ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ Советский патент 1970 года по МПК F16C23/04 

Описание патента на изобретение SU284753A1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции опор скольжения со спиральными канавками на криволинейных опорных поверхностях пяты и подпятника.

При создании опор скольжения с криволинейными опорными поверхностями необходимо обеспечить между ними надежный равномерный зазор при различных условиях нагружения.

Известны сферические опоры скольжения со спиральными канавками на опорных поверхностях пяты и подпятника, выполненных монолитными, при этом несущие поверхности обработаны с точностью до нескольких десятых долей микрона.

Незначительное смещение пяты относительно вогнутой сферической поверхности подпятника, которое возникает при нагружении опоры, вызывает изменение зазора и толщины масляной пленки по всей поверхности нагружения. Это уменьшает грузоподъемность опоры и при повышенных нагрузках может привести к металлическому контакту пяты и подпятника.

только к усложнению и удорожанию изготовления элементов опоры.

Более надежная стабилизация толщины смазочного слоя и повыщение грузоподъемности опоры достигается за счет выполнения подпятника в виде тонкостенной металлической оболочки, что и сообщает опоре ряд преимуществ.

Благодаря упругости оболочкоподобного подпятпика зазор между опорными поверхностями в процессе будет примерно постоянным по большей части поверхности нагружения, что значительно увеличивает допускаемую нагрузку на опору.

Подпятник может быть изготовлен из листового материала и весьма экономичным образом, например штамповкой.

По сравнению с подобными или более массивными подпятниками из .пластика, обладающего значительной упругостью, подпятник из листового металла является более теплостойким.

Толщина оболочки подпятника может несколько изменяться в зависимости от свойств металла, из которого она выполнена, и других факторов. Она должна быть около 10% диаметра опорной поверхности.

рисунок канавок; на фиг. 3 - односторонняя сферическая опора со спиральными канавками в продольном разрезе; на фиг. 4 - тороидальная оиора со спиральными канавками в продольном разрезе.

Сферическая опора со спиральными каназками состоит из шара 1, установленного в чашевидном подпятнике 2, выполненном в виде тонкостенной металлической оболочки. На вогнутой поверхности 3 выполнены спиральные канавки 4, которые нагнетают смазку в направлении центра подпятника при врандении шара в нужном направлении относительно оси опоры. С противоположной стороны шара имеется оболочка 5 с канавками 6 на опорной поверхности. Эти канавки расположены таким образом, чтобы смазка нагнеталась к центру оболочки при ее враш.ении в направлении, , противоположном вышеуказанному, относительно шара, который в этом случае остается неиодвижным.

При таком выполнении спиральных канавок опора может быть использована для реверсивного врашения.

Лодпятник снабжен фланцем 7, который покоится на крышке 8 гильзы 9, охватываюшей опору.

Фланец может быть плоским, коническим или может быть снабжен цилиндрическим участком для создания масляной ванны. Внутри гильзы размещена втулка 10, охватываюшая вал 11, с незначительным зазором между ними.

Оболочка также снабжена фланцем 12, который опирается на плоскую опорную поверхность 13 на конце вала. Подпятник и оболочка могут быть радиально смешены относительно своих опор, и поэтому шар может автоматически занять положение, в котором его центр располагается на оси вращения вала.

Так как подпятник поддерживается окружающей опорной поверхностью 14, то при создании осевой нагрузки поверхность подиятника будет упруго приспосабливаться к шару. Поэтому точность изготовления не имеет такого значения, как если бы подиятник был выполнен монолитным. Путем соответствующей регулировки положения опорной иоверхности относительно линии приложения нагрузки и толщины оболочки подпятника можно получить форму зазора между шаром и подпятником, которая наиболее соответствует назначению опоры.

Подпятник и оболочку опоры чаще всего изготавливают, выдавливая спиральные канавки на плоском листе. Затем лист формируют по шару, чтобы придать ему сферическую форму. В процессе формирования иолосы между канавками чеканятся.

Обычно принято проектировать рисунок канавок так, чтобы ширина S канавок и ширина а расстояний между ними (полос) были равны. Рисунок канавок предпочтительно изготавливается так, чтобы -- 1.

Опора со спиральными канавками для одностороннего вращения состоит из шара /, положение которого относительно оси вращения фиксируется торцом вала 15 и гильзой 9. При этом внутренняя поверхность гильзы центрирует и вал, и шар.

Подпятник и Б этом случае снабжен фланцем, имеющим цилиндрическую надставку 16, образуя масляную ванну. Надставка служит также для рассеивания тенла, образующегося в подщипнике.

Подпятник 2 опирается на плоскую поверхность 14 с возможностью радиального перемещения.

На фиг. 4 изображена опора со спиральны.ми канавками, в подпятнике 2 которой выполнено центральное отверстие и в нем установлен вал //. В этом случае вогнутая поверхность подпятника формируется в виде сектора, ио может быть сферической или конической. „.,

Предмет изобретения

1.Опора скольжения, содержащая сферическую пяту, соединенную с валом машины, и подпятник, установленный в корпусе, со спиральными канавками на одной из криволинейных поверхностей, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации толщины смазочного слоя и повыщения грузоподъемности, подпятник выполнен в виде тонкостенной оболочки.

2.Опора скольжения по п. 1, отличающаяся те.м, что стенка оболочки подпятника имеет постоянную толщину.

3.Опора скольжения по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что ширина спиральных канавок меньще, чем расстояние между ними.

4.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся тем, что подпятник снабжен кольцевым фланцем.

5.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся тем, что подпятник установлен в корпусе с возможностью радиального перемещения, а пята жестко соединена с валом.

6.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся те.м, что подпятник жестко соединен с корпусом, а пята установлена на валу с возмол :ностью радиального перемещения.

7.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся те.м, что пята и подпятник зафиксироваиы соответственно относительно вала и корпуса.

8.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся тем, что пята и подпятник установлены соответственно на валу и в корпусе с возможностью осевого перемещения.

9.Опора скольжения по пп. I-4, отлачающаяся тем, что пята выполнена в виде щара и снабжена дополнительной тонкостенной оболочкой, по форме соответствующей подпятнику, содержащей спиральные канавки противоположного направления и установленной между валом и пятой.

Похожие патенты SU284753A1

название год авторы номер документа
ОПОРА НАЖИМНОГО ВИНТА ПРОКАТНОГО СТАНА 1999
  • Сафронов В.И.
RU2162382C2
СКОРОСТНАЯ КАМНЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ОСЕЙ ПРИБОРОВ 1996
  • Андреева Ольга Георгиевна
  • Вечтомов Виталий Михайлович
RU2112267C1
Реверсивный подпятник скольжения 1975
  • Байбородов Юрий Иванович
SU826114A1
ДВУСТОРОННИЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 1998
  • Атаров М.Н.
  • Пешти Ю.В.
RU2153606C2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2002
  • Миллер Доналд С.
  • Эллен Дэйвид Дж.
RU2289045C2
ДВУСТОРОННИЙ ОСЕВОЙ ГИБРИДНЫЙ ГАЗОВЫЙ ПОДШИПНИК СО СПИРАЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 1998
  • Атаров М.Н.
  • Пешти Ю.В.
RU2154753C2
ШПИНДЕЛЬНАЯ ОПОРА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Полей Николай Лейбович
RU2397379C1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ВАЛОВ ПОГРУЖНЫХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ 2007
  • Белоконь Игорь Иванович
  • Стеценко Юрий Николаевич
RU2376505C2
Гидродинамическая осевая опора 1990
  • Кривонос Владимир Константинович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Боруха Владимир Григорьевич
  • Погребняк Валерий Васильевич
SU1762006A1
ОСЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Дудкин М.П.
  • Ванцев В.Ю.
  • Салынов В.В.
RU2201489C1

Иллюстрации к изобретению SU 284 753 A1

Реферат патента 1970 года ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Формула изобретения SU 284 753 A1

Риг.2

SU 284 753 A1

Авторы

Карл Эвальд Андреас Готберг Швеци

Иностранна Фирма Актиеболагет Свенска Куллагерфабрикен

Даты

1970-01-01Публикация