Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции опор скольжения со спиральными канавками на криволинейных опорных поверхностях пяты и подпятника.
При создании опор скольжения с криволинейными опорными поверхностями необходимо обеспечить между ними надежный равномерный зазор при различных условиях нагружения.
Известны сферические опоры скольжения со спиральными канавками на опорных поверхностях пяты и подпятника, выполненных монолитными, при этом несущие поверхности обработаны с точностью до нескольких десятых долей микрона.
Незначительное смещение пяты относительно вогнутой сферической поверхности подпятника, которое возникает при нагружении опоры, вызывает изменение зазора и толщины масляной пленки по всей поверхности нагружения. Это уменьшает грузоподъемность опоры и при повышенных нагрузках может привести к металлическому контакту пяты и подпятника.
только к усложнению и удорожанию изготовления элементов опоры.
Более надежная стабилизация толщины смазочного слоя и повыщение грузоподъемности опоры достигается за счет выполнения подпятника в виде тонкостенной металлической оболочки, что и сообщает опоре ряд преимуществ.
Благодаря упругости оболочкоподобного подпятпика зазор между опорными поверхностями в процессе будет примерно постоянным по большей части поверхности нагружения, что значительно увеличивает допускаемую нагрузку на опору.
Подпятник может быть изготовлен из листового материала и весьма экономичным образом, например штамповкой.
По сравнению с подобными или более массивными подпятниками из .пластика, обладающего значительной упругостью, подпятник из листового металла является более теплостойким.
Толщина оболочки подпятника может несколько изменяться в зависимости от свойств металла, из которого она выполнена, и других факторов. Она должна быть около 10% диаметра опорной поверхности.
рисунок канавок; на фиг. 3 - односторонняя сферическая опора со спиральными канавками в продольном разрезе; на фиг. 4 - тороидальная оиора со спиральными канавками в продольном разрезе.
Сферическая опора со спиральными каназками состоит из шара 1, установленного в чашевидном подпятнике 2, выполненном в виде тонкостенной металлической оболочки. На вогнутой поверхности 3 выполнены спиральные канавки 4, которые нагнетают смазку в направлении центра подпятника при врандении шара в нужном направлении относительно оси опоры. С противоположной стороны шара имеется оболочка 5 с канавками 6 на опорной поверхности. Эти канавки расположены таким образом, чтобы смазка нагнеталась к центру оболочки при ее враш.ении в направлении, , противоположном вышеуказанному, относительно шара, который в этом случае остается неиодвижным.
При таком выполнении спиральных канавок опора может быть использована для реверсивного врашения.
Лодпятник снабжен фланцем 7, который покоится на крышке 8 гильзы 9, охватываюшей опору.
Фланец может быть плоским, коническим или может быть снабжен цилиндрическим участком для создания масляной ванны. Внутри гильзы размещена втулка 10, охватываюшая вал 11, с незначительным зазором между ними.
Оболочка также снабжена фланцем 12, который опирается на плоскую опорную поверхность 13 на конце вала. Подпятник и оболочка могут быть радиально смешены относительно своих опор, и поэтому шар может автоматически занять положение, в котором его центр располагается на оси вращения вала.
Так как подпятник поддерживается окружающей опорной поверхностью 14, то при создании осевой нагрузки поверхность подиятника будет упруго приспосабливаться к шару. Поэтому точность изготовления не имеет такого значения, как если бы подиятник был выполнен монолитным. Путем соответствующей регулировки положения опорной иоверхности относительно линии приложения нагрузки и толщины оболочки подпятника можно получить форму зазора между шаром и подпятником, которая наиболее соответствует назначению опоры.
Подпятник и оболочку опоры чаще всего изготавливают, выдавливая спиральные канавки на плоском листе. Затем лист формируют по шару, чтобы придать ему сферическую форму. В процессе формирования иолосы между канавками чеканятся.
Обычно принято проектировать рисунок канавок так, чтобы ширина S канавок и ширина а расстояний между ними (полос) были равны. Рисунок канавок предпочтительно изготавливается так, чтобы -- 1.
Опора со спиральными канавками для одностороннего вращения состоит из шара /, положение которого относительно оси вращения фиксируется торцом вала 15 и гильзой 9. При этом внутренняя поверхность гильзы центрирует и вал, и шар.
Подпятник и Б этом случае снабжен фланцем, имеющим цилиндрическую надставку 16, образуя масляную ванну. Надставка служит также для рассеивания тенла, образующегося в подщипнике.
Подпятник 2 опирается на плоскую поверхность 14 с возможностью радиального перемещения.
На фиг. 4 изображена опора со спиральны.ми канавками, в подпятнике 2 которой выполнено центральное отверстие и в нем установлен вал //. В этом случае вогнутая поверхность подпятника формируется в виде сектора, ио может быть сферической или конической. „.,
Предмет изобретения
1.Опора скольжения, содержащая сферическую пяту, соединенную с валом машины, и подпятник, установленный в корпусе, со спиральными канавками на одной из криволинейных поверхностей, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации толщины смазочного слоя и повыщения грузоподъемности, подпятник выполнен в виде тонкостенной оболочки.
2.Опора скольжения по п. 1, отличающаяся те.м, что стенка оболочки подпятника имеет постоянную толщину.
3.Опора скольжения по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что ширина спиральных канавок меньще, чем расстояние между ними.
4.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся тем, что подпятник снабжен кольцевым фланцем.
5.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся тем, что подпятник установлен в корпусе с возможностью радиального перемещения, а пята жестко соединена с валом.
6.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся те.м, что подпятник жестко соединен с корпусом, а пята установлена на валу с возмол :ностью радиального перемещения.
7.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся те.м, что пята и подпятник зафиксироваиы соответственно относительно вала и корпуса.
8.Опора скольжения по пп. 1-3, отличающаяся тем, что пята и подпятник установлены соответственно на валу и в корпусе с возможностью осевого перемещения.
9.Опора скольжения по пп. I-4, отлачающаяся тем, что пята выполнена в виде щара и снабжена дополнительной тонкостенной оболочкой, по форме соответствующей подпятнику, содержащей спиральные канавки противоположного направления и установленной между валом и пятой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА НАЖИМНОГО ВИНТА ПРОКАТНОГО СТАНА | 1999 |
|
RU2162382C2 |
СКОРОСТНАЯ КАМНЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ОСЕЙ ПРИБОРОВ | 1996 |
|
RU2112267C1 |
Реверсивный подпятник скольжения | 1975 |
|
SU826114A1 |
ДВУСТОРОННИЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2153606C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2289045C2 |
ДВУСТОРОННИЙ ОСЕВОЙ ГИБРИДНЫЙ ГАЗОВЫЙ ПОДШИПНИК СО СПИРАЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 1998 |
|
RU2154753C2 |
ШПИНДЕЛЬНАЯ ОПОРА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2397379C1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ВАЛОВ ПОГРУЖНЫХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ | 2007 |
|
RU2376505C2 |
Гидродинамическая осевая опора | 1990 |
|
SU1762006A1 |
ОСЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2201489C1 |
Риг.2
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация