1
Изобрете-ние ОБНОСИТСЯ к системам авто матичеокопо регулирошамия скорости электродвигателей постоянного тока и может быть иопольз01ва«о для а1ВТ01матизирова«ных электроприводов с электрад вигателями псстоянного тока iB металлургической, бумагоде Тателыной и друг-их отраслях промышланиости.
Известно устройство ,корре.кци1И системы а.втоматичеакого регулирования электродвигателей постоянного тока с гибхюй обратноц связью, например, ло напряжению, осущесгвляемой С-цепочкой, в котором выход дифферен|Цирующей цепочки включен посладовятельно с выходом потеН1Циометра задания скорости.
Однако иав.аст1ное устройст1В0 не позволяет эффактибио производить ащта.матического изменения коэффициента гибкой обратной связи при ,двухзо,н«ом регулИ|рова«ии скорости. В этом устройстве при регулиро1ва.нии скорости в первой зоне (без осла бления поля) с увеличением скорости происходит -нежелательное (вредное) уменьшение сигнала гибкой обратной связи, приводящее к снижению быстродействия системы регулирования. Лишь во второй зоне (при ослаблении поля) с увеличением скорости производится автоматическое иамеиение коэффидиента пи бкой обратной связи, частично ко М1пенсирующее изменение дин-амическйх параметров двигателя, в результате чего при определенных условиях сохраняется быстродейсивие системы регул 1рования.
Предлагаемое устройство отличается тем, что для обеспечения эффективного автоматического иаменбния жоэффицивнта гибкой обратной авязи при двухзОИном регулировании в задающем элементе И1С1Пользо;ва.но два источника постоянной э. д. с. Первый источник служит для - задания скорости в первой зоне, а второй (coiB-местно с первым) - для задания акорости во второй зоне, т. е. при работе с ослаблением поля. Сигнал гибкой обратно; связи падаатся в контур второго источни;ка поСТОЯ1ННОЙ э. д. с., что позволяет обеспечить авто1матическое (IB функции задания скорости) изменение коэффициента гибкой обрагной связи при работе с ослабленным поле.м двигателя. За счет компенсации измеиенля динамичеоких параметров двигателя сохраняется высокое быстродействие и требуемое качество переходных процессов при двухзонно регулир0 вании. При регулировании .в первой зоне коэффициеетт гибкой обратной авяз1 не
изменяется, чем достигается одинаково высокое быстродействие системы в обеих зонах регулирования.
На чертеже изображе1Н.а функцией а льна-л схема предлагаемого устройства.
Электродвигатель / постоянного тока питается, например, от вентильного преобразователя 2, имеющего систему фазового управления 3, на которую воздействует регулирующий усилитель 4. На входе усилителя 4 производится сравнение задающего напряжения по скорости, снимаемого с реостатного задатчика (потенциометра) 5, и напряжения обратной связи по скорости, снимаемого с якоря тахогенератора 6. Сигнал гибкой обратной связи от датчика тока 7 через С-цепочку подается в контур напряжения, используемого для питания задатчика 5.
Обмотка 8 возбуждения двигателя питается от вентильного преобразователя Я имеющего систему фазового управления Ю, на которую действует регулирующий усилитель //. На входе усилителя // производится сравнение задающего напряжения по э. д. с. двигателя и напряжения обратной связи по э. д. с., снимаемого с датчика э. д. с. 12, который включен в диагональ динамического моста, образованного якорем двигателя /, его обмоткой 13 дополнительных полюсов и реостатным делителем 14.
Частота среза , характеризующая быстродействие рассматриваемой системы регулирования скорости (в разомкнутом состоянии), определяется из следующего выражения:
тт.()
/Cc
(2)
Е:
е /Се Г«
коэффициент передачи от э. д. с. тахогенератора к э. д. с. двигателя;
электромеханическая постоянная времени;
Ят
передаточная функция гибкой обратной связи по току в области частоты среза;
ДЯт
Я.(3)
А//
где / - ток двигателя;
R - полное сопротивление якорной цепи. При увеличении скорости вращения двигателя за счет ослабления поля, например в два раза, во столько же раз уменьшается частота среза WE, если не предпринимать дополнительных мер по изменению Ят. Уменьшение ««с происходит из-за того, что Гм возрастает пропорционально квадрату отношения текущей скорости вращения двигателя п к основной
скорости вращения «о. т. е. (-) а /Сс возраЯд
стает при этом пропорционально первой степени (величина Ят при этом остается неизменной). Уменьшение «с при регулировании
скорости влечет за собой уменьшение быстродействия системы регулирования скорости.
В предлагаемом устройстве сохраняется (с определенной степенью точности) значение частоты среза, соответствующее .основной скорости вращения двигателя, при регулировании скорости вверх от основной (за счет ослабления поля), и тем самым исключается уменьшение быстродействия системы регулирования скорости.
Напряжение, задающее скорость, представляет собой разность между опорным напряжением и напряжением, снимаемым с реостатного задатчика (потенциометра) 5. Эти источники включены встречно. При основной скорости рукоятка задатчика 5 занимает крайнее левое положение, а при максимальной скорости, достигаемой за счет ослабления поля, - крайнее правое положение. Например, при 1 150 в напряжение, снимаемое с задатчика при основной скорости, составляет 100 в, а результирующее напряжение, задающее скорость, - 50 в. Соответственно при скорости, в два раза большей основной, напряжение, снимаемое с задатчика (при крайнем правом положении потенциометра), составляет 50 0, а результирующее напряжение, задающее скорость, - 100 б.
Степень влияния гибкой обратной связи по току, снимаемой с датчика тока 7, целиком определяется положением рукоятки задатчика. При основной скорости /ZQ эта степень влияния наибольшая и передаточная функция обратной связи по току равна Яу, а при максимальной скорости Пмак-с 2 rtQ. Таквя передаточная функция равна 0,5 Яг, в результате
/fc 1
77- остается
чего частота среза с /7т
I м
неизменной.
Для промежуточных значений скорости двигателя (между п п Пмакс 2/го) частота среза может отличаться от значения, соответствующего крайним значением скорости не более чем на 20%.
TaKHiM образом, предлагаемое устройство позволяет уменьшить передаточную функцию гибкой обратной связи но току по мере ослабления поля двигателя, в результате чего сохраняется быстродействие и высокое качество переходного процесса в системе управления при двухзонном регулировании,.
Предлагаемое устройство может быть использовано при проектировании новых объектов и модернизации действующих систем регулирования, в которых применены реостатные задатчики (потенциометры) напряжения.
Предмет изобретения
Устройство коррекции системы автоматического регулирования электропривода постоянного тока с автоматически изменяющимся коэффициентом гибкой обратной связи, содержащее дифференцирующую / С-цепочку, выход которой включен последовательно с выходом потенциометра задания скорости, отличающееся тем, что, с целью сохранения высокого быстродействия и качества переходных процессов в системе автоматического регулирования скорости вращения двигателя при двухзонном регулировании {до основной скорости и выше основной за счет ослабления
поля), введено два источника постоянной э. д. с., включенных встречно, причем первый источник включен последовательно с делителем напряжения второго источника, в цепь которого подключен выход дифференцирующей / С-ценочки гибкой обратной связи по току.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивный электропривод с двухзонным регулированием частоты вращения | 1978 |
|
SU780135A1 |
Реверсивный тиристорный электропривод с двухзонным регулированием | 1977 |
|
SU692043A1 |
Двухзонный вентильный электродвигатель | 1982 |
|
SU1073851A1 |
Способ двухзонного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока и устройство для его осуществления | 1981 |
|
SU995248A1 |
СПОСОБ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ДВУХЗОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ГИБКИМ ОГРАНИЧЕНИЕМ МОЩНОСТИ | 2015 |
|
RU2605458C1 |
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием скорости валков клети прокатного стана | 1986 |
|
SU1411911A1 |
Устройство для торможения частотно-регулируемого асинхронного электродвигателя | 1982 |
|
SU1241391A1 |
Электропривод постоянного тока с оптимальным управлением | 1986 |
|
SU1471274A1 |
Устройство для управления электроприводом постоянного тока, выполненное по принципу двухзонного регулирования | 1979 |
|
SU938354A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ | 1973 |
|
SU375743A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация