Изобретение относится к устройствам для рекуперативного торможения электрического подвижного состава с тяговыми двигателял и последовательного возбуждения и возбудителем и предназначено для электроподвижного состава постоянного тока.
Известны устройства для рекуперативного торможения электроподвижного состава с тяговыми электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, содержащие возбудитель с противокомпаундным возбуждением и два полупроводниковых вентиля, один из которых включен в силовую цепь между якорем и обмоткой возбуждения двигателя и проводит ток в режиме тяги, а второй нодсоединен параллельно указанному вентилю и обмотке возбуждения в направлении проводимости тока рекуперации.
В известных устройствах возбудитель должен быть рассчитан на полную мощность возбуждения тягового двигателя. Кроме того при переходе в режим рекуперативного торможения необходим ряд переключений в силовой цепи, так как противокомпаундная обмотка возбуждения возбудителя должна быть включена последовательно в цепь якоря тягового двигателя, а якорь возбудителя подсоединен параллельно обмотке возбуждения двигателя. Указанные переключения усложняют управление электровозом, что особенно существенно
при автоматическом вождении поездов по путям со сложным профилем.
Цель изобретения - сннзить мощность возбудителя и упростить перевод электропривода из тягового в тop 0знoй режим и обратно.
Эта цель достигается тем, что параллельно якорю возбудителя подсоединена цепочка из последовательно соедииенных протнвокомпаундной обмотки возбуждения возбудителя и двух электрическ1 Х вентилей, а минус тяговой сети подключен к катоду вентиля, подсоединенного анодом к отрицательному зажиму якоря возбудителя. Полоичительный зажим якоря возбудителя нодсоедннен непосредственно к обмотке возбуждення двигателя, нлн же для предотвращения шунтирования обмотки возбуждения в тяговом режиме цепью якоря возбудителя - через третий дополнительный электрический вентиль.
На чертеже нриведена принципиальная схема устройства.
В предложенно.м устройстве между якорем / и обмоткой возбулчдения 2 тягового двигателя включен электрический вентиль 3, проводящий ток в режиме тяги, а параллельно вентилю 3 и обмотке возбуждения включен электрический вентиль 4, проводящий ток в режиме рекуперации. Параллельно якорю 5 возбудителя подсоединена цепочка, состоящая из последовательно соединенных противокомпаундной
обмотки 6 возбуждения возбудителя и дополнительных электрических вентилей 7 и 8. Отрицательный полюс тяговой сети подключен к катоду электрического вентиля 8, нодсоединенного анодом к отрицательному зажиму якоря возбудителя. Положительный зажим якоря возбудителя подсоединен непосредственно к обмотке возбуждения двигателя, или же для предотвращения шунтирования обмотки возбуждения цепью якоря возбудителя в тяговом режиме - третий дополнительный электрический вентиль 9.
Устройство работает следующим образом. В двигательном режиме ток тягового двигателя протекает по цепи: положительный полюс тяговой сети, якорь / тягового двигателя, вентиль 3, обмотка возбуждения 2 двигателя, вентиль 8, отрицательный полюс тяговой сети. Когда этот ток создает на обмотке возбуждения 2 падение напряжения, большее э.д.с. возбудителя, вентиль 9 заперт, и двигатель работает на мягкой механической характеристике, имея последовательное возбуждение.
При снижении нагрузки на валу двигателя, уменьшении величины питающего напряжения или увеличении э.д.с. возбудителя, когда падение напряжения па обмотке возбуждения становится меньше э.д.с. возбудителя, вентиль 9 отпирается. Пачинается подпитка обмотки возбуждения двигателя от возбудителя. Двигатель переходит на более.жесткую характеристику.
Когда э.д.с. вращения якоря тягового двигателя превышает напряжение питания, двигатель автоматически переходит в тормозной режим с замыканием тока рекуперации по цепи: положительный полюс якоря 1 тягового двигателя, источник питания, вентиль 7, противокомпаундная обмотка 6 возбуледения возбудителя, якорь 5 возбудителя, вентиль 4, отрицательный полюс якоря тягового двигателя.
Двигатель работает в режиме генератора с противокомпаундной характеристикой. Через
якорную цепь возбудителя при этом протекает сравнительно небольшой ток, равный разности токов якоря и обмоток возбуждения тягового двигателя, что позволяет использовать возбудитель малой мощности.
Благодаря вентилю 9, исключающему замыкание тока двигателя в тяговом режиме, через цепь возбудителя, возбудительный агрегат запускается в работу без каких-либо осложнений в любой момент времени или же остается в работе и в режиме тяги, что особенно важно при автоматическом вождении поездов на линиях со сложным профилем.
Предмет изобретения
1.Устройство для рекуперативного торможения электронодвижного состава с тяговыми двигателями постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее возбудитель с
противокомнаундным возбуждением и электрические вентили, один из которых включен в силовую цепь между обмотками якоря и возбуждения по направлению протекания тока тягового режима, а второй включен параллельно первому электрическому вентилю и обмотке возбуждения по направлению протекания тока и тормозного режима, отличающееся тем, что, с целью снижения мощности возбудителя, оно снабжено двумя согласно включенными
электрическими вентилями, соединенными последовательно с противокомнаундной обмоткой возбуждения возбудителя, подключенными параллельно якорю указанного возбудителя, а общая точка согласно включенных электрических вентилей подключена к отрицательному полюсу сети.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения технико-экономических ноказателей, оно снабжено третьим дополнительпым электрическим вентилем, который включен .между положительным полюсом якоря возбудителя и обмоткой последовательного возбуждения тягового двигателя.
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация