Изобретение относится к области двигателестроения.
Известны плавающие втулки верхней головки шатуна, например, двигателя внутреннего сгорания. Тяжелые условия работы и интенсивный износ таких втулок обуславливают€я недостаточной смазкой сопряженных трущихся поверхностей в результате их малой маслоемкости. Износ приводит к схватыванию металла, при котором температура трущихся поверхностей резко повышается, что увеличивает и «без того высокую тепловую напряженность узла.
Цель изобретения - повышение износостойкости втулки и ее надежности в работе. Это достигается тем, что наружная поверхность втулки снабжена микрорельефом, выполненным в виде одной или нескольких непрерывных соприкасающихся канавок, имеющих форму синусоиды, наложенной .на винтовую линию.
На фиг. 1 показана верхняя головка шатуна с предлагаемой плавающей втулкой; на фиг. 2 -форма и расположение канавок на втулке.
ственно Наружной и внутренней обоймами игольчатого подшипника. Для уменьшения нагрузки на игольчатый подшипник и создания условий для его равномерного износа втулка выполняется плавающей. В зоне 5 сопряжения втулки с шатуном имеется гарантированный зазор величиной в несколько десятков микрон, в результате чего втулка может свободно поворачиваться в отверстия верхней головки шатуна.
На наружную поверхность втулки способом виброобкатывания наносят микрорельеф, выполненный в виде одной или нескольких непрерывных соприкасающихся канавок 6 (см. фиг. 2), имеющих форму синусоиды, наложенной на винтовую линию. Микрорельеф обеспечивает надежное удерл ание смазки, достаточной для нормальной работы втулки, и более равномерное распределение ее по поверхности. При нарушении масляной пленк такая поверхность создает благоприятные yi. ловия для ее восстановления.
Размеры, форму и взаимное расположение канавок, а также их относительную площадь и суммарный объем определяют опытным путем как функцию эксплуатационных условий работы трущейся пары. Оптимальная площадь соприкасающихся канавок, равная, например, 50-65% от всей рабочей поверхности, может быть выбрана экспериментальным лутем из условий минимальной температуры Б зоне трения и максимального удельного давления, при которых наступает схватывание. Глубина каналов при этом равна 7- 9 мк. Исходя из указанных величин, аналитически рассчитывают параметры режима обработки. Обработку при твердости / с 55-62 производят алмазным сферическим наконечником по способу виброобкатываыия.
Предмет изобдетения
Плавающая втулка верхней головки шатуна, нанример, двигателя внутреннего сгорания, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости и надежности в работе, наружная поверхность втулки снабжена микрорельефом, выполненным в виде одной или нескольких непрерывных соприкасающихся канавок, имеющих форму синусоиды, наложенной на винтовую линию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА | 1971 |
|
SU300647A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ КАРМАНОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ | 2010 |
|
RU2458776C2 |
КЛАПАН | 1973 |
|
SU383851A1 |
Цилиндро-поршневая группа | 1982 |
|
SU1048147A1 |
Поршневой палец | 1975 |
|
SU567837A1 |
ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА | 1971 |
|
SU320638A1 |
КАРБЮРАТОРНЫЙ ФОРКАМЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1958 |
|
SU114378A1 |
Способ восстановления поршней | 1989 |
|
SU1780975A1 |
Узел ведущего вала аппарата магнитной записи | 1988 |
|
SU1615797A1 |
КОЛЬЦЕВАЯ ПРУЖИНА И СПОСОБ СОЗДАНИЯ РЕГУЛЯРНОГО МИКРОРЕЛЬЕФА НА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЯХ КОЛЕЦ ПРУЖИНЫ | 1997 |
|
RU2125671C1 |
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация