Изобретение относится к автоматическим сигнальным устройствам для регулирования движения с переменным нер.иодом действия и может найти применение в городских системах регулирования дорожного движения, преимущественно на магистралях с большим числом пересечений на однод уровне. Известны устройства для координирован/ного управления светофорами дорожного движения по «зеленой волне, содержащие блок централизованного управления, подключенный к блокам автоматического управления работой свето форами, силовые блоки с тиристорами, включенными в день питания ламп светофоров. Недостатками известного устройства являются: сложность, высокая стоимость, недостаточная надежность, невозможность дистанционного изменения длительности цикла работы светофора в режиме «зеленой волны, выпадение из синхронизма любого из перекрестков при временном исчезновении напряжения; сравнительная сложность введения в синхронизм всех перекрестков и т. д. Целью изобретения является упрощение конструкции, обеспечение надежности работы и возможности дистанционного регулирования скорости движения траяснорта. выполненным в виде сельсинов-нриемниксв и сельсина-датчика, ротор которого кинематически соединен через редуктор с ротором синхронного двигателя, обмотка возбужденр;я подключена к источнику питания, а обметь а синхронизации - к параллельно включенным сельсинам-приемникам, и блоки автоматич- ского перевода светофоров в режим «желтого мигания, каждый из которых выполнен в виде мультивибратора и командного реле, обмотка которого включена нараллельно об.могке синхронизации, а мультивибратор через контакт командного реле подключен к силовому блоку. Причем каждый блок автоматлческого управления работой светофора B},Iполнен в виде программных дисков с нрорезями, установленных на валу ротора сельслна-приемника блока синхронизации и фотореле, подключенных к силовому блоку и 01тическая ось каждого из которых совпадает с соответствующей прорезью программнь х дисков. Это упрощает устройство, повышает е;о надежность и улучшает условия эксплуатации. Иа фиг. 1 изображена магистраль с координированным управлением дорожного движения по «зеленой волне ; на фиг. 2 - прияциниальная схема блока централизованного управления; на фиг. 3 - принципиальная
схема блока автоматического управления работой светофора; па фиг. 4 - программный блок с прорезями.
Предлагаемое устройство состоит из пульта централизованиого управления -1, блоков автоматического управления светофорами 2, светофоров 3, сигнальных табло-указателей скорости движения 4 и линии синхронизации и контроля системы 5.
Пульт централизованного управления / (фиг. 1) содержит блок питания 6, к выводам 7 и 5 которого подсоединен блок синхронизации, состоящий из синхронного двигателя 9, обмотки возбуждения 10 сельсина-датчика //, обмотки синхронизации 12, линии синхронизации системы (а, Ь, с, d), к которой подключены параллельно все блоки автоматического управления светофорами 2 и редуктора-вариатора 13. Последний позволяет осуществлять установку заданной скорости вращепия ротора сельсипа-датчика //, пропор|ц,ионально заданной скорости движения транспорта.
К дополнительному выходу 14 блока питания 6 подсоединены параллельно, линия указания скорости движения е, линия контроля состояния системы / - g и линия телефонной связи Л.
В линию указателей скорости движения включен коммутационный апнарат 15, срабатывающий при изменении скорости вращения ротора сельсина-датчика // редуктором 13.
Цепь линии контроля состояния системы содержит коммутационный аппарат 16, например кнопку управления, включенный последовательно с образующими параллельную ветвь сигнальным табло /7 и указателем места аварии 18, в качестве которого .может быть использован, например, стрелочный километр любого типа.
Сигнальное табло 17 ,и указатель места аварии 18 поочередно подключаются к линии с помощью переключателя 19.
В линии связи имеется розетка 20 для подключения к сети телефонного аппарата 21, необходимого при пусконаладочных и ремонтных работах.
На каждом перекрестке магистрали устанавливают светофор 3, табло - указатель скорости 4 и блок автоматического управления 2 светофором 3.
Каждый блок автоматического управления содержит сельсин-приемник 22, обмотка синхронизации которого подключена к линии синхронизации системы (а, Ь, с, d). На валу ротора сельсина-приемника 22 установлен програМ мный блок 23, взаимодействующий с бесконтактными датчиками 24-26, которые, в свою очередь, электрически связаны с силовым блоком 27.
фаз сфетофора: зеленый, красный, желтый сигналы.
Причем датчики 24-26, в качестве которых используют, например, фотореле, располагают таким образом, что оптическая ось каждого датчика совпадает с соответствующей прорезью.
Светильники 31 датчиков 24-26, питаются от силового блока 27.
К линии синхронизации (а, Ь, с, d) параллельно с сельсином-приемнико.м 22 через трехфазный однополупериодный выпрямитель 32 подключено командное реле 33.
Электролампы зеленого 34, красного 35 и
5 желтого 3-6 сигналов светофора 3 получают питание от силового блока 27, выполненного на тиристорах, ко входам которого подключены фоторезисторы-датчики 24-26. При этом ко входу желтого сигнала силового блока 27 фоторезистор 26 подключен через нормально открытый контакт 37 реле 33, а через нормально закрытый контакт 38 этого же реле к нему подключен мультивибратор 39, определяющий частоту мигания желтого сиг5 нала.
Параллельно с электролампой 34 зеленого сигнала (по основной магистрали) к выходу силового блока 27 подключена обмотка реле 40 зеленого сигнала, нормально открытый
контакт 41 которого включен в цепь питания реле 42 контроля состояния системы /. Контакт 43 этого реле включеи параллельно с контактом 41, а контакт 44 - в рассечку второго привода g петли контроля системы.
5 Между проводами петли за контактом 44 включен резистор 45. Реле 40 и 42 со своими контактами и резистор 45 образуют ячейку, одинаковую для всех перекрестков, из которых собирается узел контроля состояния системы.
Лампы 46 и 47 табло-указателей скорости 4 включены последовательно с переключающимися контактами 48 и 49 реле указан,ия скорости 50 и образуют параллельную ветвь, подсоединенную к источнику питапия через нормально открытый контакт 51 реле 33. Обмотка реле 50 подключена к общей аля всей системы линии указания скорости е.
gQ Устройство работает следующим образом. Для каждого перекрестка устанавливают требуемую продолжительность и чередование фаз работы светофора 3 путем установки необходимой длины и порядка чередования gg прорезей 28-30. Длину прорезей определяют, исходя из требуемой длительности сигнала светофора 3 при низщей заданной скорости движения транспорта.
Первопачальную настройку (смещение фаз) 60 для светофоров 3 различных перекрестков осуществляют путем поворота программного блока 23 на определенный угол по отношению к ротору сельсина-приемника 22, который устанавливают по расчетным данным илк экспериментально также для низщей скорости движения транспорта.
В дальнейшем для переключения на режим движения транспорта с большой скоростью достаточно изменить пропорционально с помощью вариатора 13 скорость вращения ротора сельсина-датчика П.
После согласования фаз работы светофоров 3 переключатель 15 на пульте централизованного управления / ставят в ноложение, соответствующее заданной скорости движения транспорта. Например, при двухступенчатом регулировании скорости движения траисиорта переключатель 15 в положении «40 клг/чос отключает линию указания скорости е от источника питания, а в положении «55 км/час подсоединяет ее к блоку питания 6. При этом срабатывает реле 50, размглкая свой нормально замкнутый контакт 48 и замыкая контакт 49, что нодготавливает цепь питания лампы 47 табло 4 с надписью «55 км/час.
Вариатором 13 устанавливают соответствующую данной скорости движения транспорта скорость вращеиня ротора сельсина-датчика 1} ,и нускают сиихроиный двигатель 9.
Ротор сельсина-датчика // начинает вращаться, в линии синхронизации (а, Ь, с, d) появляется нанряжение, и роторы всех сельсннов-приемн:иков 22, подсоединенных к этой линии, начинают вран аться строго синхронно.
При этом на каждом нерекрестке в любой момент времени, через прорезн в диске освещается какой-либо из фоторезисторов 24-26. Так, если должен быть нодан зеленый сигнал, то через прорезь 28 освещается фоторезистор 24, и электроламна 34 зеленого сигнала светофора 3 нолучает питание от силового блока 27. Одновременно срабатывает реле 33, контакт 51 которого, замыкаясь, падает иятание на ламну 47 табло-указателя скорости 4 и на обмотку возбуждения сельсина-приемника, а контакты 37 и 38, переключаясь, подсоединяют фоторезистор 26 ко входу силового блока 27.
При новороте ротора сельсина-ириемника 22 па угол, оиределяющий продолжительность «зеленой фазы светофора 3, фоторезистор 24 затеняется непрозрачной частью диска, а освещается через прорезь 30 фоторезнстор 26, подающий на вход силового блока 27 сигнал для включения желтого цвета светофора 3. При дальнейшем вращении ротора сельси«а-приемннка 22 нроисходит отключение желтого сигнала и вклгочение красного, затем опять желтого. Цикл повторяется до тех пор, пока в линии синхропиза.ц.ии системы (а, Ь, с, d) есть напряжение.
Одновременно с включением электролампг;г 34 зеленого сигнала срабатывает реле 40, контакт 41 которого, замыкаясь, подает питание на обмотку реле 42, которое своим контактОМ 43 ставится на самопитание и замыкает свой контакт 44 в линии контроля состояния системы.
ния 6 и реле 42 отпадает, размыкая свои ко; такты 43 и 44. При следующем включении з леного сигнала оно вновь подключается к Л1
НИИ.
Замыкание контактов 44 реле 42 на ка/i дом перекрестке шунтирует резисторы 45, табло 17 горит нормально, сигнализируя исправности линии.
При исчезновении напряжения в лини синхронизации системы (а, Ь, с, d), вызванио обрывом сети или остановкой ротора сельсин; датчика 11, реле 33 обесточивается и свои нормально замкнутым контактом 38 иодклк чает ко входу силового блока 27 мультиви ратор 39. Электролампа 36 желтого сигнал начинает работать в режиме мнгания. Однс временно размыкается контакт 51 реле 33 табло-указатель скорости 4 гаснет.
В то же время обесточивается и реле(9, |з результате чего реле 42 по завершении цикла ир.и размыкании контакта 16 обесточиваетс| , и контакт 44 в цепи контроля состояь иия линии размыкается, резко увеличивая ве личииу сопротивления линии контроля. Таблф 17 горит с меньшим накалом. Подключени||} через нереключатель 19 измерительного ирн бора 18 позволяет по величине сопротивле| гия линии установить место неисправностн.
По устранении неисправности и HOBTOPHON нодключении блока автоматического управле ния 2 к линии синхроггизации 5 светофор автоматически входит в синхронизм по отно| шению ко всем светофорам системы.
При необходимости перевода всей снстемь| на режим «желтый мигающий, напрнмер, т ночное время, отключают от сети блок пнтан ния 6. При этом исчезает иапряженне в лн НИИ синхронизации, а следовательно, и на| сельсин ах-приемниках.
Командное реле 33 на каждом перекрестке обесточивается и отключает сетевую обмотку сельсина-нриемника 22, одновременно нодключая ко входу желтого сигнала силового блока| 27 мультивибратор 39.
При последующем подключении к сети| блока питания 6 вся система автоматически| переходит на режим «зеленой волны, а синхронизания наступает мгновенно.
Предлагаемое устройство без сушественпых изменений позволяет осуществлять как двухфазное (зеленый и красный сигналы), так| и многофазное (с разрешенными левыми и правыми поворотами) управление, а также и управление пешеходными светофорами.
Предмет изобрет-ения
Устройство для координированного управ60 ления светофорами дорожного .ия по «зеленой волне, содержащее блок нейтрализованного уноавления, подключенный к блокам автоматического управления работой светофорами, силовые блоки с тиристорами, 65 включенными в цепь питания ламп светофоров, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства и расширения его функциональных возможностей, оно содержит блок синхронизации, выполненный в в,иде сельсинов-приемников и сельсина-датчика, ротор которого кинематически соединен через редуктор с ротором синхронного двигателя, обмотка возбуждения подключена к источнику питания, а обмотка синхронизации - к параллельно включенным сельсинам-приемникам, и блоки автоматического перевода светофоров в режим «желтого мигания, каждый из которых выполнен в виде мультивибратора
и командного реле, обмотка которого включена параллельно обмотке синхронизации сельсина-приемника блока синхронизации, а мультивибратор через коцтакт командного
реле подключен к силовому блоку, причем каждый .блок автоматического управления работой светофора выполнен в виде программных дисков с прорезя ми, установленных на валу ротора сельсина-приемника блока синхронизации, и фотореле, подключенных к силовому блоку, и оптическая ось каждого из которых совпадает с соответствующей прорезью программных дисков.
/y - /JрУ//// К ххх,Г
1,
чиг.}
1 I
1
12И-ЙМ-i
UV-/ I I
а с d 6 0 0 Zl S$ 0
Uiij.Kc/7e K t
щему перег рестку
Vu2 3
Даты
1971-01-01—Публикация