УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА Советский патент 1973 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU379030A1

1

Изобрете-ние ОБНОСИТСЯ к системам авто матичеокопо регулирошамия скорости электродвигателей постоянного тока и может быть иопольз01ва«о для а1ВТ01матизирова«ных электроприводов с электрад вигателями псстоянного тока iB металлургической, бумагоде Тателыной и друг-их отраслях промышланиости.

Известно устройство ,корре.кци1И системы а.втоматичеакого регулирования электродвигателей постоянного тока с гибхюй обратноц связью, например, ло напряжению, осущесгвляемой С-цепочкой, в котором выход дифферен|Цирующей цепочки включен посладовятельно с выходом потеН1Циометра задания скорости.

Однако иав.аст1ное устройст1В0 не позволяет эффактибио производить ащта.матического изменения коэффициента гибкой обратной связи при ,двухзо,н«ом регулИ|рова«ии скорости. В этом устройстве при регулиро1ва.нии скорости в первой зоне (без осла бления поля) с увеличением скорости происходит -нежелательное (вредное) уменьшение сигнала гибкой обратной связи, приводящее к снижению быстродействия системы регулирования. Лишь во второй зоне (при ослаблении поля) с увеличением скорости производится автоматическое иамеиение коэффидиента пи бкой обратной связи, частично ко М1пенсирующее изменение дин-амическйх параметров двигателя, в результате чего при определенных условиях сохраняется быстродейсивие системы регул 1рования.

Предлагаемое устройство отличается тем, что для обеспечения эффективного автоматического иаменбния жоэффицивнта гибкой обратной авязи при двухзОИном регулировании в задающем элементе И1С1Пользо;ва.но два источника постоянной э. д. с. Первый источник служит для - задания скорости в первой зоне, а второй (coiB-местно с первым) - для задания акорости во второй зоне, т. е. при работе с ослаблением поля. Сигнал гибкой обратно; связи падаатся в контур второго источни;ка поСТОЯ1ННОЙ э. д. с., что позволяет обеспечить авто1матическое (IB функции задания скорости) изменение коэффициента гибкой обрагной связи при работе с ослабленным поле.м двигателя. За счет компенсации измеиенля динамичеоких параметров двигателя сохраняется высокое быстродействие и требуемое качество переходных процессов при двухзонно регулир0 вании. При регулировании .в первой зоне коэффициеетт гибкой обратной авяз1 не

изменяется, чем достигается одинаково высокое быстродействие системы в обеих зонах регулирования.

На чертеже изображе1Н.а функцией а льна-л схема предлагаемого устройства.

Электродвигатель / постоянного тока питается, например, от вентильного преобразователя 2, имеющего систему фазового управления 3, на которую воздействует регулирующий усилитель 4. На входе усилителя 4 производится сравнение задающего напряжения по скорости, снимаемого с реостатного задатчика (потенциометра) 5, и напряжения обратной связи по скорости, снимаемого с якоря тахогенератора 6. Сигнал гибкой обратной связи от датчика тока 7 через С-цепочку подается в контур напряжения, используемого для питания задатчика 5.

Обмотка 8 возбуждения двигателя питается от вентильного преобразователя Я имеющего систему фазового управления Ю, на которую действует регулирующий усилитель //. На входе усилителя // производится сравнение задающего напряжения по э. д. с. двигателя и напряжения обратной связи по э. д. с., снимаемого с датчика э. д. с. 12, который включен в диагональ динамического моста, образованного якорем двигателя /, его обмоткой 13 дополнительных полюсов и реостатным делителем 14.

Частота среза , характеризующая быстродействие рассматриваемой системы регулирования скорости (в разомкнутом состоянии), определяется из следующего выражения:

тт.()

/Cc

(2)

Е:

е /Се Г«

коэффициент передачи от э. д. с. тахогенератора к э. д. с. двигателя;

электромеханическая постоянная времени;

Ят

передаточная функция гибкой обратной связи по току в области частоты среза;

ДЯт

Я.(3)

А//

где / - ток двигателя;

R - полное сопротивление якорной цепи. При увеличении скорости вращения двигателя за счет ослабления поля, например в два раза, во столько же раз уменьшается частота среза WE, если не предпринимать дополнительных мер по изменению Ят. Уменьшение ««с происходит из-за того, что Гм возрастает пропорционально квадрату отношения текущей скорости вращения двигателя п к основной

скорости вращения «о. т. е. (-) а /Сс возраЯд

стает при этом пропорционально первой степени (величина Ят при этом остается неизменной). Уменьшение «с при регулировании

скорости влечет за собой уменьшение быстродействия системы регулирования скорости.

В предлагаемом устройстве сохраняется (с определенной степенью точности) значение частоты среза, соответствующее .основной скорости вращения двигателя, при регулировании скорости вверх от основной (за счет ослабления поля), и тем самым исключается уменьшение быстродействия системы регулирования скорости.

Напряжение, задающее скорость, представляет собой разность между опорным напряжением и напряжением, снимаемым с реостатного задатчика (потенциометра) 5. Эти источники включены встречно. При основной скорости рукоятка задатчика 5 занимает крайнее левое положение, а при максимальной скорости, достигаемой за счет ослабления поля, - крайнее правое положение. Например, при 1 150 в напряжение, снимаемое с задатчика при основной скорости, составляет 100 в, а результирующее напряжение, задающее скорость, - 50 в. Соответственно при скорости, в два раза большей основной, напряжение, снимаемое с задатчика (при крайнем правом положении потенциометра), составляет 50 0, а результирующее напряжение, задающее скорость, - 100 б.

Степень влияния гибкой обратной связи по току, снимаемой с датчика тока 7, целиком определяется положением рукоятки задатчика. При основной скорости /ZQ эта степень влияния наибольшая и передаточная функция обратной связи по току равна Яу, а при максимальной скорости Пмак-с 2 rtQ. Таквя передаточная функция равна 0,5 Яг, в результате

/fc 1

77- остается

чего частота среза с /7т

I м

неизменной.

Для промежуточных значений скорости двигателя (между п п Пмакс 2/го) частота среза может отличаться от значения, соответствующего крайним значением скорости не более чем на 20%.

TaKHiM образом, предлагаемое устройство позволяет уменьшить передаточную функцию гибкой обратной связи но току по мере ослабления поля двигателя, в результате чего сохраняется быстродействие и высокое качество переходного процесса в системе управления при двухзонном регулировании,.

Предлагаемое устройство может быть использовано при проектировании новых объектов и модернизации действующих систем регулирования, в которых применены реостатные задатчики (потенциометры) напряжения.

Предмет изобретения

Устройство коррекции системы автоматического регулирования электропривода постоянного тока с автоматически изменяющимся коэффициентом гибкой обратной связи, содержащее дифференцирующую / С-цепочку, выход которой включен последовательно с выходом потенциометра задания скорости, отличающееся тем, что, с целью сохранения высокого быстродействия и качества переходных процессов в системе автоматического регулирования скорости вращения двигателя при двухзонном регулировании {до основной скорости и выше основной за счет ослабления

поля), введено два источника постоянной э. д. с., включенных встречно, причем первый источник включен последовательно с делителем напряжения второго источника, в цепь которого подключен выход дифференцирующей / С-ценочки гибкой обратной связи по току.

Похожие патенты SU379030A1

название год авторы номер документа
Реверсивный электропривод с двухзонным регулированием частоты вращения 1978
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Беседин Валериан Александрович
  • Алексеев Владислав Алексеевич
SU780135A1
Реверсивный тиристорный электропривод с двухзонным регулированием 1977
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Донской Николай Васильевич
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Павлов Александр Иванович
SU692043A1
Двухзонный вентильный электродвигатель 1982
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1073851A1
Способ двухзонного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока и устройство для его осуществления 1981
  • Бенедиктов Александр Александрович
  • Лебедев Евгений Дмитриевич
  • Лившиц Елена Наумовна
  • Неймарк Владимир Ефимович
  • Раевский Григорий Евгеньевич
SU995248A1
СПОСОБ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ДВУХЗОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ГИБКИМ ОГРАНИЧЕНИЕМ МОЩНОСТИ 2015
  • Федяева Галина Анатольевна
  • Тарасов Алексей Николаевич
  • Сморудова Татьяна Владимировна
  • Конохов Дмитрий Владимирович
RU2605458C1
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием скорости валков клети прокатного стана 1986
  • Чурин Юрий Акиндинович
  • Зданович Борис Владимирович
  • Соболев Борис Сергеевич
SU1411911A1
Устройство для торможения частотно-регулируемого асинхронного электродвигателя 1982
  • Волков Александр Васильевич
SU1241391A1
Устройство для управления электроприводом постоянного тока, выполненное по принципу двухзонного регулирования 1979
  • Коршунов Анатолий Иванович
SU938354A1
Электропривод постоянного тока с оптимальным управлением 1986
  • Воинов Владимир Павлович
  • Чернышев Константин Владимирович
SU1471274A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1973
  • А. С. Валдырев, А. М. Вейнгер, Б. Н. Дралюк В. В. Караман
SU375743A1

Иллюстрации к изобретению SU 379 030 A1

Реферат патента 1973 года УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА

Формула изобретения SU 379 030 A1

SU 379 030 A1

Авторы

Витель М. Э. Зильберблат, О. А. Помазановский, И. Д. Розов, С. Г. Замчевский Л. С. Сабадаш

Даты

1973-01-01Публикация