Изобретение относится к области машиностроения, и в частности к авиационной промышленности, и может использоваться для крепления съемных зализов в районе стыковочных плит соединения поворотной части крыла с шарнирным узлом, где имеется доступ только с внешней стороны, а также может быть применено как гайка для уменьшения концентрации напряжений в силовых элементах из высокопрочных сплавов.
Известны гайки самоконтряш;иеся двухушковые для крепления съемных лючков, обтекателей зализов и др., состоящие из собственно гайки с ленестками и заклепок, крепящих гайки к силовым конструкциям. Заклепки воспринимают осевые силы и вращающий момент. Однако наличие нескольких сквозных отверстий под болт и заклепки, расположенных в непосредственной близости друг к другу, уменьшает полезное сечение детали и вызывает концентрацию напряжений.
Предлагаемая гайка отличается тем, что она снабжена трубкой, один конец которой закреплен в резьбовом отверстии корпуса со гтороны фланца, а другой - в силовой детали, причем крепежный элемент выполнен -в виде ступенчатых штифтов, установленных в глухие отверстия детали и сквозные отверстия корпуса гайки и предотвращающих проворачивание корпуса гайки при завертывании болта в условиях одностороннего подхода. Это дает возможность значительно снизить концентрацию напряжений, избежать ослабления конструкции, уменьшив количество сквозных
отверстий, и устанавливать болты крепления съемных элементов конструкции при одностороннем подходе.
На чертеже показана описываемая гайка. Гайка состоит из штампованного корпуса
1, во фланце которого имеются отверстия под штифты и отверстие с резьбой под болт. Трубка 2 неразъемно соединена с корпусом. Длина трубки выбрана исходя из толщины силовой детали и припуска на развальцовку.
Развальцовка воспринимает осевые силы. Штифты 3 устанавливаются в глухие отверстия силовой детали и отверстия фланца и препятствуют проворачиванию при завертывании болта. Для исключения выпадания
штифты сделаны ступенчатыми.
Цилиндрическая часть штифта большего диаметра вставлена в глухое отверстие детали, а часть штифта меньшего диаметра - в отверстие корпуса. Ступенькой на корпусе
штифт лол :ится иа фланец корпуса и удерживается в гнезде.
Работа гайки происходит следующим образом. При установке съемного элемента в условаются в гайки. Гайку от проворачивания удерживают штифты. Осевая нагрузка воспринимается развальцовкой трубчатой части гайки.
Предмет изобретения
Гайка самоконтрящаяся, состоящая из корпуса с фланцем с размещенными в них крепежными элементами, связывающими ее с силовой деталью, отличающаяся тем, что, с
целью снижения концентрации напряжений в силовых деталях из высокопрочных сплавов при установке их в местах одностороннего подхода, она снабжена трубкой, один конец которой закреплен в резьбовом отверстии корпуса со стороны фланца, а другой - в силовой детали, причем крепежный элемент выполнен в виде ступенчатых штифтов, входящих в отверстия силовой детали, выполненные глухими.
Даты
1971-01-01—Публикация