СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОТРАНСПОРТНЫМИ РАБОТАМИ Советский патент 1973 года по МПК G06F15/50 

Описание патента на изобретение SU368612A1

1

Устройство может быть использовано для обработки данных учета по добыче ископаемого, предварительно занесенных на перфоленту.

В настоящее время для обработки данных учета используют универсальные (УВМ) или цифровые (ЦВМ) вычислительные машины. Однако применение их для автоматизации учета сравнительно несложных технологических процессов на карьерах невыгодно из-за чрезвычайно низкого коэффициента использования сложного и дорогостоящего оборудования, для обслуживания которого необходим высококвалифицированный персонал.

Цель изобретения - создание специализированного вычислительного устройства с высоким коэффициентом использования, позволяющим автоматизировать учет грузотранспортных работ на карьере с наименьшими материальными затратами на приобретение оборудования и на содержание обслуживающего персонала.

Сущность изобретения состоит в том, что в целях повышения надежности устройства, максимального сокращения логических и вычислительных блоков, количество и взаимосвязи последних привязаны к технологическому процессу по учету основных показателей работы автотранспорта и погрузочных механизмов. Информация переводится с двоичнодесятичного кода в двоичный и обратно для выхода на печать без дешифраторов двоичного кода.

В предлагаемом устройстве ввод и обработка информации осуществляются последовательно во времени и выборочно по каждой транспортной единице, для чего в устройстве имеется блок задания выбора номера транспорта, что позволяет отказаться от сложных коммутационных устройств и большого количества блоков оперативной памяти при безвыборочной обработке информации.

Для сокращения вычислительных элементов все операции (сложение, вычитание и

умножение) производятся в двоичном коде на регистрах и сумматорах последовательного действия, а результаты для выхода на печать и индикацию считываются с двоичных счетчиков (сумматоров) на один двоично-десятичный счетчик с предварительным выравниванием емкости счетчиков, что исключает необходимость в громоздких дешифраторах двоичного кода.

Устройство содержит блоки автоматического ввода усредненного веса транспорта, что позволяет сохранить размерность обрабатываемой информации по весу при поломке транспортных весов или их отсутствии. На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство содержит блок ввода информации I, блок задания и выбора номера транспорта 2, счетчик строк кодового массива 3, блок намяти номера погрузчика 4, блок памяти команд расчета 5, блок памяти адреса выгрузки 6, блок памяти определения и разрешения ввода кода веса 7, задатчик ввода веса груза рейса 8, коммутатор набора маршрутов 9, шифратор перевода двоично-десятичного кода в двоичный 10, коммутатор набора расстояний 11, регистр расстояний 12, сумматор 13, регистр печати 14, блок памяти кода веса 15, регистр умножения 16, регистр веса груза рейса 17, блок считывания информации 18, блок команд пересчета 19, счетчики веса груза по погрузчикам 20-33 с коммутатором 34.

с-ти функциональные блоки образуют вычислительный блок и блок ввода, обработки и оперативного хранения информации. Кроме того, в состав устройства входит блок печати.

В технологическом цикле карьеров, для которых предназначено устройство, погрузка горной массы производится экскаваторами, а транспортировка - автосамосвалами.

Для управления работой самосвалов на диспетчерском пункте устанавливается аппаратура управления, в комплексе которой имеется перфоратор с бумажной лентой.

Ьесь процесс работы самосвалов последовательно во времени записывается в двоичнодесятичном коде на перфоленте, которая в конце смены обрабатывается на предлагаемом устройстве.

принцип работы устройства основан на последовательном и параллельном взаимодействии логических и запоминающих элементов при считывапии информации с перфоленты по технологической программе учета, заложенной в устройство или вводимой оператором с пульта управления.

Обработка перфоленты ведется последовательно во времени по каждому транспорту, работавшему в смену. Количество прогонов ленты через фотосчитываюо ее устройство (ФСУ) равно количеству транспортных единиц, работавших в смену.

Б период считывания па итоговом бланке последовательно печатаются рейсы с указанием номера маршрута и веса (нетто) груза.

В конце считывания но команде с перфоленты выключается ФСУ н печатается итог работы данной транспортной единицы за смену в тонно-километрах.

Результаты работы экскаваторов в тоннах накапливаются в счетчиках и в конце полного цикла обработки перфоленты считываются на регистр- печати и печатаются на бланках по каждому экскаватору отдельно.

Каждая печатающаяся цифра высвечивается на индикатор е, с которого можно считывать результаты обработки в случае отказа печатающей машинки.

Логическая и вычислительная части устройства построены на бесконтактных элементах.

Блок ввода информации j. содержит усилители, инверторы и фотосчитывающее устройство, которое считывает информацию с движуш еися перфоленты ири помощи фотодиодов, расположенных в считывающей головке, ири прохождении строки ленты над фотодиодами последние засвечиваются через отверстия в ленте, нробитые в соответствии с набранным кодом..

Сихналы с ФСУ поступают на блок инверторов.

стройство рассчитано на обработку телеграфной перфоленты шириной 17,5 мм (,22,0 мм). Основная информация наносится

на четыре дорожки, i-ia пятую дорожку наносится «маркериый сигнал, являющийся сигналом начала кодового массива. Шестая (центральная синхронизирующая дорожка используется для счета строк кодового массива.

Ься информация ио каждому рейсу занимает восемь строк; первая строка - десятки номера самосвала и «маркер, вторая - единицы, третья - команды расчега, четвертая - номер экскаватора, пятая - адрес разгрузки,

шестая-десятки тонн - вес самосвала, седьмая и восьмая - соответственно единицы и десятки тонн веса самосвала.

Первая и вторая строки не считываются счетчиком строк кодового массива 3, а работают на схему совнадения номера самосвала 2.

Кодовые массивы делятся на порожние и груженые. В порожнем массиве на четвертой строке имеется номер экскаватора, а пятая

содержит ноль. В груженом массиве наоборот- четвертая строка содержит ноль, а пятая - адрес выгрузки.

Кодовые сигналы первой и второй строк кодового массива блока инверторов сравннваются с заданным кодом в блоке задания и выбора номера самосвала 2.

Ьсли считываемый код первых двух строк совпадает с заданным, включается счетчик строк кодового массива 3, которьп начинает

отсчет с третьей строки. К блоку ннверторов через схему «И подключается блок команд расчета 5. Четвертая строка через схему «И подключает блок инверторов к блоку памяти номера погрузчика, пятая - к блоку памят11

адреса разгрузки 6, шестая седьмая и восьмая- к блоку оиределення н разрещек ;... ввода кода веса 7. Счетчик строк кодового массива 3 через схему «ИЛИ работает от синхродорожки ленты н носле восьмой строки

останавливается (занимает исходное состояние). Следующее включение счетчика возможно только при повторном срабатывании схемы совпадения в блоке задания и выбора номера транспорта 2.

Кодовый массив порожнего самосвала от блока памяти номера погрузчика 4 через схему «И (дешифратор «О) воздействует на блок определения и разрешения ввода кода веса 7 для считывания информации о весе в

дополнительном коде, а кодовый массив груженого самосвала от блока памяти адреса выгрузки 6 через схему «И (дешифратор «О) воздействует на тот же блок 7 для считывания информации о весе в прямом коде. С блока 7 кодовое значение веса порожнего или груженого самосвала передается через шифратор 10 в сумматор 13. При необходимости в сумматор 13 может автоматически вводиться усреднеыиьи; вес груза рейса с задатчнка 8.

В коммутаторе 9 через схемы совпадения определяется номер маршрута, состоящий из сочетания номера экскаватора и адреса выгрузки. Номер маршрута передается на регистр печати 14. Сигнал номера через коммутатор на&ора расстоянии И при помош.и шифратора вводит необходимое число в регистр расстояний 12 для умножения на него чистого веса руды (или нороды), заложенного в блок памяти кода веса 15.

Выход с дешифратора блока 4 подается на коммутатор 34 счетчиков веса руды, выданной экскаватором, чем определяется номер счетчика для ввода в него данных о весе руды считываемого рейса самосвала.

Вычисленный в сумматоре 13 чистый вес горной массы одного рейса самосвала по команде переноса вводится одновременно в блок памяти 15 в регистр веса груза рейса 17, причем в блок памяти поступает прямой код, а в регистр - обратный.

От коммутатора набора расстояний 11 через шифратор вводится дополнительным кодом в регистр расстояний 12 число, которое является множителем веса груза рейса на расстояние и соответствует длине маршрута с точностью до 0,1 км.

lio команде пересчета блок считывания информации 18 пересчитывает из регистра веса груза рейса 17, заложенное в нем число в одпн из счетчиков 20-33, выбранный номером экскаватора, и в счетчик регистра печати.

В счетчике, соответствующем номеру экскаватора, накапливается итоговая сумма руды, выданной экскаватором за смену, а со счетчика регистра печати вес руды одного рейса самосвала печатается на бланке по команде, выдаваемой регистром 17 при возвращении в «О. Блок памяти 15 необходим для хранения кода веса на период умножения его на расстояние путем пересчета в сумматор регистра умножения 16. Для умножения каждый разряд сумматора поочередно подключается с помощью распределителя к соответствующему разряду блока памяти 15. После каждого возвращения распределителя в «О в регистр расстояний 12 добавляется единица, и так до тех пор, пока регистр 12 не вернется в «О, после чего выдается команда на остановку распределителя.

Произведение кода веса PC на расстояние L по 10 г-км передается в регистр печати. В конце обработки перфоленты по одному самосвалу (один цикл) блок считывания 18

выдает команду в регистр печати на пересчет остатка в су.мматоре, после чего дается команда на печать тонно-километров данного самосвала за смену.

После обработки ленты по всем самосвалам за смену на регистр печати выдается

команда на пересчет веса, накопленного в

экскаваторных счетчиках 20-33. Счетчики

подключаются поочередно с первого до последнего. Печать веса руды, выданной каждым экскаватором, происходит также поочередно.

Предмет изобретения

15

Специализированное вычислительное устронство для управления грузотрансиортными работами, содержащее блок ввода информации, блок задания и выбора номера транспорта, счетчик строк кодового масснва, блоки памяти, задатчик веса груза рейса, коммутатор набора маршрутов, шифратор двоичнодесят11чного кода в двоичный, логические схемы «И, «ИЛ11, коммутатор набора расстояНИИ, регистр расстояннй, сумматор, блок памяти кода веса груза, регистр умножения, блок команд иересчета, блок считывания, регпстр веса груза, регистр веса груза рейса, счетчики веса груза по погрузчпкам и коммутатор счетчиков, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения надеи ности его работы в нем один из выходов блока ввода информации соединен через блок заданий и выбора номера транспорта со

счетчиком строк кодового массива, второй выход соединен с первы.м входом шифратора двоично-десятичного кода в двоичный и через схему «ИЛИ со счетчиком строк кодового масснва, а через первую и вторую схемы «И

с первым п вторым блокам) памяти, третий выход соединен через третью и четвертую схемы «И с третьим п четвертым блокамн па.мятн, первый вход счетчика строк кодового масснва соединен с первой, второй н третьей

схемами «И, второй его выход соединен с четвертой схемой «И, а третий выход соединен со схемой «ИЛИ, выход первого блока памяти соединен с задатчиком веса груза рейса, выход второго блока памяти соединен со вторым входом шифратора двоично-десятнчного кода в двоичный, выход третьего блока памяти соединен с одним из входов второго блока памяти и с первым входом коммутатора набора маршрутов, выход четвертого блока памяти соединен с другим входом второго блока намятн и вторым входом коммутатора набора маршрутов, выход задатчика веса груза рейса соединен с третьим входом Ш11фратора двоично-десятичного кода в двоичный, выход коммутатора набора маршрутов соединен через коммутатор набора расстояний с регистром расстояннй, выход сумматора соединен с блоком памяти кода веса груза рейса и одним из входов регистра веса

груза рейса, второй вход которого соединен с первым выходом блока считывания, выход регистра веса груза рейса соединен с первым входом блока команд пересчета, второй выход блока считйвания -соединен с коммутатором счетчиком, а третий выход соединен с первым входом регистра умножения, выход блока памят;; кода веса груза рейса соединен со вторы:, входом регистра умножения, третий вход которого соединен с блоком команд пересчета, входы блока команд пересчета соединены с выходами счетчиков веса груза по погрузчикам, а входы соединены с выходами коммутатора счетчиков.

Похожие патенты SU368612A1

название год авторы номер документа
Компрессионный накопитель данных и устройство для его осуществления 2019
  • Бабкин Владимир Андреевич
  • Бабкин Илья Андреевич
  • Бабкин Андрей Владимирович
  • Логачев Александр Ильич
RU2739705C1
Устройство для программного управления грузотранспортными механизмами 1976
  • Коган Леонид Семенович
  • Кубышкин Николай Александрович
  • Пономаренко Анатолий Павлович
SU595742A1
Устройство для централизованного контроля и оперативного управления 1977
  • Бригневич Карл Георгиевич
  • Пивкин Владимир Федорович
  • Савин Евгений Михайлович
  • Шварц Илья Эмануилович
  • Шуть Анатолий Федорович
  • Заверняев Виктор Лаврентьевич
SU633029A1
Устройство для задания программы 1979
  • Кошкин Владимир Львович
SU849148A1
Многокоординатная система числового программного управления 1972
  • Оверко Владимир Андреевич
  • Соборников Юрий Петрович
  • Яник Арнольд Феликсович
SU448435A1
Устройство для ввода информации 1973
  • Авдеев Вадим Александрович
  • Стрельцов Владимир Николаевич
SU485442A1
Устройство для обработки изображений 1986
  • Бритик Владимир Иванович
  • Генкин Сергей Виталиевич
  • Загорский Михаил Юрьевич
  • Кривопустов Александр Иванович
  • Пивоваров Вячеслав Терентьевич
SU1316003A1
Устройство для синхронизациипЕРЕдАчи иНфОРМАции 1979
  • Братановская Серафима Кирилловна
  • Кобякова Алла Игоревна
  • Меттус Вадим Иоганович
  • Спирин Юрий Федорович
SU849192A1
Устройство для приема информации 1977
  • Рудаков Борис Павлович
  • Котлов Александр Николаевич
  • Аверьянов Валерий Владимирович
  • Оржеховская Галина Михайловна
SU661592A1
УСТРОЙСТВО КОДИРОВАНИЯ-ДЕКОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ 1994
  • Личидов Ю.Я.
  • Стальнов В.Н.
  • Волков А.С.
  • Фомин А.Ю.
RU2115231C1

Иллюстрации к изобретению SU 368 612 A1

Реферат патента 1973 года СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОТРАНСПОРТНЫМИ РАБОТАМИ

Формула изобретения SU 368 612 A1

SU 368 612 A1

Авторы

Авторы Изобретени

Даты

1973-01-01Публикация