Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в ненапряженных шпоночных соединениях.
Известные шпоночные устройства содержат вал и обхватывающую деталь, соединенные шпонкой. Иедостаток таких конструкций шпоночных устройств состоит в необходимости выполнения пазов в соединяемых деталях, в частности в обхватываюпдей детали. Наличие пазов в соединяемых деталях приводит к неблагоприятному виду нагружения - концентрации внутренних напряжений по углам пазов. Кроме этого, следует отметить сравнительно высокую трудоемкость выполнения известных шпоночных соединений.
В предлагаемом устройстве устранена необходимость выполнения пазов принятой формы, что создает благоприятные условия нагружения входящих в устройство деталей.
Кроме того, детали шпоночного устройства менее точны в изготовлении, устройство менее трудоемко.
В описываемом устройстве шпонкой служит сегмент, хордой опирающийся на лыску вала (оси). Сегмент заключен в прорезь, выполненную в обхватывающей детали, и замыкается кольцом, которое насаживается по посадке с натягом на внешнюю поверхность обхватывающей детали. Кривизна сегмента при этом соответствует кривизне внешней поверхности обхватывающей детали. Сборка такого устройства производится путем радиального заведения шпонкн-сегмента в прорезь обхватывающей детали и не требует ориентпрованного осевого перемещения сопрягаемых деталей на всЕО длину сопряжения, что очень важно в случаях затрудненной сборки.
На чертеже изображено устройство, два варианта выполнения.
Обхватывающая деталь (втулка, шестерня и т. д.) 1 насажена на вал (ось) 2. Вал имеет лыску, на которую опирается хордой сегмент (шпонка) 3. Сегмент 3 помещен с малым зазором в прорезь, которая выполнена в детали /. Глубина прорези соответствует высоте сегмента. Кольцо 4 служит замком для сегмента, и может быть насажено на наружную поверхность детали / с гарантированным иатягом или зафиксировано стопорящим винтом.
Роль замкового кольца может выполнять любая деталь (подшпппик, дифлектор, втулка и др.), в которой есть конструктивная необходимость в проектируемом механизме, где применено данное шпоночное устройство (например, подшипник 5, вариант /).
Крутящий момент через лыску вала нагружает сегмент, который в свою очередь передает крутящий момент обхватывающей детали также через свою хорду в местах ее конОписанное шпоночное устройство наряду с передачей крутящего момента может служить для фиксации обхватывающей детали на залу ири осевом иеремещении ио нему. В этом случае вал должен иметь вместо лыски поперечный паз, по ширине соответствующий толщине сегмента (вариант //).
Предмет изобретения
Шпоночное устройство, содержащее вал и обхватывающую деталь, соединенные между
собой с помощью шпонки, отличающееся тем, что, с целью облегчения технологии его изготовления, оно снабжено фиксирующим кольцом, надетым на обхватывающую деталь, а шпонка выполнена в виде сегмента, помещенного в прорезь, предусмотренную в обхватывающей детали, и установленного хордой на лыске или в ирорези, выиолнепной на валу, причем диаметр сегмента равен наружному диаметру обхватывающей детали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1973 |
|
SU407098A1 |
Соединение типа вал-втулка для передачи крутящего момента | 1989 |
|
SU1742542A1 |
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2278938C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2008 |
|
RU2374510C1 |
РАСТОЧНАЯ ГОЛОВКА | 1992 |
|
RU2014172C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1991 |
|
RU2015423C1 |
Шпоночное соединение | 1979 |
|
SU783491A1 |
ШАРНИР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2206697C1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА СО СТУПИЦЕЙ КОЛЕСА И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ НЕГО | 2003 |
|
RU2253764C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2468254C1 |
Даты
1970-01-01—Публикация