1
Изобретение относится к технически.м средствам программированного обучения, в частности к контролирующим устройствам, предназначенным предпочтительно для контроля, оценки ответов на вопросы, требующие как трафического решения, так и логического выбора, регистрирования статистических данных.
Известны устройства для контроля знаний, содержащие корпус, в котором расположены перфокарты, щаблон и контрольный лист.
Цель изобретения - разработка такого устрбйства, которое наряду с известными свойствами - определять правильность и ошибочность ответов, формировать оценки и корректировать их в случае ответа «Не знаю нозволяло бы дифференцированно оценивать ответы, осуществлять принцип адекватности, оценивать ответы на вопросы, требующие как графического решения, так и логического выбора, а также регистрировать статистические данные, отражающие не только итоги, но и динамику контроля.
Это достигается тем, что предложенное устройство содержит перфорированные барабаны, расположенные внутри цилиндрического корпуса, имеющего прорези, совпадающие одновременно с несколькими рядами отверстий на перфорированных барабанах, и иглорукоятку, выполненную в виде штекера с острием на конце.
2
Ни фиг. 1 показано контролирующее устройство с местным разрезом и табличкой, совмещенной с плоскостью чертежа для наглядности, сечения по А-А и Б-Б; на фиг. 2 изображен контрольный лист прессшпана; на фиг. 3 - представлен рабочий лист бумаги, вынутый из устройства после проведенного контроля.
Устройство (размером 78X61 мм) состоит из цилиндрического корпуса / (см. фиг. 1), трех вставленных одни в другой перфорированных барабанчиков (наружного 2, среднего 3 и внутреннего 4), фиксаторов 5 и о, таблички 7 возможных ответов, иглорукоятки 8, кнопки Я а также контрольного листа/О прессшпана н рабочего листа бумаги, используемых в работе с устройством.
Кроме того, устройство имеет две крышки (в левой сделаны гнезда для хранения рукоятки 5 и кнопки Я в правой - за.мок), четыре ножки для его устойчивости н один ключ для преподавателя. Внутрь устройства вставляют двухполостный футляр для хранения контрольных и резервных рабочих листов.
В корпусе / сделаны двадцать одинаковых прорезей, одна из которых обозначена позицией //, остальные - позицией 12, щель 13 и четыре окошка: левое 14, среднее /5, правое 16 и диаметрально противоположное среднему (не показано). В сечении Л-Л наружный 2,
3
средний 3 и внутренний 4 барабанчики имеют по 24 совпадающих друг с другом отверстий диаметром 2,5 мм. В сечении Б-Б отверстия имеют только наружный 2 и средний 3 барабанчики. На внутреннем барабанчике 4 по окружности набиты цифры от О до 23, которые по мере его вращения появляются в левом окошке 14 корпуса /. Между наружным и средним барабанчиками предусмотрен зазор для контрольного листа 10. Эти барабанчики и контрольный лист с помощью штифта 17 соединяются в одно целое, которое назовем «средний барабанчик в сборе.
Контрольный лист 10 (фиг. 2) в сечениях Л-А имеет отверстия для правильных ответов на вопросы, номера которых проставлены справа и просматриваются в правом окощке 16 корпуса /. В сечение Б-Б он имеет 24 отверстия для использования в случаях, обозначенных на табличке знаками: Нз (не знаю), Цт (цейтнот), Кн (кнопка) и Об (оборот). Кроме того, в листе выполнено два отверстия для кнопки 9 и одно - для штифта 17.
Между корпусом / и наружным барабанчиком 2 предусмотрен зазор для рабочего листа бумаги. Рабочий лист вводят через Н1,ель 13 и нрикренляют к наружному барабанчику 2 кнопкой 9 через среднее окошко 15. Когда рабочий лист введен в устройство, цифры в лево.м окошке 14 не просматриваются.
Чтобы проконтролировать ответ, состоящий, например, из однозначного числа, испытуемый выбирает с помощью таблички 7 одну из девятнадцати прорезей 12, которую он считает соответствующей своему ответу и вставляет в нее (в начало) рукоятку 8. Если ответ правилен, то рукоятка, прорывая бумагу, входит в отверстие коптрольного листа 10 и погружается до своего заплечика. Испытуемый определяет, что его ответ правилен. После этого он поворотом рукоятки 8 вращает все барабанчики и тем самым выводит на контрольную позицию в право.м окошке 16 следующий номер вопросов, а в левом 14 (под бумагой) - число набранных очков за правильный ответ. Для краткости дальнейшего изложения назовем этот поворот «первый случай поворота рукоятки.
При повороте рукоятка 8 может оказаться в положениях I (15°), II (30°) или III (45°) с помощью фиксаторов 5 и 6, издающих щелчки. О положении рукоятки 8 испытуемый узнает также по номеру вопроса, появляющемуся в окошке 16 и отметке на корпусе. Каждое положение соответственно означает один, два или три очка.
Если ответ неправилен, то рукоятка 8, едва прорвав бумагу, упирается в контрольный лист 10. Испытуемый определяет, что он ошибся. В этом случае поворот невозможен. Рукоятку 8 нужно переставить в прорезь 11 («Не знаю) и повернуть до появления следующего номера вопроса. При этом она, прорвав бумагу, входит в отверстие ко.нтрольного листа 10 до упора во внутренний барабанчик 4. Такое положение назовем «второй случай поворота рукоятки. Этот случай может быть использован сразу как только испытуемый определяет, что на вопрос ответить не может, а также в случаях цейтнота, перестановки кнопки и завершений оборота, чтобы поставить устройство в исходное положеине.
Ответы, состоящие из двухзначного числа (наибольшим здесь может быть число 99), проверяются раздельным способом: сначала десятки (на табличке слева), затем единицы (на табличке справа), причем десятки проверяются без поворота рукоятки, а единицы - с поворотом, который завершает проверку числа в целом, подготовляет следующий номер вопроса и пакапливает очки. При ощибке или незнании одной из цифр используют «второй случай поворота рукоятки.
Язык о1ветОВ не ограничивается цифрами. На табличке нанесены различные возможные ответы. Это могут быть арабские и римские цифры, .прописные и строчные буквы латинского и греческого алфавитов, термины, символцческие обозначения и т. д. С перечисленными возможными ответами оперируют как и с цифрами.
Контролирующее устройство подготавливают к работе следующим образом.
Заряжают или перезаряжают устройство контрольным листом 10, соответствующим .карте коитроля (соответственно проверяют через правое окощ.ко 16 по номеру темы и щифру варианта) и устанавливают внутренний барабанчик 4 ,в нулевое положение (установку контролирую.т через левое окошко 14, в котором должен появиться нуль). Для зарядки ил.и перезарядки вынимают и разбирают «средний барабанчик ,в сборе, дадевают или меняют
контрольный лист и вновь собирают. Это выполняет преподаватель или лаборант заблаговременно.
После этого вводят в устройство и прикрепляют кнопкой 9 лист бумаги (выполнив тем
самым указание на контрольном л.исте в виде слова «кнопка), .переписывают йа бумаге через среднее окошко 15 (когда оно занято кнопкой Я - через левое М) .номер те.мы и шифр варианта (слово «Кнопка и встречаю.щиеся ,в дальнейщем сло-ва «Очки и «Оборот не переписываются), выводят на контрольную позицию в правом окощке 16 .первый номер вопроса. Это выполняет испытуемый, который должен заблаговремемйо приготовить лист бумаги размером 118X198 мм (небольшой резерв листов хранится в футляре).
Работа с контролирующими устройствами сводится к следующему: решить на карте контроля графически или логическим выбором
вонрос, номер которого нредставлен в окошке 16; переписать на бумаге через окош.ко /5 шервый номер вопроса и ввести ответ в устройство 1C .по.мощью рукоятки 8; при правильном ответе использовать «первый случай поворота, при ошибочном - «второй ; в случае затруднения в |решении вопроса ИЛи его незиании ввести в устройство ответ «Не знаю, осуществив при этом «второй случай поворота рукоятки ; по окончалии вопросов затушевать бумагу в окошке 14 для выявления числа забранных очков за правильные ответы и завершить оборот, чтобы поставить устройство в исходное полол ение (выполнив тем самым указания «Очки и «Оборот); открепигь и вынуть лист бумаги, написать на нем шифр лруппы, фамилию, дату и представить вместе с устройством преподавателю для вывода результируюшей оценки.
Рассмотрим проведение контроля с помощью устройства, на.пример, по теме «Точка встречи и параллельность прямой и плоскости (фиг. 2).
Для этого устройство предварительно заряжают (перезаряжают) «ли применяют то, которое уже заряжено контрольным листол (фиг. 3), соответствующим карте контроля по номеру темы (V) и шифру .варианта (314). Затем, как следует из этого контрольного листа, 3 устройство должны быть введены ответы, KOTOjpbie состоят из двузначных (условно отмечены знаком равенства) и однозначных чисел, а также оцениваются в одно, два или три очка (на контрольном листе одному делению соответствует одно очко). В процессе работы должны быть выполнен Ы указания: «Кнопка, «Очки и «Оборот. Из конструктивных соображений после поворота «среднего барабанчика в сборе на 180° от исходного положения кнопка должна быть переставлена из окошка, диаметрально противоположного среднему, в последнее.
Теперь предположим, что испытуемый, проработав с устройством в соответствии с изложенным, представил преподавателю рабочий лист бумаги, вынутый из устройства после проведенного контроля. Согласно зарегистрированным па листе статистическим данным, отражающим динамику и итоги контроля, можно отметить, что испытуемый правильно решил все вопросы, кроме 2с, 3 и 4d. По вопросу 2с он ввел предположительный ответ (отмечен знаком умножения, в действительности - едва прорванное маленькое отверстие). По вопросу 3 оп правильно определил десятки, но ошибся в единицах, а после уточнения своего расчета ввел правильный ответ. По вопросу 4d он честно признал, что данного вопроса не знает.
Если не учитывать эти моменты, а только итоги (16 набранных очков), то согласно критерию оценок по данной теме (18 очков -«отлично, 15-17 - «хорошо, 10-14-«удовлетворнтельно, меньше 10-«неудовлетворительно испытуемому следует поставить «хорошо. Очевидно есть такие ситуации, когда можно так постунить. Если же учесть эти моменты, то преподаватель для предотвращения
ПОПЫТОК ввести ответ наугад, в число очков вносит корректировку (снимет одно очко). Ввод ответа «Не знаю остается без последствий. Такой оценочный режим позволяет добиться действенного контроля знаний. В соответствии с этим преподаватель выводит (16-2-3-11) результируюшую оценку «удовлетворительно.
Вынутые рабочие листы бумаги удобны с точки зрения проведения анализа вопросов и
других исследований. В режиме «самоконтроль их молсно не применять.
Работа с устройством в режимах самоконтроля отличается от предыдущей тем, что в случае ошибочного ответа устройство можно
не переводить на последующий вопрос до тех пор, пока не будет введен правильный ответ. Преимуществом контролирующего устройства является то, что оно рассчитано на реализацию программы программированного контроля, составленной на основе научно обоснованных прицинов, и обладает новыми свойствами, позволяющими дифференцированно оценивать ответы, осуществлять разнообразный контроль в соответствии с принципом адекватности, оценивать ответы на вопросы, требующие как графического решения, так и логического выбора, регистрировать статистические данные, отражаюшие не только итоги, но и динамику контроля.
40
Предмет изобретения
Контролирующее устройство, содержащее цилиндрический корпус с окнами, отличающееся тем, что, с целью дифференциации оценки
ответов учащихся и накопления статистических данных о ходе контроля для последующего анализа, устройство содержит перфорированные барабаны, расположенные внутри цилиндрического корпуса, имеющего прорези
и совпадающие одновременно с несколькими рядами отверстий на перфорированных барабанах, и иглорукоятку, выполненную в виде штекера с острием па конце.
/J
Фиг.
Фиг. 2
-J/4
О О
о о
Гр ЭА-16 Петров 1.869г.
УдоВлетборительно 1.8.69г. (Подпись преподавателя)
О о
х о
2а о
гв
2с о
J о
4( О с о
о о о
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБОР КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1994 |
|
RU2110096C1 |
УСТРОЙСТВО для ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ | 1971 |
|
SU306492A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся | 1979 |
|
SU947898A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1976 |
|
SU634351A1 |
ВПТБ | 1973 |
|
SU390553A1 |
Устройство для обучения и контролязНАНий ОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU836649A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012318A1 |
ПАТЕНТНО- 1 Г:III» '- с^^ П'.-КНИЧЕСКАЯ '^' БИБЛИОТЕКА | 1966 |
|
SU181405A1 |
УСТРОЙСТВО для КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ | 1969 |
|
SU251277A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU734791A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация