ШАРИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ Советский патент 1971 года по МПК F16H25/22 

Описание патента на изобретение SU313003A1

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в любых механизмах, нраобразующих вращательное движение одного элемента в поступательное перемещение второго элемента.

Известны шариковийтовые мехаеизмы, содержащие iBHHT, две гайки с одинаковЫМИ нагрузочными характеристиками и кор-иус с проушинами, имеющий упругий участок, дающий возможность при увеличении осевой нагрузки, действующей на поступательно неремещаемый элемент, вводить в действие, вторую гайку, воспринимающую часть этой нагрузки.

Иедостатком известных механизмов является наличие иовыще«ных ко«тактных напрян ений, в винтовой паре при работе, одной гайки и неравное распределение осевых нагрузок при работе двух гаек.

Цель изобретения - новышелие долговечности механизма за счет уменьшения контактных напряжений.

Для этого ша,риковинтовой механизм снабжен устройством для равномерного раснределе.ния усилий между гайками, выполненными в виде имеющих несколько степеней свободы и установленных в каждой проушине корпуса шарниров с пальцами, соединенными с каждой гайкой с помощью таких же шарниров.

ханизм (осе.вой разрез); на фиг. 2 дан вариант выполнения устройства равномерного распределения усилий между гайками; на фиг. 3 - разрез по А-Л на фиг. 2; на фиг. 4 - схема шариковинтового механизма с одной гайкой и график действующих нагрузок; на, фиг. 5 - схема шариковинтового механизма с двумя гайками и график действующих нагрузок.

Как видно из приведе,нных чертежей, предлагаемый шариковинтовой механизм содержит винт /, на внешней новерхности которого на шариках 2 в винтовых канавках уста,новлена гайка 3. Осевое усилие от гайки 3

через ее цилиндрический участок 4 передается на корпус 5 с проушинами 6.

Винтовая пара снабжена второй гай|кой 7, имеющей одинаковые с первой гайкой 3 нагрузочные характеристики, которая на шариках 8 установлена также на внешней новерхности винта /. Осевое, усилие от второй га,йки 7 через ее цилиндрический участок 9 также иередается на корпус 5. Таким образом, при вращении винта наиример, от шестерни

W, установленной на продольных шлицах, осевое усилие одновременно от гаек 5 и 7 передается на корпус 5, а от него к детали 11, закрепленной непосредственно на рабочем органе, например крыле самолета, для измеШариковинтовой механизм имеет устройство для равномерного распределения усилий между гайками. В первом вариаите, изображенном на фиг. 1, это устройство выполнено в виде установленых на каждой проушине 6 корпуса 5 ша.ровых шарниров 12 и 13, которые снабжены пальцами 14 и. 15. Каждый из указанных пальцев через цилиндрические участки 4 к 9 -скреплен .с гайками 5 и 7 также с помощью шаровых шарниров 16 и 17 (для пальца 14) и шарниров 78 и 19 (для пальца 15). При работе винтовой передачи крутящий момент от редуктора (не показанного на чертен ах) поступает к шестерне 10, которая вращает винт. При его вращении обе гайки перемещаются, например, вправо и через цилиндрические участки 4 и 9 н пальцы М и 15 перемещают вправо корпус. Если же по ка,ким-либо причинам осевое усилие от гайки. 3 окажется больше, чем от гайки 7, и палец 14, .несколько повернется по часовой стрелке, то благодаря устройству для равномерного распределения усилий произойдет некоторое перераспределение действующих осевых усилий от гаек 5 и 7. В данном случае поворот пальца 14 по часовой стрелке отпосительно шарнира. 12, установленного на одной из проущин 6 корпуса 5, вызовет некоторое, догружение гайки 7 дополнительным осевым усилием от возросщего осевого усилия: гайки 3.

Второй вариант выполнения устройства для равномерного распределения усилий изображен на фиг. 2 и 3. На проушинах 6 корпуса 5 закрепле.ны крестовины 20 и 21. В каждой из указанных крестовин два пальца закреплены в проушинах 6 корпуса 5, а два других

пальца скреплены с соответствующими гайками: крестовина 20 с помощью шаровых шарниров 16 и 17, а крестовина 21 с помощью шаровых шарниров 18 и 19 соединены

через цилиндрические участки 4 и 9 с гайками 5 и 7.

На фиг. 4 и 5 показаны схемы шариковинтовых механизмов и графики действующих нагрузок. На фиг. 4 представлена схема винтовой передачи с использованием только одной гайки. В этом случае действующая максимальная нагрузка на виток имеет величину порядка 40%, а в показанной на схеме фиг. 5 передаче с двумя гайками наиболее

нагруженный виток несет 20% общей нагрузки, т. е. в соответствии с описываемым изобретением при использовании двух гаек с устройством для равномерного распределения усилий винтовая передача при одних и тех

же допустимых контактных напряжениях может передать осевое усилие примерно в два раза больше при одних и тех же габаритах передачи в сравнении с такой же винтовой передачей, имеющей только одну гайку.

Предмет изобретения

Шариковинтовой механизм, содержащий винт, две гайки с одинаковыми нагрузочными хара.ктеристиками и -корпус с проушинами,

отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности механизма, он снабжен устройством для равномерного распределения усилий между гайками, выполненным в виде имеющих несколько степеней свободы и установленных в каждой проушине корпуса шарниров с пальцами, соединенными с каждой гайкой с помощью таких же щарниров,.

Похожие патенты SU313003A1

название год авторы номер документа
ШАРИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 1972
  • Ю. Н. Вронский, А. М. Калистратов, Н. П. Кузьмичев Ю. Л. Сухоросов
SU326391A1
ШАРИКОВЙНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 1971
  • Ю. Н. Вронский, А. М. Калистратов, Н. П. Кузьмичев, Ю. Н. Кузнецов,
  • А. А. Лавров, А. А. Нестеров Ю. Л. Сухоросов
SU314951A1
Линейный исполнительный механизм гидросооружений 2021
  • Шурыгин Виктор Александрович
  • Серов Валерий Анатольевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Трофимов Виталий Евгеньевич
  • Жуков Илья Сергеевич
RU2752672C1
Линейный исполнительный механизм 2021
  • Шурыгин Виктор Александрович
  • Серов Валерий Анатольевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Жуков Илья Сергеевич
RU2752673C1
Шариковый винтовой механизм 1982
  • Калистратов Александр Михайлович
  • Лохов Юрий Владимирович
  • Поддубский Валерий Антонович
  • Сухоросов Юрий Леонидович
SU1028920A1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Евсюнин Василий Петрович
  • Бедняков Николай Васильевич
  • Голиус Владимир Владимирович
  • Коробко Владимир Петрович
  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Неволин Георгий Сергеевич
  • Шафиков Наиль Мидхатович
RU2765326C1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ШТОКА ПРИВОДНОГО ВИНТОВОГО МЕХАНИЗМА С АГРЕГАТОМ 1971
  • К. И. Жданов, Н. П. Кузьмичев, Ю. Л. Сухоросов, А. М. Калистратов А. И. Филиппов
SU320653A1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫРАВНИВАНИЯ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ КУСТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СКВАЖИН 2014
  • Кошпормак Дмитрий Геннадьевич
  • Пудов Сергей Владимирович
  • Шаяхметов Владимир Закиевич
  • Эмрих Евгений Константинович
RU2577564C1
УПОР-ОТРАЖАТЕЛЬ ДЛЯ ГАЕК ШАРИКОВЫХ ВИНТОВ 1970
  • А. М. Калистратов, И. Е. Костин, Н. П. Кузьмичев Ю. Л. Сухоросов
SU281963A1
Планетарная винтовая передача качения 1990
  • Баранов Александр Георгиевич
  • Дроенков Игорь Васильевич
  • Топоров Владимир Михайлович
SU1772491A1

Иллюстрации к изобретению SU 313 003 A1

Реферат патента 1971 года ШАРИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ

Формула изобретения SU 313 003 A1

/7 12Н1в

J3 15.

fS 1

4 2ff

uz-Z

Риг 3

SU 313 003 A1

Авторы

Ю. Н. Вронский, А. М. Калистратов, Н. П. Кузьмичев, А. А. Нестеров

Ю. Л. Сухоросов

Даты

1971-01-01Публикация