Изобретение относится к области технологии машиностроения и может использоваться при уравновешивании тел вращения.
Известно приспособление для статической балансировки тел враш,ения, закрепляемое на шпинделе токарного станка, содержащее планшайбу и базирующую оправку.
Однако известное приспособление не позволяет определить положение дисбаланса уравновешиваемого тела и служит лишь для удаления неуравновешенной массы металла.
Цель изобретения - снижение трудоемкости балансировки.
Это достигается тем, что торец планшайбы выполнен наклонным к ее оси, базирующая оправка шарнирно закреплена на торце планшайбы и выполнена ступенчатой, на уступе меньшего диаметра закреплен подшипник качения с установочной втулкой, наружный диаметр которой равен диаметру большего уступа, а приспособление снабжено фиксатором, предназначенным для закрепления оправки в двух, положениях, в одном из которых она соосна с планшайбой, а во втором - ее ось перпендикулярна к наклонному торцу планшайбы.
бочего колеса насоса, на фиг. 2 - то же, в положении удаления дисбаланса.
Приспособление содержит планшайбу / (см. фпг. 1 и 2) со скошенным торцом под углом к продольной оси, подвижно соединенную осью 2 со ступенчатой базирующей оправкой 3 с напрессоваииьш подшипником 4 качения и установочной втулкой 5 со шпонкой 6 для базирования уравновешиваемого рабочего колеса 7, шток 8 с быстросъемной шайбой 9 и гайкой 10. Шток 8 шарнирно соединен с тягой 11. Между планшайбой 1 и оправкой 3 расположена пружина 12.
Приспособление работает следующпм образом. Планшайбу /, связанную осью 2 со ступенчатой оправкой 3, подшипником 4, втулкой 5 со шпонкой 6 закрепляют на шпинделе станка. В положении, показанном на фиг. 1, шток 8, шарнирно соединенный с тягой // механизироваиного привода (на чертеже не показан), находится в краГшем правом полол ении. При этом пружииа 12 воздействует на ступенчатую оправку 3, подавая ее вправо до упора, поверхностью двух соединительных проушин в соответствующие скосы на планшайбе /, таким образом, что ось оправки занимает горизонтальное положение. Балансируемое рабочее колесо 7 надевают центральным отверстием со шпоночным пазом на установочную втулку 5 со шионкой 6, напрессованную на наружное кольцо подшипника 4 качения. При этом рабочее колесо поворачивается так, что его наиболее тяжелый участок, вызывающий дисбаланс, занимает нижнее положение. После этого, не меняя положения колеса, последнее перемещают влево с установочной втулки 5 на установочную поверхность ступенчатой оправки 3 до упора. Затем надевают специальную быстросъемную шайбу 9 и включают механизированный привод штока 8 с гайкой 10, шарнирно связанного с тягой 11. Ступенчатая оправка 3 с колесом поворачивается на угол а относительно оси 2, сжимая пружину 12 до упора в торец планшайбы 1 (см. фиг. 2) и фиксируя колесо 7. При этом его наиболее тяжелый участок оказывается напротив выдвинутой вправо части торца планшайбы 1. Включают вращение шпинделя, и уравновешиваемое колесо, ось которого расположена под углом к оси шпинделя, бьет, набегая на подводимый резец, наиболее тяжелым участком. Резец срезает серповидную стружку, уменьшая дисбаланс колеса. После этого станок останавливают, шток 5 подают в крайнее правое положение, снимают быстросъемную шайбу 9, а ступенчатая оправка 3 под действием пружины 12 опять занимает горизонтальное положение. Колесо 7 снова перемещают на втулку 5 и определяют наиболее тяжелый участок. Цикл повторяется до тех пор, пока колесо не будет отбалансировано до состояния безразличного равновесия. Предмет изобретения Приспособление для статической балансировки тел вращения, закрепляемое на шпинделе токарного станка, содержащее планшайбу и базирующую оправку, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости балансировки, торец планшайбы выполнен наклонным к ее оси, базирующая оправка шарнирно закреплена на торце планшайбы и выполнена ступенчатой, на уступе меньшего диаметра закреплен подшипник качения с установочной втулкой, наружный диаметр которой равен диаметру большого уступа, а приспособление снабл :ено фиксатором, предназначенным для закрепления оправки в двух положениях, в одном из которых она соосна с планшайбой, а во втором - ее ось перпендикулярна к наклонному торцу планшайбы.
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация