Пассивный успокоитель качки плавающего средства | 2017 |
|
RU2717402C2 |
БИБЛИОТЕКА ' | 1970 |
|
SU264290A1 |
ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИСУДНА | 1970 |
|
SU269846A1 |
Морской теплогенератор | 2021 |
|
RU2773589C1 |
tX
200 250 300
зх
Ш
SO Риг 2
Даты
1970-01-01—Публикация