Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам антиюзовой автоматики тормозных систем колес самолетов, и предназначено для получения электрических сигналов при заданных величинах отрицательного углового ускорения и угловой скорости.
Наряду с использованием первого сигнала в антиюзовой автоматике может быть использован и второй сигнал, например, для автоматического выпуска парашюта, включения системы жид.костнсго охлаждения тормозов, начала затормаживания или выпуска и уборки лыж в колесно-лыжном шасси и т. п.
Известен инерционно-центробежный двухсигнальный датчик, содержащий маховик с встроенным в него фрикционом колодочного типа и подпружиненные сухарики, которыепод действием центробежных сил перемещаются в радиальном направлении и через толкатель и рычаг действуют на микровыключатель. Однако центробежный механизм датчика срабатывает нестабильно, и ресурс его невелик вследствие потерь на трение грузов об опорные и боковые поверхности полости маховика, а также о коническую поверхность толкателя; потерь из-за трения скольжения между вращающимися толкателем и неподвижным рычагом; обязательного перекоса толкателя, находящегося под действием двух неуравновещенных пружин, действующих на скользящие грузы. Кроме того, в нерабочем состоянии датчика толкатель центробелсного механизма находится в выдвинутом положении, поэтому при выбранной Конструктивной схеме датчика исполнительное устройство микровыключателя (контактная система и ее вззвратная пружина) находится в напряженном состоянии в течение всего календарного срока службы датчика, принимая нормальное (отпущенное) состояние лищь в момент срабатывания механизма. В связи с этим существенно снижается ресурс и наде кность центробежного механизма датчика.
Предложенный датчик не имеет указанных недостатков.
Это достигается установ кой маховика инерционного механизма на две шариковые опоры, между которыми помещаются колодочный
фрикцион с серводействием и центробежный механизм, содержащий полый корпус с размещенными в его полости поворотными грузами, имеющими онору в виде участка окружности основания усеченного конуса. .Между
вращающимся толкателем и поворачивающимся рычагом помещен шариковый подпятник. С целью уменьшения нагрузки на подпятник регулировка срабатывания центробел-сного механизма осуществляется центральной
ственно через толкатель. Наличие поворотных грузов в сочетании с центральной пружиной и шариковым подпятником в центробежном механизме создает благоцриятные условия работы исполнительному механизму микровключателя, повышает стабильность оборотов срабатывания, повышает ресурс механизма, обеспечивая достаточную его надежность.
На чертеже изображен двухсигнальный инерционно-центробежный датчик в разрезе.
Валик 1 враш,ается в корпусе 2 на подшипниках 5. На конце валика закреплена шестерня 4. На валике установлен шарикоподшипник
5,который запрессован в маховик 6. В расточку втулки 7, запрессованную в маховик 6, установлен корпус 8 фрикциона, выступы которого входят в вырезы на пружине 9 фрикциона. Колодки пружины фрикциона к расточке махови1 а. Толкатель 10 установлен в паз валика и оиирается крыльями на винтовые вырезы в корпусе 8. В отверстие валика вставляется толкатель 11. Рычаг 12 инерционного механизма установлен иа оси
13 и нагружен пружиной 14.
Центробежный, механизм является отдельным узлом и связаа с валиком шлицевым соединением.
Центробежный механизм состоит из корпуса 15, толкателя 16, сухарей 17, подшипника 18, пружины 19, шарикоподшипника 20. Рычаг 21 центробежного механизма установлен на оси 13. В корпусе 2 установлен кронштейн 22 с микровыключателями 23. Датчик закрывается крышкой 24.
Датчик работает следующим образом.
Врашение на валик / передается от шестерни колеса через шестерню 4. При разгоне колеса валик через иерья толкателя 10 передает враш,ение корпусу 8 фрикциона, который через пружину 9 фрикциона разгоняет маховик
6.Цри разгоне и равномерном движении маховика 6 толкатели 10 и 11 не воздействуют на рычаг 12 и находятся в исходном положении, при этом электрическая цепь разомкнута. Нри замедлении валика маховик 6 становится ведуш,им и через пружину фрикциона передает на корпус 8 инерционный момент, пропорциональный угловому замедлению валика. Цод действием этого момента корпус 8
начинает враш,аться относительно валика, благодаря чему толкатель 10, опираюш,ийся на винтовые скосы корпуса, перемеш,ает толкатель 11, преодолевая усилие Яруллины 14, поворачивает рычаг 12 и винтом 25 нал имает на кнопку нижнего микровыключателя, замыкая электрическую цепь. Нри этом колесо растормаживается. С началом разгона колеса маховик 6 перестает быть ведуш,им для корпуса 8 и толкателя 10 и последние под воздействием 14 возвраш,аются в исходное положение, размыкая при этом электрическую цепь.
Нри достижении валиком оборотов заданного значения, сухари 17 под действием центробел иых сил, приложенных к центрам тяжести, поворачиваясь относительно опорного ребра, перемещают по корпусу 15 толкатель 16, .который, преодолевая воздействие пружины 19, через подшипник 18 и упор 26 действует на рычаг 21, поворачивая последний вокруг оси 13. Нри этом винт 27 нажимает на кнопку верхнего микровыключателя 23, который производит Переключение в электрической цепи. Нри падении оборотов валика ниже заданного значения центробежные силы, действующие на .сухари, уменьшаются, и сухари 17, а вместе с ними толкатель 16 и рычаг 21 возвращаются в исходное положение.
Нредмет изобретения
1.Двухсигнальный инерционно-центробежный датчик, например, для обеспечения безъюзового тормол ения колес самолета, содерл ащий корпус с размешенными в нем валиком, на котором смонтированы маховик с грузиками, фрикцион и толкатели, и рычагом с микровыключателями, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности его работы и чувствительности, грузики выполнены свободно поворачивающимися с опорой в виде участка окрул ности основания усеченного конуса.
2.Двухсигнальный датчик по и. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса его работы, мелсду вращающимся толкателем и поворачивающимся рычагом установлен шариковый подпятник.
2
21
3 7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНЕРЦИОННЫЙ ДАТЧИК АНТИЮЗОВОЙ СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ КОЛЕС | 1971 |
|
SU315649A1 |
Инерционный датчик | 1959 |
|
SU126024A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ ПАТЕ1Г i.^-TE.^<nii'''"n/fa« i-'-.'j^w — •j»Aji,l_бнбл.чотека МБА | 1971 |
|
SU294771A1 |
Программное устройство | 1988 |
|
SU1733370A1 |
ДАТЧИК АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2308384C1 |
Центробежный датчик | 1959 |
|
SU126023A1 |
Автоматизированный склад | 1978 |
|
SU710874A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИВОД | 1973 |
|
SU398939A1 |
Привод машинки для стрижки волос | 1984 |
|
SU1238961A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТИВОУГОННЫЙ ЗАХВАТ для ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ НА РЕЛЬСОВОМ ХОДУ | 1973 |
|
SU389000A1 |
Даты
1970-01-01—Публикация