Обычно ДЛЯ сообщения сотрясательного движения жолобам лотковых транспортеров, ситовым кузовам зерноочистительных машин и тому подобным устройствам, работающим сотрясательным движением качающегося органа, примэняются кривошипно-шатунные приводы, состоящие и кулачка, охватывающего эксцентричную шейку колена быстровращающегося вала, к шатуна или заменяющей его пружины, передающих колебания кулачка сотрясаемому органу (желобу, ситу). Во всех таких устройствах силы инерции возвратно движущихся масс, достигающие иногда весьма больших значений и остающиеся всегда неуравновешенными, передаются на станины этих машин и через станины-зданию. Для устранения указанного недостатка фирмой Бюллер (Швейцария) выпущен привод, состоящий из двух шкивов, вращающихся на двух параллельных валах, укрепленных в кронштейнах, крепящихся, в свою очерздь, к сотрясаемому органу (жолобу, ситу). Шкивы представляют собой одно целое с цилиндрическими шестернями, концен442
тричными этим шкивам, и каждый кз них: имеет экс1 ентричный груз, помещенный на определенном плече от оси вращения шкива. Шестерни, находясь в сцеплении, связывают взаимно шкивы, поэтому, если вращать один шкив, то будет вращаться и второй, ко в направлении, обратном первому. Грузы в шкивах расположены таким образом, что при вращении их центробежные силы этих грузов в горизонтальной плоскости суммируются, а в вертикальной-образуют пары сил с малым плечом, поэтому привод оказывается свободным от неуравновешенных вертикальных усилий, сумма же центробежных сил при действии их в горизонтальном направлении иди сумма горизонтальных составляющих центробежных сил при любом другом направлении этих последних сотрясает лоток (сито). Так как расстояние между валами, измеренное по перпендикуляру к их продольным осям, равно диаметру начальной окружности шестерен, то центры отверстий кронштейнов для. валов должны быть смещены друг относительно друга на эту же величину, чем
затру дня зтся их обработка н трудно достигается взаимное правильное положение, требующееся вместе с тем для правильного сцепления шест грен. Кроме того быстрая срабатываемость шестерен, работающих с большими скоростями (400- 500 об/мин), необходимость особой тщательности их изготовления и сборки удорожают все устройство.
В прздлагаемом сотрясательном приводе, также составленном из двух вращающихся в разные стороны шкивов с эксцзнтрически расположенными грузами и с жрименением связи между валами, несущими шкивы, в качестве органа для согласования вращения шкивов служит кривошипно-шатунный механизм, в котором кривошипные пальцы валов связаны « общей ползушкой двумя шатунами. С целью более надежного расхождения шатунов в мертвых точках шатуны могут быть сопряжены друг с другом посредством золотника, укрепленного в головке яолзушки поворотно вокруг своей оси.
На, чертеже фиг. 1 изображает вид «переди предлагаемого привода; фиг. 2- разрзз по АВ на фиг. 1; фиг. 3-вид привода сверху с частичным разрэзом; фиг. 4-горизонтальный разрзз кривошипно-шатунного механизма, в котором шатуны сопряжзны посредством золотника; фиг. же вертикальный раз раз; фиг. 6-деталь.
Заодно с основной плитой / отлиты или просто установлены на плите кронштейны 30 (фиг. 1-3). Плита с помощью болтов 2 крепится к стенке сотрясаемого органа (лотка, сита), перпендикулярной к направлению качаний. В расточку кронштейна 30 вставлен вкладыш 3, закреплязмый от проворачивания в кронштейне не показанным на чертеже ввертышем. Во вкладыше покоится цапфа вала 4, упирающаяся во вкладыш с одной стороны буртом утолщенной части вала, а с другой стороны-гайкой 5. Эта гайка навертывается на нарззанный,конец, вала до упора и законтривается гайкой 6, причем длина цапфы делается с положительным допуском по отношению к длине вкладыша так, что защемления цапфы во вкладыш 3 быть не может. Отверстие кронштейна с выступающим из него концом вала 4 и гайками 5, 6 закрывается крышкой 7, привертываемой
шурупами 5 к кронштейну; при этом крышка 7 при постаноБКЭ на место прижимает вкладыш 3 к кронштейну. Отверстие 3 в торце вала 4 с рззьбой предусматривает удобство разборки, каковая мржет быть осуществлена при снятой крышке 7 и вывернутом взертыше (не показанном на чертеже) путем выдвигания вала вместе со вкладышем наружу. Кронштейн наполняется густой смазкой, к по мере надобности таковая добавляется через масленку Штауфера, ввернутую в отверстие прилива 32, или же по желанию кронштейн наполняется жидкой смазкой через то же отверстие, закрываемое в таком случае после наливки болтом - пробкой, не показанным на чертеже; отверстие для болта 9 служит тогда контролем уровня масла, а отверстие для шурупа /О- спусклым. На валу 4 посажен наглухо шкив /7, закрепленный стопорными винтами 12. Вал 4 входит в ванну 13 своим концом, имеющим палец 33. Ванна 13 укрепляется на общей с кронштейнами плите точеными шпильками 14, точно фиксирующими положзние ванны относительно, пляты, а следовательно и относительно расточек кронштейнов. В ванне 13, закрытой снаружи пробкой 15, ходит ползушка 76, в развилку которой входят два шатуна 77, качающиеся на пальце 18, укрепленном в щечках развилки шплинтами 79. В другой конец шатуной, так же как и в пгрвый, вставлены втулочки 20 и шатуны нЬдеты на пальцы 33 вала. Ванна 13 наполняется маслом при поднятой крышке 27 до уровня, определяемого отверстием шурупа 22; болт 23 служит для спуска масла.
При работе привода масло, наполняющее ванну, разбрызгивается шатунами, смазывает ползушку, пальцы шатунов и цапфы валов. Так как валы проходят в ванну через расточку в ванне, уплотняемую набивкой, помещающейся Е выточках 34, то разбрызгивания масла из ванны не будет. Крышка 27 плотно притягивается к ванне 73 барашком 24. В шкиве 11 с помощью болтов 25 укреплены свинцовые грузы 26, могущие переставляться по направлению радиуса шкива путем перздвижения болтов 25 в прямоугольном пазу 35, что обеспечивает точность выверки грузов. Грузы в обоих
шкивах распоАожзны одинаково. На шкивы надеваются ремни, на один-прямой, на другой-перекрестный; далее оба pek«я надеваются на один обилий широкий шкив (нз показанный на чертеже). Вал, несущий широкий шкив, может быть помещен под кронштейнами или над ними, или может быть установлен на станине, к которой подвешен лоток (сито), или, наконец на отдельном кэнтр-приводе, но во всяком случае так, чтобы центры вздущего (широкого) шкива и ведомых (балансирных) шкивов лзжали на-одной вертикали или не очень отклонялись от нее.
Приведенные во вращение шкивы 77 (один от. открытого, а другой от перекрестного ремней) и притом от одного и того жз общего для обоих ведущего шкива будут вращаться в противоположные стороны с одним и там же числом оборотов. Вследствие связи шкивов 11 друг с другом шатунами эти шкивы не могут разойтись от различного скольжения ремней, т.-е. будут вращаться друг относительно друга вполне точно, причем ползушка J6 будет ходить взад и вперед. Воздух, сжимаемый ползушкой как поршнзм, имеет свободный выход через паз 36 в ванну, черзз этот же паз имеет выход масло в случае скопленная его за ползушкой. Шатуны 17, пальцы Я радиус кривошипа, отношение радиуса кривошипа к длине шатуна и размеры лолзушки могут быть минимальными, так как этот шатунный механизм не нагружазтся сильнй, т.-е. нз передает усилий, а лишь связывает шкивы. Усилия тяогут возникнуть только при стремлзнии ремней получить различные скольжения .по шкивам. Вследствие малых размеров возвратно-движущихся частей этого механизма и вследствие малого хода и силы инерции их будут весьма .йалы и они не смогут оказать своего влияния на качания сотрясаемого органа (лотка, сита). При положении, указанном на фиг. 2 и 3, для грузов 26 и ползушки 16 направления сил инерции и горизонтальных слагающих сил грузов, всегда будут совпадать и суммироваться, что можно легко учесть при расчете. Умышленное уменьшений центробежных сил грузов за счет увеличения сил инерции возвратн э движущихся частей путем увеличзнкя этих д зталей или увеличения ускорения их нецелесообразно, вследствие известной неодинаковости ускорений кривошипного механизма в правой и лзвой мертвых точках, а следовательно, и неодинаковости колеблющих импульсов, которые будет получать сотрясаемый орган. При вращении шкивом описанным образом центробежные силы грузов 26 суммируются в горизонтальном направлении, а в вертикальном образуют пару с малым плечом, т.-е. привод не имеет свободных усилий в вертикальной плоскости, сумма же горизонтальных составляющих центробежных сил передается в виде сотрясающих усилий на приводимый в сотрясательное движение орган.
Произведенное испытание показало, что при пуске привода необходимо внимательно следить, чтобы пальцы 33 вала 4 «е находились под углом 0° друг относительно друга, т.-е. чтобы шатуны 17 находились в разошедшемся друг относительно друга положении, соответствующем взаимному положению пальцев 33 под УГЛОМ в 180°. В первом случае, при наличии неодинаковости натяжения прямого и перекрестного ремней получается стремление шкивов /7 вращаться через посредство шатунной связи, находящейся в безразличном к направлению вращения шкивов положении, в одну и ту же сторону, причем рзмень, натянутый слабее или при одинаковой натяжке имеющий меньший угол обхвата шкива (прямой), соскакивает с этого последнего, и шкивы начинают вращаться в одну и ту же сторону. Во втором случае, т.-е. при положении кривошипных пальцев под углом в 180° друг относительно друга, шкивы начинают вращаться правильно-в противоположных направлениях, т. к., кроме ремней, их принуждает к этому и кривошипно-шатунная связь.
Установка пальцев 33 под углом 180 перед пуском или, что то же самое, установка шкивов 7 7 в положение взаимно разошедшихся грузов 26 требует внимания и удорожания обслуживания.
В виду этого, в форме выполнения привода, изображенной на фиг. 4-5, с целью устранения указанного наблюдения за пуском, ползушка 6 на своем конце получает не развилку, а хвостовищз, шатуны 77, качающиеся на пальце 18, неподвижно закрепленном в хвсстсвище шплинтом /Р, перевернуты около своей продольной оси на 180° и примыкают к хвостовищу ползушки с внешних его сторон. На пальце J8 шатуны /7 фиксируются шайбами 27 и шплинтами 25. В хвостовище ползушки J6 входит своим хвостовиком 37 золотник 29, охватывающий шейки 38 шатуна /7. Таким образом, пр/: качании шатунов 17 качается и золотник 29, поворачиваясь около своего хвостовика 37, вставленного в хвостовище ползушки /6, и пере двигаясь вместе с последней.
Благодаря этому, если даже один из ремней сслаб, то любой из шкивов 7/, начиная движение, т.-з. отклоняя связанный с ним шатун, обязательно отклонит в противоположном направлении шатун второго шкива черзз посредство золотника 29, т.-е. второй шкив начнет свое движение в направлении, противоположном первому.
Вращению шкивов в одном направлении препятствует золотник 29.
Предмет изобретения.
1.Сотрясательный привод, составленный из двух вращающихся в разные стороны шкивов с эксцентрически расположенными грузами и с применением связи мзжду валами, несущими шкивы, с„цзлью согласования вращения последних, отличающийся тем, что в качестве органа, предназначенного лишь для согласования вращения применен кривошипно-шатунный механизм, в коем два шатуна 77 связывают кривошипные пальцы 33 4 с общей ползушксй 76.
2.Форма выполнения привода по п. 1, отличающаяся тем, что шатуны 77, в у.елях надежного расхождения их в мертвых точках, сопряжены друг с другом: посредством золотника 29, поворотно вокруг своей оси укрепленного в головке ползушки.
Авторы
Даты
1933-09-30—Публикация
1929-02-27—Подача