Известны устройства для буксировки и погрузки прицепов, преимущественно роспусков, используемых для перевозки лесоматериалов, труб, ферм и других длинномерных грузов, на шасси тягача, в основном автомобиля, включающие в себя складывающееся, жестко соединенное одним концом с прицепом и шарнирно соединенное другим концом с установленной на шасси тягача поворотной в вертикальной плоскости буксирной рамой дышло, состояшее из двух частей, передней и задней, соединенных обеспечивающим поворот частей в вертикальной плоскости шарниром с замком, и установленные на шасси тягача опорные площадки для колес прицепа, опорную стойку для дышла и лебедку с тросом, соединенным с одной из частей прицепа. Такие устройства позволяют грузить порожние прицепы на шасси тягача, что дает возможность повысить скорость движения, уменьшить износ шнн и новысить маневренность порожнего автопоезда.
Отличительной особенностью описываемого изобретения является то, что устройство снабжено гибкими растяжками, одни концы которых соединены с шасси тягача, а другие-с концом троса лебедки, проходящего через блок, установленный на передней части дышла. Такое выполнение обеспечивает надежное
центрирование прицепа по оси тягача в процессе погрузки.
Для автоматического управления замком шарнира блок троса лебедки установлен на передней части дышла с возможностью ограниченного перемещения вдоль нее и связан с подпружиненным крюком замка, установленным на передней части дышла и взаимодействующим с выступом задней части дышла.
На фиг. 1 изображен автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, с описываемым устройством в транспортном положении, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 дан вид Л фиг. 1; на фиг.
4-вид Б фиг. 1; на фиг. 5 показан передний конец дышла роспуска; на фиг. 6 - то же, вид сверху; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 5; на фиг. 8 показано ноложение растяжек при транспортировке груза, вид сбоку; на фиг. 9-
то же, вид сверху; на фиг. 10 показано положение каната лебедки и растяжек перед началом складывания дышла, вид сбоку; на фиг. 11 - то же, вид сверху; на фиг. 12 показано положение каната лебедки и растяжек в
процессе подкатывания прицепа к тягачу; на фиг. 13 - то же, в момеит укладки дышла в гнездо опорной стойки тягача; на фиг. 14- 19 схематически показаны последовательные положения тягача и прицепа при погрузке
Автопоезд состоит из автомобиля-тягача / и прицепа-роспуска 2, снабженных устройством для погрузки двухосного роспуска иа шасси автонобиля.
Дополпнтельпое оборудование тягача состоит из опорпых площадок 5 на автомобиле для установки передних колес прицепа; буксирной рамы 4, установленной на раме тягача на оси 5 и снабженной щитками 6 для точного центрирования и фиксации передних колес погруженного на щасси прицепа с двумя гнездами 7 для крепления канатов крестообразной сцепки; стойки с гнездом 8 для укладки и закрепления дыщла прицепа с помощью запирающего устройства 9, блоков 10 для направления троса 11 лебедки; дышла прицепа, состоящего из выдвижного наконечника 12, передней части 13 и задней части 14, соединенных между собой с помощью коробки с шариирсм 15 и замком шарнира, выполненным в виде крюка 16 (см. фиг. 8) с оттяжной пружиной /7 и амортизаторами 18, запирающего устройства (фиксатора) 19 (см. фиг. 4) для фиксации дышла по продольной оси рамы прицепа при погрузке его на шасси; центрирующих дышло растяжек 20 с клиновым соединением 21 их с канатом лебедки, поддерживающей скобой 22, упором 23 и направляющими роликами 24 и 25. Для обеспечения автоматического открытия замка щариира при натяжении каната лебедки ось ролика 26 перемещается в пазах балки и присоединена с помощью соединительной тяги 27 к запирающему крюку 16 замка.
Упоры 28 служат для ограничения поворота рамы роспуска назад при вкатывании роспуска на щасси и при его скатывании обратно, а цепи 29 ограничивают поворот балансиров и обеспечивают подвеску задней оси роспуска при транспортировке его на щасси и скатывании с щасси. Канат 30 крестообразной сцепки тягача с прицепом пропускается под дышлом через подвеску 31.
В процессе погрузки и выгрузки роспуска используется лебедка 32 тягача (см. фиг. 14).
Для обеспечения поворота дышла вокруг своей продольной оси (при проходе роспуском неровностей пути) наконечник 12 выполняется поворотным вокруг своей оси. Наконечник соединяется с дышлом с помощью пальца (щкворня) 33 (см. фиг. 6, 7). Это соединение, кроме того, используется при изменении длины передней части дышла, для чего в ней делается ряд отверстий для щкворня 34, а наконечник имеет овальное отверстие, допускающее поворот наконечника вокруг своей оси на необходимый угол. Для изменения длины дыщла задняя часть дышла также снабжена отверстиями 35 для соответствующего соединения дыщла с рамой роспуска с помощью щкворня.
При транспортировке прицепа с грузом йа крюке тягача отсутствие натяжения троса 11 лебедкой (см. фиг. 8 и 9) автоматически устраняет натяжение центрирующих растяжек 20
и обеспечивает необходимую свободу поворота дыщла относительно тягача.
При натяжении троса лебедкой в начале вкатывания прицепа (см. фиг. 10 и 11) клииовое соединение троса с растяжками, перемещаясь до упора 23, ограиичивает окончательный выбор слабины канатов растяжек 20, обеспечивая тем самым начало складывания дыщла без натяжения со стороны растяжек, значительно уменьщая максимальное тяговое
усилие на тросе при погрузке роспуска, имеющее место лищь в начальный момент склады-, вания дыщла.
Последующее складывание дыщла вследствие несоосности закрепления растяжек с
осью вращения буксирного прибора происходит с натяжением растяжек и центровкой ими дыщла при одновременном увеличении зазора (см. фиг. 12 и 13) между клиновым соединением 21 и упором 23. Увеличеиие зазора, а
следовательно, повыщепное натяжение на
растяжках и связанная с этнм центровка
дышла сохраняются до момента укладки
дышла в гнездо.
Процесс погрузки происходит следующим
образом. В начальном положении (см. фиг. 14) при транспортировке груза трос 11 и растяжки 20 расслаблены, замок шарнира закрыт, фиксатор 19 положения дышла в раме роспуска поднят (разблокирован), канаты 30
крестообразной сцепки натянуты.
Перед началом вкатывания прицепа на шасси (см. фиг. 15) трос // натянут, растяжки 20 ослаблены, замок щapниjpa открыт, фиксатор 19 в раме роспуска опущен (закрыт). Канаты 30 крестообразной сцепки натянуты.
В начале вкатывания прицепа на щасси (см. фиг. 16) начинает складываться дыщло. Рама прицепа опрокинута назад до упора в ограничитель, установленный на задней оси
балансириой тележки. Канаты 30 крестообразной сцепки ослаблены и лежат иа подвеске 31. Колеса обеих осей прицепа касаются грунта. Растяжки 20 натянуты и центрируют положение прицепа.
При подкатывании прицепа к тягачу (см.
фиг. 17) прицеп опирается на грунт только
задними колесами. Растяжки 20 натянуты и
центрируют положение прицепа.
На фиг. 18 показано положение, при котором передние колеса коснулись опорных площадок тягача, а задние находятся на грунте. Растяжки 20 и щитки 6 центрируют прицеп на щасси тягача. В момент окончания погрузки прицепа на
щасси тягача (см. фиг. 19) передние колеса прицепа установлены на опорных площадках тягача, задние колеса подвещены на цепях, передняя часть 13 дышла уложена в гнездо на опорной стойке и зафиксирована замком.
тяжки 20 ослабляются. Канаты 30 крестообразной сцепки остаются лежать на нодвеске 31.
При выгрузке прицепа с шасси тягача освобождается дышло от крепления его замком стойки и прицеп скатывается под действием веса подвешенной задней оси. В течение всего процесса выгрузки и последуюш,ей откатки роспуск тормозится с помош,ью каната лебедкой.
Для устранения удара при спрямлении дышза замок шарнира дышла снабжен амортизаторами 18. Замок шарнира дышла при его спрямлении закрывается при ослаблении каната лебедки автоматически.
По окончании выгрузки роспуска открывается лишь запираюшее устройство 19 для фиксации дышла в раме роспуска, и автоноезд готов для нриема груза.
Предмет изобретения
1. Устройство для буксировки и погрузки прицепа на шасси тягача, включающее складывающееся, жестко соединенное одним концом с прицепом и шарнирно соединенное другим концом с установленной на шасси тягача поворотной в вертикальной плоскости буксирной рамой дышло, состоящее из двух частей,
передней и задней, соединенных обеспечивающим поворот частей в вертикальной плоскости шарниром с замком, и установленные iia шасси тягача опорные площадки для колес прицепа, опориую стойку для дышла и лебедку с тросом, отличающееся тем, что, с целью улучшения центрирования прицепа по оси тягача при его погрузке, устройство снабжено гибкими растяжками, одни ч:оицы которых соединены с шасси тягача, а другие концы
соединены с концом троса лебедки, проходящего через блок, установленные на передней части дышла.
2. Устройство по п. 1, отличшои есся тем. Что, с целью автоматизации унравлення замком шарнира, блок троса лебедки установлен с возможностью ограниченного перемещения вдоль передней части дышла н связан с нодпружиненным крюком замка, установленным на передней части дышла и взанмодействующим с выступом задней части дышла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАШИНА ДЛЯ ТРЕЛЕВКИ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ДЕРЕВЬЕВ | 1965 |
|
SU172198A1 |
Автопоезд | 1975 |
|
SU556066A1 |
ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ | 1970 |
|
SU265738A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА | 1973 |
|
SU404685A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов (его варианты) | 1985 |
|
SU1253856A1 |
Устройство для управленияпРицЕпОМ-РОСпуСКОМ | 1979 |
|
SU823210A1 |
Устройство для погрузки,разгрузки и перевозки прицепа-роспуска на шасси тягача | 1977 |
|
SU695868A1 |
Сочлененное транспортное средство | 1985 |
|
SU1288111A1 |
Машина для погрузки и транспортировки деревьев | 1976 |
|
SU679443A2 |
Автопоезд для транспортированиядлиННОМЕРНыХ гРузОВ | 1979 |
|
SU800003A1 |
,, Ь 20 22 21 /J 27 15 30
jj -®Т 7 . л T/;i- -A T
5 7
Zf 25 26 8 /7 31
/J
2
Ш
N ГZJl
Фиг 3
1L..-...
1
12
28 29 Фиг 14
8-В
в / . 3
Фиг 7
фиг. у
Фиг 6
20 Л
Фиг 9
26 6 П
J
20
Ib
Фиг. 2
- Т ТФ-Т ®-т -ФТ fW
20
Риг 13
т т
Фиг 15 - ,:. 4-Т Т
- Т Т
Фи /7 Фиг. Ю
Авторы
Даты
1965-01-01—Публикация