Изобретение относится к упруго-демПферным опорам и может быть использовано для гашения .вибраций роторов газотурбинных двигателей, генераторов и других машин, возбуждаемых неуравновешенностью роторов, работаюш,их на критических или околокритических режимах.
Известны упруго-демпферные опоры, содержащие подшипник, установленный в корпусе посредством упругого элемента, например, беличьего колеса.
В таких опорах создание демпфирующей силы, постоянно направленной в сторону, обратную скорости прецессии ротора, обеспечивается за счет специально организованных процессов трения между отдельными элементами оноры.
К недостаткам известных опор относятся невозможность обеспечения оптимальных соотношений упругих и демпфирующих характеристик опор, разброс и нестабильность характеристик, значительное выделение тепла и малая надежность опор.
Целью изобретения является улучшение демпфирования и увеличение долговечности опоры.
устройством, деформирующим второй упругий элемент в направлении, противоположном вектору дисбаланса ротора. Кроме того, фазопреобразующее устройство содержит вал, установленный в корпусе, связанный с ротором и несущий эксцентрик, взаимодействующий через охватывающий его подшипннк со свободным концом второго упругого элемента, выполненного в виде беличьего колеса, а вал фазопреобразующего устройства и ротор могут быть соединены посредством шлицевой рессоры.
На чертеже представлена упруго-демпферная опора ротора газотурбинного двигателя.
Опора содержит упругие элемепты / и 2, выполненные по типу беличьего колеса, а также фазопреобразующее устройство для дефор.мации упругого элемента 2, которое состоит из вала 5, вращающегося в подщиппиках 4 и выполненного заодно с эксцентриком 5. Вал 3 с эксцентриком 5 приводится во вращение рессорой 6 от ротора 7. Вращение эксцентрика 5 вызывает через подщипипк 8 круговую деформацию упругого элемента 2, а
возникающее при этом усилие передается на ротор 7 через роторный подшипник 5, установленный в корнусе 10.
Взаимное окружное положение эксцентрика 5 и ротора 7 выбирается таким образом, чтобы обеспечить необходимое направление силы, при котором она будет оказывать демпфирующее воздействие на ротор, т. е. направление против скорости .прецессии ротора, перпендикулярно к линии смещения цапфы. Это означает, что при работе на резонансном режиме вектор эксцентриситета должен составлять 180% с вектором дисбаланса на роторе.
Значение модуля демпфирующей силы определяется жесткостью упругого элемента 2 и величиной эксцентриситета эксцентрика 5. Изменением этих параметров легко обеспечить оптимальное соотношение упругой и деформирующей сил в опоре, при котором вибрации изделия укладываются в установленные нормы.
Предмет изобретения
1. Упруго-демпферная опора ротора преимущественно газотурбинного двигателя, содержащая подшипник, установленный в корпусе посредством упругого элемента, например беличьего колеса, отличающаяся тем, что, с целью улучшения демпфирования и увеличения долговечности, она снаблсена вторым упругим элементом, установленным между корпусом и подшипником, и связанным с ротором фазонреобразующим устройством, деформирующим, второй упругий элемент в направлении, противоположном вектору дисбаланса ротора.
2.Опора по п. I, отличающаяся тем, что фазопреобразующее устройство содержит вал, установленный в корпусе, связанный с ротором и несущий эксцентрик, взаимодействующий через охватывающий его подшипник со свободным концом второго упругого элемента, выполненного в виде беличьего колеса.
3.Опора по пп. 1 и 2 отличающаяся тем, что вал фазопреобразующего устройства и ротор соединены посредство.м шлицевой рессоры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 1973 |
|
SU361298A1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603386C1 |
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов | 2022 |
|
RU2822671C2 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), УЗЕЛ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПРУГОЕ КОЛЬЦО ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ТОРЦЕВАЯ ВТУЛКА ЦАПФЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603374C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603389C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603375C1 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179647C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2399777C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
Даты
1972-01-01—Публикация