Изобретение относится к области регулирования охлаждения двигателя.
Известно устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения двигателя, содержащее передачу, например, фрикционную муфту, управляемую силовым цилиндром, соединенным при помощи управляемого термодатчиком гидрораспределителя с напорной и сливной магистралями насоса. Однако такое устройство имеет невысокую чувствительность регулирО вания и большой расход жидкости, а следовательно, и значительные энергозатраты.
Для повышения чувствительности регулирования и снижения расхода жидкости гидрораспределитель выполнен в виде струйного переключателя с питающим соплом, включенным в напорную магистраль насоса, сливным соплом и приемным соплом силового цилиндра, управляемым заслонкой, механически связанной с термодатчиком.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство с многодисковой муфтой сцепления; на фиг. 2 - с гидромуфтой; на фиг. 3 - узел струйного распределительного элемента, вид сбоку, сечения по вилке и заслонке соответственно.
ния двигателя внутреннего сгорания содержит термодатчик 1, например, с твердым илп жидким наполнителем, установленный в рубашке охлаждения 2 двигателя, струйный
гидрораспределитель с питающим соплом ., приемным 4 и сливным 5, между которымь расположена подвижная заслонка б, соединенная с термодатчиком 7, гидравлический силовой цилиндр 7 диафрагменного типа, передающий механизм S, вентилятор 9 и фрикционную муфту сцепления 10, установленную на водяном насосе //. Сопла 3, 4, 5 струйного распределителя каналами 12, 13, 14 соединены через масляный фильтр 15 с насосом
16двигателя и камерой силового гидравлического цилиндра 7.
Иредлагаемое устройство в варианте без фрикционной муфты содержит гидромуфту
17с насосным 18 и турбинным 19 колесами. Струйный распределитель (общий для обоих
конструктивных вариантов устройства) содержит корпус 20, крышку 21, между которыми в камере над соплами питания 3 и слива 5 с небольшим зазором установлена паворотная заслонка 6. Ось 22 заслонки установлена в корпусе 20 на подшипниках Качения. На оси заслонки жестко закреплена вилка 23, в паз которой .входит палец 24 щтока 25. Шток 25 одной стороной соединен с подвижным элементом термодатчика /. На другом конце штока расположена возвратная пружина 26. Предлагаемое устройство работает следующим образом. При запуске холодного двигателя или при работе двигателя, когда температура воды в рубашке охлаждения 2 ниже заданного предела, заслонка 6 перек1ры.вает сливное сопло 5. В этом случае масло под давлением из канала 12 поступает в сопло питания 3, приемное сопло 4 и далее по каналу 13 ,ъ камеру силового цилиндра 7. Под действием давления жидкости диафрагма цилиндра 7 перемешает передаюший механизм 8, который размыкает диски муфты сцепления и выключаег вентилятор. При повышении температурного режима двигателя до заданного предела термодатчик /, преодолевая сопротивление возвратной пружины 26, перемешает заслонку 6, которая запирает питаюшее сопло 3 и открывает сливпое сопло 5. Под воздействием пружины муфты сцепления через иередаюший механизм 8 жидкость из силового цилиндра 7 вытесняется по каналам 13 и .14 в масляный поддон двигателя, фрикционные диски замыкаются, и вентилятор 9 включается в работу. При понижении температурного режима до заданного предела возвратная пружина 5 перемещает щток 25, который через вилку 23 воздействует на заслонку 6 и перемещает ее ;в положение, при котором она закрывает сливное сопло 5. В варианте автоматического устройства с гидромуфтой при работе холодного двигатеOmSod теплоносителя J3 двигателя ЛЯ заслонка 6 перекрывает питающее сопло 3 и открывает сливное сопло 5. В этом случае масло от двигателя не поступает в гидромуфту 17, и вентилятор 9 не вращается. При прогреве двигателя до заданного температурного режима термодатчик / перемещает заслонку 6, которая закрывает сливное отверстие 5 и открывает сопло питания 3. Масло поступает в приемное сопло 4 и по каналу 13 подается к насосному 18 и турбинному 19 колесам гидромуфты 17, которая приводит вентилятор во вращение. Предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое включение и .выключение вентилятора системы охлаждения в заданном интервале темнератур двигателя. Предмет изобретения Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы, охлаждения двигателя, содержащее передачу, например, фрикционную муфту, с силовым цилиндром, соединенным при помощи управляемого термодатчиком гидрораспределителя с напорной и сливной магистралями насоса, отличающееся тем, что, с целью повыщения чувствительности регулирования и снижения расхода жидкости, гидрораспределитель выполнен в виде струйного переключателя с питающим соплом, включенным в напорную магистраль насоса, сливным соплом и приемным соплом силового цилиндра, управляемыми заслонкой, механически связанной с термодатчиком.
Даты
1972-01-01—Публикация