Изобретение относится к общему машиностроению и может найти применение в приводах машин с тяжелыми условиями пуска, например в приводах размольного оборудования, тепловых электростанций и крупных котельных, вентиляторов и т. п.
Применение пусковых муфт вместо соединительных дает возможность значительно снизить мош;ность приводных электродвигателей, повысить их долговечность, а следовательно, снизить основные и зксплуатадионные затраты.
В настояш,ее время применяются, в частности, для привода молотковых мельниц-вентиляторов дробевые муфты с одной фрикционной .связью между полумуфтами. Опыт эксплуатации таких муфт на тепловых электростанциях показал, что при возникновении длительных перегрузок, характерных для. работы размольного оборудования тепловых электростанций, начинается относительное проскальзывание полумуфт, сопровождающееся значительным выделением тепла и последующим, свариванием муфты. Наличие только одной фрикционной связи снижает также четкость и надежность электрической защиты электродвигателя.
полумуфту со смонтированным устройством для жесткого соединения полумуфт по окончании пуска. Это устройство выполнено в виде радиально установленных внутри муфты
герметичных цилиндров, заполненных жидкостью, связанных пружиной со ступицей ведомой полумуфты и снабженных зубчатыми к лачками, входящими в зацеплении с зубчатым венцом ведущей полумуфты, причем
внутри цилиндров расположены подпружиненные поршни, имеющие сквозные дроссельные отверстия и отверстия, с обратным клапаном. Опыт проектирования, изготовления и
предварительных испытаний муфт указанной конструкции выявил в них ряд весьма существенных недостатков:
сложность и трудоемкость изготовления обусловленная наличием полостей, заполненных жидкостью, и высокой точностью обработки сопрягаемых поверхностей (шток- гильза, шток - «рышка цилиндра), наличием перепускных и дросселирующих каналов, а также необходимостью .применения надежных
уплотнительных устройств и наличием, минимум двух подвижных элементов (штоков, секторов и т. п.), входящих в зацепление с зубчатым венцом ведущей полумуфты; ненадежность работы, обусловленная, утечнйем при нагреве муфтЫ ё йёрибд пуска а также заклиниванием штоков, вызванным деф|ОрмацИ1ей;
сложность обслуживания и регулировки времени срабатывания устройства для жесткого замыкания, полумуфт.
Цель изобретения - повышение .надежно сти сцепления и надежности муфты в работе, а также упрощение ее эксплуатации. Это достигается тем, что ведущая полумуфта выполнена в виде цилиндра с ячейками, заполненными свободным заполнителем, например дробью, а ведомая лолумуфта - в виде концентр ично расположенного по отношению к ведущей полумуфте и обхв-атывающего ее стакана с карманами, примыкающими к торцевой стенке, скошенными по конической; поверхности со стОроны открытой части и также заполненными дробью. Устройство для жесткого соединения выполнено в виде подпружиненного аксиально подвижного относительно ведомой полумуфты стакана с коническим днищем, сопряженным с конической открытой частью карманов, и имеет зубчатый венец, взаимодействующий с сопряженным с ним венцом, -предусмотренным на ведущей полумуфте.
При этом регулирование времени жесткого замыкания, полумуфт осуществляется иЗМенением суммарной массы свободного заполнителя в ячейках и карманах полумуфт, а также усилия затяжки пружины, например установкой опорной гайки, взаимодействующей с пружиной, фиксируемой обычными средствами, а стакан соединен с подвижно полумуфтой, например, щлидами.
На чертеже изо.бражена предложенная муфта в продольном разрезе.
Пусковая муфта состоит из ведущей, полумуфты / с ячейками 2 и торцевым зубчатым венцом 3, подвижного стакана 4 в сборе с торцевым зубчатым венцом 5, ведомой полумуфты 6 со шлицами или шпонками 7 и ячейками 8, осевой пружины 9 и регулировочных гаек 10.
Ячейки 2 и 5 в полумуфтах предназначены для размещения свободного заполнителя. Венцы У и 5 и шлицы (шпонки) 7 предназначены для жесткого соединения, ведущей и ведомой полумуфт через подвижной стакан 4 в сборе.
При пуске машины источником механической работы приводится во вращение ведущая полумуфта ,/. Под действием центробежных сил дробь, находящаяся в ячейках 2 ведущей полумуфты, отбрасывается на периферию и за счет сил трения увлекает за собой ведомую полумуфту, установленную на валу
рабочей мащины,. Например мельницы. После разгона ведомой полумуфты дробь, находящаяся в ее ячейках 8, под действием центробел ных сил отбрасывается на периферию и,
воздействуя на конический участок стакана 4, заставляет перемещаться стакан вдоль оси муфты (на чертеже влево) по направляющей шпонке (шлицам) 7 ведомой полумуфты до тех пор, пока венец 5 подвижного стакана че
войдет в зацепление с венцом 3 ведущей, полумуфты. Пуск мащины закончен.
При остановке машины вследствие па.дения скорости вращения муфты уменьщается сила воздействия дроби, находящейся в ячейках 8 ведомой полумуфты, на конический участок стакана 4. Усилием пружины 9 стакан возвращается в начальное положение, осуществляя тем самым жесткое размыкан-ие полумуфт.
За счет уменьшения сил трения между дробью, находящейся s ячейках 2 ведущей полумуфты, и внутренней поверхностью ведомой полумуфты происходит размыкание фрикционной связи ведущей и ведомой полумуфт.
Полумуфты разобщены, и машина остановлена.
Предмет изобретения
1. Муфта пусковая, содержащая: ведущую и ведом.ую полумуфты с фрикционной связью между ними и устройство для жесткого соединения полумуфт по окончании пуска, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности сцепления., упрощения эксплуатации и большей надежности работы, ведушая полумуфта выполнена в виде цилиндра с ячейками, заполненными свободным заполнителем, например дробью, а ведомая полумуфта - в виде конце.нтрично расположенного по отношению к ведущей полумуфте и обхватываю.щего ее стакана с карманами., примыкающими к торцевой стенке, скощенными по конической поверхности со стороны открытой
части и также заполненными дробью, причем устройство для жесткого соединения выполнено в виде подпружиненного аксиально подвижного относительно ведомой полумуфты стакана с коническим дни.щем, сопряженным
с конической открытой частью карманов, и имеет зубчатый венец, взаимодействующий с сопряженным с ним венцом, предусмотренным на ведущей полумуфте. 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что
аксиальная подвижность подпружиненного стакана относительно подвижной полумуфты обеспечена, например, шлицевым соединением; в сопряжении между ними.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПУСКОВАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1966 |
|
SU188805A1 |
Предохранительная муфта с устройством для отключения электродвигателя | 1974 |
|
SU513187A1 |
Стенд для испытания муфт | 1990 |
|
SU1763925A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU737683A1 |
ВСЙ:СОЮЗНАЯ | 1973 |
|
SU389318A1 |
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
ИМПУЛЬСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1967 |
|
SU204859A1 |
Привод кулачков самоцентрирующего патрона | 1984 |
|
SU1301569A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU419653A1 |
Даты
1971-01-01—Публикация