Предлагаемое изобретение относится к области производств, связанных с намоткой или перемоткой рулонных материалов с натяжением, например к изготовлению стеклопластиковых оболочек.
Известно отпускное устройство для рулонных материалов, например для стеклоленты или стеклоткани, используемых при изготовлении стеклопластиковых изделий методом намотки, содержащее катушку (бобину) с запасом .материала, соединенную с тормозным барабаном, внутри которого смонтирован колодочный фрикционный тормоз для натяжения материала при сматывании, упругие элементы, например пружины, осуществляющие прижатие колодок тормоза к рабочей поверхности тормозного барабана, и механическую передачу для регулирования усилия прижатия колодок колодочного тормоза.
Присущая известно.му устройству недостаточная стабильность тормозного момента, создаваемого на катущке колодочным тормозом, S значительной мере определяется тем, что упругие эле.менты, например цилиндрические пружины сжатия, являющиеся и кинематическим элементом, выбираются только из условия создания необходимого усилия нажатия на колодки. Однако как кинематический эле.мент, пружины являются звеном с неопределенными и непостоянными характеристиками. Осуществляя же нажатие на колодки в зонах, лежащих вблизи оси симметрии колодок, пружины не способствуют уменьшению силы трения во фрикционной паре при возрастании силы трения, это может привести к заклиниванию. Кроме того, известные конструкции используют общепринятый метод выбора упругих элементов (пружин), в которых не учитывается колебательный характер работы фрикционной пары и влияние жесткости системы «упругий элемент - колодка на стабильность коэффициента трения.
С целью стабилизации тормозного момента и упрощения регулирования натяжения рулонного материала упругие элементы в предлагаемом устройстве выполнены в виде Г-образных рычагов, одним, жестким, плечом упирающихся в колодки, опоры которых, например щарнирны, смещены в сторону, противоположную направлению вращения тормозного барабана, а другим, упругим плечом - в торцовую поверхность регулировочного нажимного винта, причем жесткость упругих плеч рычагов отвечает условию, при котором частота собственных колебаний колодок превышала частоту фрикционных автоколебаний тормозного барабана при минимальных рабочих скоНа фиг. 1 показано предлагаемое отпускное устройство, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сбоку.
На основании 1 с цапфами 2, служащими для установки устройства в технологическое оборудование, смонтированы, например, на шарнирах 3 тормозные колодки 4 с обкладкамИ 5 из фрикционного материала и опоры 6 упругих элементов 7, выполненных в виде Г-образных рычагов и имеющих упругое пле40 8 расчетной жесткости, упирающееся в торец 9 регулировочного винта 10, и жесткое плечо 11, упирающееся в колодки 4. Опоры 3 колодок смещены относительно места контакта колодок с упругими элементами на некоторое расстояние а в сторону, противоположную направлению вращения тормозного барабана 12, имеющего внутреннюю рабочую поверхность 13. Барабан смонтирован на основании устройства на подшипниках 14. На тормозном барабане установлена и зафиксирована, например, на шпонке 15 катушка (бобина) 16 для рулонного материала 17.
При сматывании материала с устанавливаемого неподвижно отпускного устройства, под влиянием силы натяжения материала катушка 16 вместе с тормозным барабаном 12 приводится во вращение. Колодки 4, прижатые за счет установочного поворота винта 10 через Г-образные упругие элементы 7 к поверхности /3.тормозного барабана 12, создают момент трения, уравновешивающий момент от силы натяжения сматываемого материала и опорных реакций, приложенных к цапфам 2 основания.
Подвеска каждой колодки на шарнире, смещенном относительно места контакта колодки с упругим элементом в сторону, противоположную направлению врашения тормозного барабана, делает невозможным заклинивание тормоза, так как при мгновенном увеличении силы трения, приложенной со стороны тормозного барабана к каждой колодке, момент от силы трения стремится отвести колодку от барабана, вращая ее вокруг мгновенного центра вращения, в данном случае - шарнира. Это способствует уменьшению амплитуды колебаний тормозного момента и, в конечном счете, уменьшению колебаний натяжения материала.
Колодки, прижатые к тормозному барабану через упругий элемент, скользя по рабочей поверхности барабана, совершают вынужденные колебания (вибрируют) с частотой, определяемой жесткостью упругих элементов, которая превышает частоту фрикционных колебаний тормозного барабана и ее минимальном значении, т. е. при минимальной рабочей скорости скольжения во фрикционной паре. Вынужденные колебания колодок, непрерывно обновляя фрикционный контакт, тем самым также стабилизируют фрикционные характеристики пары «колодка - тормозной барабан, делая невозможным схватывание трущихся поверхностей. Это движение барабана по колодкам делается тем более устойчивым, чем в большее число раз частота колебаний колодок превышает частоту фрикционных автоколебаний, так как скоростная характеристика коэффициента трения при этом получается все более возрастающей или, по крайней мере, не падающей. По этой причине фрикционные автоколебания при работе тормоза будут иметь весьма малую амплитуду, что стабилизирует тормозной момент и натяжение материала.
Предмет изобретения
Отпускное устройство для рулонных материалов, преимущественно при изготовлении стеклопластиковых изделий методом намотки, состоящее из катушки с запасом рулонного материала, соединенной с тормозным барабаном, внутри которого смонтирован фрикционный колодочный тормоз, упругих элементов, осуществляющих прижатие колодок тормоза к рабочей поверхности тормозного барабана, и механической передачи, например, винтовой пары, для регулирования усилия нажатия упругих элементов на колодки тормоза, отличающееся тем, что, с целью стабилизации тормозного момента и упрощения регулирования натяжения рулонного материала при сматывании его с катушки, упругие элементы выполнены в виде Г-Образных рычагов, одним жестким плечом упирающихся в колодки колодочного тормоза; а другим, упругим плечом - в торцовую поверхность регулировочного винта, причем жесткость упругих плеч рычагов удовлетворяет условию, чтобы частота собственных колебаний колодок превышала частоту фрикционных автоколебаний тормозного барабана при минимальных рабочих скоростях последнего.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для натяжения ленточного материала при сматывании с рулона | 1978 |
|
SU747564A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1989 |
|
SU1696781A1 |
БАРАБАННЫЙ КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА | 2003 |
|
RU2302565C2 |
Фрикционная колодка, преимущественно барабанного тормоза | 1991 |
|
SU1793124A1 |
УСТРОЙСТВО РАЗМАТЫВАНИЯ И ПРОТЯГИВАНИЯ РУЛОННОГО МАТЕРИАЛА | 2022 |
|
RU2790182C1 |
Колодочный тормоз | 1978 |
|
SU962691A1 |
Колодочный тормоз | 1979 |
|
SU821814A1 |
БАРАБАННО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 1991 |
|
RU2032116C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ БАРАБАНОВ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2529062C2 |
БАРАБАННО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 2003 |
|
RU2242648C2 |
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация