Известны способы регулирования зоны контакта путем изменения кривизны линии зуба за счет изменения передаточного отношения обкатки и использования специальных механизмов, искривляющих траекторию движения инструментов.
При реализации известных способов получения продольного отвода поверхностей криволинейных зубьев в конических парах применяется усложненный режущий инструмент с увеличенной номенклатурой, что нецелесообразно в условиях серийного и индивидуального производств. Особенно это характерно для тех случаев, когда величину продольного отвода зубьев требуется регулировать в соответствии с теми или иными условиями эксплуатации передачи. Предлагаемый способ позволяет нарезать конические колеса с криволинейными зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей, простым инструментом при его сравнительно небольшой номенклатуре.
С этой целью заготовку устанавливают со смещением вдоль оси производящего инструментального колеса и вдоль собственной оси на величины, определяемые соотношением сторон треугольника, образованного осью и общей образующей расчетного начального конуса и линий постоянного давления инструмента, с соответствующим смещением оси враще1НИЯ инструмента вдоль общей образующей
производящего инструментального колеса, и рассчитанным изменением отнощения угловых скоростей заготовки и производящего колеса. На фиг. 1 показана схема нарезания конической пары с криволинейными понижающимися зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей и увеличивающийся к узкому торцу угол зацепления; на фиг. 2 - схема нарезания конической пары с криволинейными
понижающимися зубьямп, имеющими продольный отвод поверхностей и увеличивающийся к широкому торцу угол зацепления; на фиг. 3 - схема нарезания конической пары с криволинейными равновысокими зубьями, имеющими
продольный отвод поверхностей и увеличивающийся к узкому торцу угол зацепления; 1на фиг. 4 - схема нарезания конической пары с криволинейными равновысокими зубьями, имеющими продольный отвод поверхностей и
увеличивающийся к широкому торцу угол зацепления.
На зубьях колес / и //, имеющих общую образующую ОР иачального конуса, выбирают произвольное сечение ВВ, в точке Р которого
желательно иметь центр будущего локализованного пятна контакта в зацеплении. Образующие делительных конусов при нарезании колес / и // направляют соответственно под некоторыми углами Pi и ро в ту или иную стопересекаются с осями колес / и // в точках айв.
Через точки айв проводят линии, перпендикулярные соответствующим линиям ножек зубьев, тзК, что точка О их встречи будет лежать на образующей ОР. Линии аОи бОпредставляют собой оси производящих колес при нарезании колес и И рассматриваемой пары. Точка Овстречи осей производящих ;колее смещена по отнощению к точке О пересечения осей нарезаемых колес. Это вызывает необходимость в изменении наладки станка по сравнению с обычным нарезанием. В частности, линии аР и вР становятся общими образующими производственных начальных конусов с верщинами в точках айв производящего колеса и соответствующего нарезаемого колеса. Вдоль этих линий без искажения переносится угол давления инструмента. Следовательно, вдоль линии ОР получается переменный угол зацепления в нормальном сечении зубьев.
На фиг. 1 и 3 угол зацепления увеличивается в сторону узкого торца и уменьщается в сторону щирокого торца по сравнению с углом зацепления в выбранном сечении ВВ; на фиг. 2 и 4 картина изменения угла зацепления будет обратной. Считая зацепление в сечении ВВ нулевым, получают в остальных сечениях зацепление с положительным или отрицательным суммарным сдвигом (на развертках дополнительных конусов). При некомпенсированном обратном сдвиге во всех сечениях вдоль зуба, кроме сечения ВВ, образуется увеличивающийся к краям зубьев зазор, т. е. отвод поверхностей зубьев вдоль их длины. В сечении ВВ зацепление будет плотным.
Образование продольного отвода поверхностей зубьев, т. е. возникновение точечного
(вместо линейного) характера контактировании зубьев в зацеплении, можно объяснить и по другому. Действительно, появление углов р1 и 2 приводит к пересечению характеристик производящего и нарезаемого колеса / с характеристиками производящего и нарезаемого колеса //, что, в -свою очередь, обусловливает наличие точечного зацепления между колесами / и //. Количественная связь между углами РЬ р2 и степень продольного отвода поверхностей зубьев может быть определена экспериментально или аналитически. При этом очевидно, что увеличение этих углов вызывает увеличение продольного отвода (уменьшение длины пятна контакта в зацеплении) и наоборот.
Меняя значения углов Pi и Р2, получают желаемую степень отвода зубьев по длиие, т. е. требуемую величину длины пятна контакта в передаче.
Предмет изобретения
Способ нарезания конических колес с криволинейными зубьями для обкатных передач, отличающийся тем, что, с целью получения точечного пятна контакта в заданной зоне, заготовку устанавливают со смещением вдоль оси производящего инструментального колеса и вдоль собственной оси на величины, определяемые соотнощением сторон треугольника, образованного осью и общей образующей расчетного начального конуса и линией постоянного давления инструмента, с соответствующим смещением оси вращения инструмента вдоль общей образующей -производящего инструментального колеса, и рассчитанным изменением отношения угловых скоростей заготовки и производящего колеса.
Фи. /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС НА СТАНКЕ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС МЕТОДОМ ОБКАТКИ | 1993 |
|
RU2088386C1 |
Способ нарезания конических зубчатых колес | 1960 |
|
SU138135A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2004 |
|
RU2275277C1 |
Способ изготовления зубчатой пары с круговыми зубьями | 1986 |
|
SU1468692A1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНОЙ ФОРМОЙ ЗУБЬЕВ | 2012 |
|
RU2502585C1 |
ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2019762C1 |
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА, СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ | 1998 |
|
RU2200262C2 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМОЙ ЗУБЬЕВ | 2007 |
|
RU2347650C1 |
Устройство Баранова М.К. к станку для обработки конических зубчатых колес | 1989 |
|
SU1734571A3 |
Способ обработки зубчатых колес | 1990 |
|
SU1797530A3 |
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация