Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к антиюзовой автоматике тормозных систем авиаколес.
Как Показывают результаты эксплуатации, при торможении самолетов на пробеге происходят случайные срабатывания инерционных датчиков торможения, причем особенно часто при лосадке самолета на взлетно-носадочные площадки (ВПП), имеющие неровности (а на бетонированных ВПП - неровности покрытия в местах стыка бетонных плит). Случайные срабатывания датчика приводят к дополнительным потерям давления в тормозах авиаколес и, как следствие этого, к уменьшению эффективности работы тормозной системы в целом, к дополнительным нагрузкам эле.ментов тормозной цепи и других деталей и узлов шасси, что значительно уменьшает их ресурс и ресурс самих агрегатов антиюзовой автоматики. Кроме перечисленных, к недостаткам существующих конструкций инерционных датчиков торможения можно отнести и необходимость постоянной настройки чувствительности.
Целью изобретения является устранение всех выше перечисленных недостатков. Решение этой технической задачи достигается созданием конструкции инерционного датчика торможения с центробежным регулятором, смонтированным во внутреннем диаметре валика привода маховика, что обеспечивает автоматическое регулирование чувствительности датчика пропорционально угловой скорости вращения тормозного колеса.
На чертеже 1 3ображен инерционный датчик тор.можения, общий вид, в разрезе.
В шарикоподшипниках 1 корпуса 2, ненодвижно закрепленного на корпусе тормоза колеса, установлен валик 3 датчика, получающий вращение через шпонку 4 и шестерню 5 от щестерпи вращающегося тормозного колеса. Через толкатель-поводок 6, находящийся в прорези валика 3, и через фрнкцнои 7 с ссрводействием вращение передается маховику 8,
расположенному на двухшариковы.х опорах 9. Толкатель-поводок 6 имеет возможность возвратно-поступательного движения в прорези вдоль оси валика 3 и возвращен 1я в крайнее нравое положение (по чертежу) под дейстБием толкателя 10 и пружин // и 12. В полости, образованной двумя половинами валика 3, вращаются два центробежных грузика }3, являющихся основной частью центробежного регулятора. При выдвижени толкателя
10 в сторону крышки 14 рычаг /5, поворачиваясь вокруг оси 16. воздействует через регулировочный винт 17 на кнопку копцевого выключателя 18. Чувствительность датчика определяется величипо натяжения пружины //,
пружины 12, которые регулируются подбором шайб 19.
Прп посадке самолета пращеппе от колеса, ка.к было оппсапо выше, передается на валик: 3, а одновремепно с ним вращаются маховпкй и центробежные грузики УЗ, которые, поворачиваясь вокруг своих гранен, перемещают втулку 20, сжимая регулировочную пружину
21и пружппу 11. Еслп тормозной момент колеса 1не превышает момент сценлення шнны с ВПП, то рассогласование угловых скоростей вран1, валика 3 и маховика 8 отсутствует (они вращаются синхронно).
При вхождении колеса в «юзовый режим нроисходнт рассогласование угловых скорое1ей (Валик отстает, и маховик становится ведущим по отношению к нему). Л1аховнк, иоворачнвая через фрикцпон 7 корпус фрикциона
22(но достижении велпчииы отрнцательного углового ускорения eg), создает вращающий момеит Мкр 5т-гё (Sm - момент ииерции маховика), выдвигает но винтовым поверхностям корпуса фрикциона толкатель-иоводок 6, который через толкатель 10 нреодолевает сонротнвление пружин // н 12 п иоворачнвает рычаг 15. Происходит срабатыванне датчика с соответствующим растормаживаинем колеса, оно раскручивается, и валик 3 догоняет маховик 8, в результате толкатели возвращаются в исходное ИОоТожение. При последующем вхождении колеса в юз. процесс повторяется.
По мере падения угловой скорости колеса в процессе затормажпваиия падает и угловая скорость валика 3, вследствие чего ослабевается действие центробежных грузиков 13, уменьшается усилне нружины 11, и чувствительность датчика новыщается. Однако в случае вхождения колеса в нрогреесирующий юз, Когда происходит резкое паден«е его угловой скорости и валика 3, действие грузиков ослабевает, и чувствительность датчика резко повышается с выводом колеса из прогрессирующего юза.
Предмет изобретения
Инерциониый датчик торможения тормозного колеса с автоматически изменяемой настройкой чувствительности, содержании маховик с валиком привода, толкатель, рычаг с пружииами, мпкровыключатель н клапап растормажнвания, отличающийся тем, что, с целью исключения случайн1)1х срабатываний датчика, увеличеиия его ресурса и повып енин эффективности торможения, внутри валика привода маховика смонтирован регулятор для автоматнчсского регулнроваипя чувстрлггелькостн датчнка нронорционально угловой скорости врапде1И1я тормозного колеса, например центробежный.
/7
t 5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЙАТЕНТЙО- 1Л^^ | 1970 |
|
SU281176A1 |
Инерционный датчик | 1959 |
|
SU126024A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ДАТЧИК АНТИЮЗОВОЙ СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ КОЛЕС | 1971 |
|
SU315649A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2009077C1 |
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС | 1967 |
|
SU205581A1 |
ДАТЧИК ЗАМЕДЛЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2297346C2 |
ДАТЧИК АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2308384C1 |
СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ДЛИНЫ ПРОБЕГА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469912C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ АДАПТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТОРМОЗА И ОБНАРУЖЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ | 2003 |
|
RU2304533C2 |
Противоблокировочное устройство тормозной системы транспортного средства | 1976 |
|
SU651999A1 |
Даты
1971-01-01—Публикация