ПРИБОР ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТКАНЕЙ НА СДВИГ Советский патент 1973 года по МПК G01N3/38 

Описание патента на изобретение SU382954A1

1

Известен прибор для испытания тканей на сдвиг, содержащий механизм нагружепия с электроприводом, узел сдвига с зажимами для крепления испытуемого образца, датчик усилия и датчик деформации образца, блок автоматического управления процессом испытания и регистрирующее приспособление.

Целью изобретения является повышение точности исиытаний.

Для этого узел сдвига прибора вынолиеп В виде трех зажимов, крайние из которыхустановлены в направляющих с возможностью перемещепия в горизоиталыюй плоскости и посредством тросиков связаны с грузиками, а направляющие соедипены с механизмом нагружения, причем центральный зажим связан с датчиком усилия.

Механизм нагрул ения прибора может быть выполнен в виде поршня, установленного в направляющих с возможностью перемещения в вертикальной плоскости посредством ролико-виитовой пары связанного с электроприводом.

На фиг. 1 изображеиа кинематическая схема предлагаемого прибора; на фиг. 2 - узел сдвига; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - разрез по А-Л па фиг. 2; на фиг. 5 - принципиальная электрическая схема управления процессами иснытания; на фиг. 6 - схема подключения к самописцу.

Между крайними зажимами 1 узла сдвига закреплен испытуемый образец 2, который через центральный зажим 3 этого же узла и универсальный шарнир 4 подсоединен к датчику усилия. Датчик выполнен в виде фигур ной балочки 5, соединенной со штырем механотропа 6, а с другой стороны через раму 7 - с ролико-винтовой парой, выполненной в виде вала 8, который оканчивается тремя

роликами 9, расположенными по винтовой линии и свободно вращающимися в шарикоподшипниках. Поршень W механизма нагруженпя установлен между направляющими //. Постоянная во времени деформация материалов фиксируется датчиком деформации образца, печувствптельпым к изменению температуры. Фрикционный ролик 12 датчика деформации прижат к поршню 10 пружиной и закреплен па валу вместе с шестерней 13.

Шестерня 13 соединена с шестерней 14, закрепленной на валу в.месте с кулачком 15. На кулачок действует 16, которая через штырь п вывод подвнжных анодов механотропа 17 прижнмает рычаг 18. На валу

8 свободно сидят электромагнитные муфты, выполнегшые в виде магнитопроводов 19 с расположеннымп в них обмотками 20, оканчивающихся коннческимн шестернями 21, и якоря 22 с расположенными в них фрикционнымн дискамн. Конические шестерни 2} соединеиы с конической шестерней 23, жестко закрепленной на выходном валу коробки скоростей 24, которая через зубчатую иару 25, 26 соединена с синхронным электродвигателем 27, сообщающим движение иоршню W. На конце вала 8 также закренлена коническая щестерня 28, которая через коническую щестерню 29 соединена с механизмом изменения амнлитуды сдвига, выполненном в виде червячной пары 30, 31, червячное колесо 10 которой жестко посажено на валу 32, окапчивающемся фигурными шатунами 33 и 34. Шатуны унравляют контактами микропереключателей 35 и 36, жестко закренленных на валах 37 и 38, которые оканчиваются лим- 15 бами 39 и 40. На лимбах имеются шкалы, показания которых характеризуют уровень деформации и отсчитываются с помощью указателей 4J и 42. Лимбы получают вращение от рукояток 43 и 44 через червячиые пары 20 45-48, червячные колеса которых жестко сидят на валах 37 и 38. От червячного колеса 31 через фигурный палец 49 управляются коитакты центрального неподвижиого микропереключателя 50, определяющего нулевое поло- 25 жение узла сдвига. Рама 7 узла сдвига соединена с поршнем 10 механизма нагружения. Направляющие 5/ и 52 рамы для жесткости скреплены стяжками 53 и 54. На стяжках кренятся направля- 30 ющне ролики 55 и 56, вращающиеся в шарикоподшипниках и служащие для направления троса 57 при пагружении образца начальным натяжением. Груз 58 крепится точно в середипе троса, который перед тем перебрасывается 35 через ролики 59, 60. Нри таком нагружении образец всегда находится симметрично по отношению к оси действия сдвиговой силы. Образец крепится между крайними зажимами, перемещающимися в горизонтальной плоско- 40 сти и выполиепными в виде рамки 61 из двух планок 62 и 63, скрепленных стяжками 64, 65. На стяжках крепятся губки 66 и 67 зажима, между которыми заправляется конец образца. В планках 62 и 63, выполненных в виде 45 полых стержней прямоугольного профиля, подвижно закреплен сухарик 68 и неиодвижно - сухарик 69. В сухарики запрессованы оси 70 и 77, на которые надеты шарикоиодшипники 72 и 73, скользящие по направляю- 50 щим 51 и 52. Нружины 74 прижимают подвижные роликоподшипники к направляющим, выбирают люфт и предотвращают перекос зажимов. Посередине между крайними зажимами образец закрепляется в средний зажим , 55 связаный с датчиком усилия. Стойка 75, на которой крепятся ролики 59, 60 и нанравляющие 51, 52, соединена с порщнем 10 механизма иагружения. Электрическая схема автоматического уи- 60 равления процессом испытания содержит параллельно сети переменного тока подключенный электродвигатель 76, понижающий трансформатор 77, блок счета циклов деформироваиия образца, блок автоматического управ- 65 5 ления направлением движения крайних зажимов, блок датчика усилия сдвига и датчика деформации образца. Блок счета циклов деформирования включает вынрямитель 78, выполненный на четырех диодах, соединенных по мостовой схеме, параллельно подключенный конденсатор для сглаживания пульсаций нанряжений, шаговые искатели (ШЙ): ШИ1, ШИ2 - параллельно включенные обмотки; 1ШИ1, 1ШИ2, 1ШИЗ, 1ШИ4 и 2ШИ1, 2ШИ2, 2ШИЗ, 2ШИ4 - секции контактов первого и второго шаговых искателей; ГП1, ГП2 - галетиые переключатели для установления необходимого числа циклов деформирования образца; Р- - обмотка реле, которое прекращает процесс испытания носле окончания программы; Рц, Pis, 74-замыкающие контакты реле - размыкающийся контакт реле BKi - выключатель кнопочный для прекращения процесса испытания во время заданной программы, Блок автоматического унравления направлением движения крайних зажимов содержит релейное устройство: PI - реле, отключающее блок после окончания программы; Рц и Pi2 - размыкающийся и замыкающийся коитакты реле PI. PZI, PZZ и РЗЬ Рзг - замыкающиеся коитакты реле PZ и PZ, которые управляют работой электромагнитных муфт. Реле PI,, Ра и Рб осуществляют подготовку цепей реле Р2 и РЗ и подачу импульсов в ШИ1 и ШИ2. Р41, Р42, Рбь Р52 и Рб1 являются замыкающимися контактами реле Pi, PS и Ре, а контакты Р43 и Раз - размыкающимися. Лампы ЛСь ЛСг и ЛСз - индикаторные. ВП, ВП и ВПз являются конечными выключателями, ВК2 - кнопочный выключатель для включеиия блока автоматического управления в начале программы испытания. ВКЗ и ВК.4 - выключатели, посредством которых осуществляется изменение направления движения крайних зажимов / узла сдвига. К1 К2 - катущки электромагнитных муфт 20, питающиеся от отдельного мощного выпрямителя 79. В блоке датчика усилия сдвига и датчика деформации образца применен стабилизировапный источник питания на транзисторе Ti и стабилитроне CTL Вход стабилизатора подсоединен к выпрямителю 80, а выход - к чувствительному элементу датчиков - механотроиов. Механотроны выполнены в виде сдвоенных диодов косвенного накала с общими неподвижными катодами и двумя подвижными а.нодами. Сопротивление R3 подрегулирует анодный ток. Катоды диодов накаливаются током, получаемым от того же стабилизированного источника питания. Напряжение накала регулируется сопротивлением R4 и R8. Сопротивления нагрузки JR5, Rl, R9, R11 подключены в каждую цепь анодов для повыщения линейности статической характеристики, а сопротивлениями R6 и R10 выравниваются токи каждого анода. К точкам А, В подключается одна координата самописца

ПС, а к точкам Д, С - другая координата. К этим точкам также через переключатель П1 и выключатель ВЗ подсоединен измерительный прибор для тарировки датчиков.

Испытуемый образец 2 заправляется между губками 66, 67 крайних зажимов / и центрального зажима 5 и натягивается начальным натяжением-подвешиванием через трос 57 груза 55. Деформация сдвига в рамках одного цикла испытания передается следующим образом. Питание в электрическую цепь подается тумблером В2, а тумблером В1 включается электродвигатель 27. Требуемая амплитуда деформации образца на лимбах 39 и 40 устанавливается рукоятками 43 и 44, а требуемое число импульсов - переключателями ГП и ГП2. Нажатием выключателя ВК2 прерывается питание к реле PI, закрывается контакт Яц и подается питание релейному устройству. Нажатием выключателя ВКЗ срабатывает реле Р4 (это показывает сигнальная лампа ЛCi), прерывается цепь реле РЗ через контакт 43, а через контакт Р/л подается питание реле Р2, которое блокируется контактом 21, а через контакг подается питание на обмотку /С/ электромагнитной муфты 20. Также через контакт Р/л подается нервый импульс в шаговый искатель. Вращаюш,ий момент от двигателя 27 через коробку скоростей 24, коническую передачу 23, 21 и якорь 22 с фрикционными дисками передается валу 8, который с помощью роликов 9 перемещает порщень 10 вниз. Крайние зажимы 1 также движутся вниз, и образцу 2 сообщается деформация сдвига. Но достижении заданного уровня деформации фигурный шатун 33 нажимает на микропереключатель 35, и питание подается на обмотку реле Р5, которое, с одной стороны, прекращает работу реле Р2 и выключает электромагнитную муфту К, с другой - подает следующий импульс в шаговый искатель через контакт , а через реле РЗ включает другую электромагнитную муфту К.2 для реверсирования движения порщня 10. Когда образец занимает первоначальное положение, через фигурный палец 49 срабатывает центральнгяй микропереключатель 50, и включается реле Р6, которое подает третий импульс в щаговый искатель. Норшень продолжает движение вверх. Образцу сообщается деформация сдвига в другую сторону до определенного уровня деформации, по достижении которого через фигурный шатун 34 замыкается верхний микропереключатель 36, включается реле Р4, которое, с одной стороны, нодает четвертый импульс в шаговый искатель через контакт , а с другой, - прекращает работу реле РЗ и через реле Р2 подает питание обмотке X/, т. е. реверсирует движение поршня 10. Нри снижении деформации до нуля (образец занимает первоначальное положение) через фигурный палец 49 снова срабатывает микропереключатель 50. Нри этом через контакг Pei подается пятый импульс в шаговый искатель, закрывается

электрическая цепь через 1ШИ, ГП1, ГП2, 2ШИ и получает питание обмотка Р.

Реле Р7 через контакт включает реле PL Оно же блокируется контактом P|2 н через контакт РИ прекращает подачу питания релейиому устройству, тем самым включая электромагнитные муфты 20. Норшень 10 останавлнвается, а шаговые искатели возвращаются в исходное пулевое положение. Таким образом, нроизводптся нолный цикл испытанпя. Во время испытания возникающее в образце усилие сдвига через центральный зажим 3, универсальный шарнир 4 изгибает балочку 5 и смещает стержень механотрона 6, изменяя анодные токи лампы Л}. Разность

потенциала в точках А, В нропорциональна усилию сдвига и записывается самопнсцем ПС в зависимости от постоящюй деформации. Деформация регистрируется в другой координате самонисца через датчик деформации следующим образом. Норщень 10, дпнгаясь вверх или вниз, вращает прижатый к нему ролик 2, который через зубчатую пару 13, 14, в свою очередь, вращает кулачок 15, обеспечивая закон движения рычага 18 с постоянным перемещением, и отклоняет с помощью этого рычага стержень 17 механотрона, изменяя анодные токи лампы Л2. Разность потенциалов в точках С, Д изменяется пропорционально в зависимости от деформации образца. Таким

образом, самописцем ПС записывается усилие сдвига в зависимости от уровня деформирования образца в виде гистерезисных петель.

Нредмет изобретения

40

1.Нрибор для испытания тканей на сдвиг, содержащий механизм нагружения с электроприводом, узел сдвига с зажимами для крепления испытуемого образца, датчик усилия и

датчик деформации образца, схему автоматического управления процессом испытания ц регистрирующее приспособление, отличающийся тем, что, с целью повыщения точности, узел сдвига выполнен в виде трех зажимов,

крайние из которых установлены в нанравляющих с возможностью неремещения в горизонтальной плоскости и посредством тросиков связаны с грузиками, а направляющие соединены с механизмом нагружения, причем центральный зажим связан с датчиком усилия.

2.Нрибор по п. 1, отличающийся тем, что механизм нагружения выполнен в виде поршня, установленного в направляющих с возмол ностью перемешения в вертикальной

плоскости и посредством ролико-винтовой пары связанного с электроприводом, J7 .Г 36 Ifi

70

J4

ФигЗ

A A

69

77

:

,.-

o°°°°°o o°°°- mi

/1ШИ2 § illJl- 3 I „- /ША,

оо о оО О о--9

1

,л X-г.. .- I--с

Zj Г fCCj

2ШИ2.° 2IUH3f 2ШИ

°ОоаоО° ооо. о °° 77

Похожие патенты SU382954A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО для ПОСТРОЧНОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯТЕКСТА 1970
SU259626A1
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗРЫВНОЙ ПРОЧНОСТИВОЛОКОН 1971
  • Л. Л. Гурвич, В. С. Повзиков А. Н. Патрикеев
SU313063A1
СТЕНДАЛЯ ИСПЫТАНИЯ ВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ 1970
SU285298A1
ДВУХКАНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО 1969
  • И. П. Городовой Э. Ф. Кондратьев
SU250252A1
УСТРОЙСТВО для ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ КРАСИЛЬНОГО 1967
  • В. Н. Семенов А. И. Волков
SU190460A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ НА УСТАЛОСТЬ ПРИ КРУГОВОМ ИЗГИБЕ 2023
  • Титов Ярослав Александрович
  • Пятницкий Александр Владимирович
RU2807975C1
НАГРУЖАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ 1965
  • Л. Н. Екименков А. В. Корнилов, Ю. П. Трунин Б. В. Селезнев
SU172524A1
Устройство для распределения рабочей среды 1976
  • Грушенков Исай Данилович
  • Качнов Владимир Федорович
  • Пряхин Вадим Николаевич
  • Каменев Геннадий Алексеевич
  • Смирнов Евгений Сергеевич
  • Сабашвили Роланди Георгиевич
  • Котенев Владимир Анатольевич
  • Стрельцов Владимир Андреевич
  • Егоров Евгений Егорович
SU595544A1
Установка для испытания при повторно-статическом нагружении 1975
  • Карцев Анатолий Иванович
  • Дедусенко Валентин Юрьевич
  • Берендя Павел Владимирович
  • Кашкин Александр Михайлович
SU597935A1
ПРИБОР ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА СЖАТИЕ И ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ 1973
  • Авторы Изобретени
SU368517A1

Иллюстрации к изобретению SU 382 954 A1

Реферат патента 1973 года ПРИБОР ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТКАНЕЙ НА СДВИГ

Формула изобретения SU 382 954 A1

SU 382 954 A1

Авторы

Ю. И. Катунскис Каунасский Политехнический Институт

Даты

1973-01-01Публикация