1
Машина для группового контроля предназначена для одновременного контроля знании группы учащихся при программированном обучении и традиционных формах учебы.
Среди технических средств программированного обучения известны машины группового контроля. Поскольку обучение ведется чаш,е всего по групповому методу, закономерна преобладающая роль машин этого вида. Нередко классы автоматизированного контроля знаний оборудуют мащинами, предназначенными для индивидуального пользования. При этом каждая из таких машин имеет полный комнлект аппаратуры для самостоятельной обработки информации.
У подавляющего большинства мащин группового контроля (если они построены не на базе ЦВМ) встречается хотя бы один из следующих ниже недостатков.
Выборочный метод ввода ответа, в то время как для технических дисциплин не менее важным следует считать численный метод.
Необходимость выполнения большой предварительной подготовки по изготовлению пленок, перфокарт, кодовых фишек или других средств фиксации кодированной информации.
Малая оперативность при переподготовке машины с одного предмета (темы) на другой. В результате теряется много времени или требуется большое число обслул ивающих лиц.
2
Жесткая система выставления оценок и отсутствие двухбалльной системы оценок, часто необходимой из-за малой информативной емкости устройств ввода и по соображениям методического характера.
Отсутствие или крайняя ограниченность средств автоматического подсказа, выполняющих в определенной мере обучающую ф}нкцию (самоконтроль).
Невозможность анализа ответов учащихся группы и наблюдения за динамикой хода работы.
Сложность устройства аппаратуры, высокая ее стоил ость и потребность в высококвалифицированном персонале обслуживания, что является одной из нричин, препятствующих широкому распространению этих в системе народного образования.
Цель изобретения - обеспечение параллельного ввода нескольких чисел с различным количеством разрядов и поочередного подсказа ,имся ошибочных разрядов в их ответах с указанием положения каждой ошибки внутри каждого слога полного слова ответа.
Это достигается тем, что машина для группового контроля содержит схему разделов, один вход которой подключен к выходу схемы сравнения, другой вход - к выходам блоков ввода разделов и табло, а выход ее подключен к схеме выставления оценок. Машина представляет собой устройство, работающее в параллельном дискретном потенциальном коде по принципу сравнения ответов учащихся с одним из нескольких вариантов эталонных ответов при последовательном опросе рабочих мест. Индикация оценок осуществляется с помощью тиратронов с холодным катодом МТХ-90, расположенных на табло. При этом имеется возможность наблюдать за динамикой работы учащихся. С помощью одного комплекта сигнальных ламночек можно поочередно сигнализировать об ошибочных разрядах ответов. Кроме того, оценки печатаются на бумажной ленте, рассчитанной для вклеивания ее в классный журнал. Принятая в устройствах ввода десятичная система счисления позволяет вводить целые, дробные, в том числе, отрицательные числа, he исключаются и различные виды выборочного метода ввода ответов. За счет применения в мащине схемы разрядов полное слово, введенное в нее, может одновременно содержать несколько ответов с разным числом разрядов в каждом из них. При этом оценка по пятибалльной системе автоматически выставляется в зависимости от количества неверных ответов нри различном весе ощибок. Все слово ответа может быть оценено и в двухбалльной системе оценок. Па фиг. 1 показана блок-схема машины для группового контроля (МГК); на фиг. 2 - упрощенная принципиальная схема дешифратора. Схемы позволяют рассмотреть способ выставления оценок и реализацию подсказа о допущенных ошибках. Как видно из фиг. 1, основными частями МГК являются пульты / ответа учащихся, главный пульт 2 (пульт преподавателя), табло 3 и блок 4 печати оценок. Па главном пульте 2 расположены блок 5 ввода эталонных ответов, схема 6 сравнения, схема 7 разделов, схема 8 выставления оценок, блок 9 коммутации рабочих мест и блок 10 коммутации вариантов. Схемы 6, 7 и 8 составляют дешифратор. . Машина имеет 30 пультов ответа (ПО), в каждом пульте установлено десять переключателей ввода ответов на одиннадцать положений каждый. Машина рассчитана на четыре варианта заданий. В каждом пульте ответа смонтирован делитель напряжения, состоящий из десяти резисторов. Одиннадцать выводов делителя подключены параллельно к неподвижным контактам десяти переключателей ввода ответов. Каждый переключатель имеет одиннадцать позиций, а все переключатели составляют десятиразрядный регистр ввода ответов. С подвижных контактов переключателей снимается дискретный потенциальный код всего слова, содержащего несколько ответов, введенных в пульт ответа. Через развязывающие диоды подвижные контакты переключателей подключены к десяти линиям кабеля, называемым линиями сравнения. Аналогично выводы переключателей всех остальных пультов ответа, параллельно и соответственно номерам разрядов, подключены к тем же линиям сравнения. Все десять линий сравнения подведены к главному пульту 2 (па фиг. 1 показапа только одна линия). Каждый из четырех регистров блока 5 ввода эталонных ответов (на фиг. 1 ноказано два регистра) содержит регистр 11 ввода верных ответов, блок 12 ввода разделов и переключатель 13 веса ошибок. Блок 9 ко.ммутации рабочих мест соединен раздельно с каждым нультом / ответа учащихся для поочередного их нитания. От этих линий сделаны ответвления на табло 3 для включения лампочек номеров опрашиваемых пультов ответов. Другой выход блока 9 коммутации рабочих мест подключен к блоку 10 коммутации вариантов, через который по заданной программе подается питапне регистру 11, блоку 12 п переключателю 13 одного из регистров блока ввода эталонных ответов. Выходы от нультов ответа подключены к одному входу схемы 6 сравнения напряжений для подачи в нее десятиразрядного потенциального кода слова ответа, установленного в опрашиваемом пульте опроса. Па другой вход схемы сравнений подается из регистра // ввода верных ответов эталонный код. Схема сравнения напряжений соединена со схемой разделов и с табло 3 для передачи сигналов об ошибочных разрядах слова ответа. В табло эти сигналы используются для подсказа ошибок. Схема разделов преобразует ошибки по цифрам в ощибки по числам (ответам-слогам). Если в каком-либо одном слоге полного слова ответа выявлено несколько ошибочных цифр, то схема разделов должна выдать только одну ошибку, так как неверен только один ответ (слог), содержащий несколько цифр многоразрядного числа. Снижение оценки не должно зависеть от количества цифр в одном слоге ответа. Следовательно, благодаря применению схемы разделов, ответы полного слова могут содержать числа с различным количеством цнфр (разрядов). Выходы всех блоков ввода разделов подключены к соответствующим разрядам схемы разделов и к лампочкам сигнализации разделов, установленным на табло 3. Выход схемы разделов соединен со схемой 8 выставления оценок для передачи в нее ощибок, число которых равно количеству неверных слогов (чисел) в полном слове ответа. Переключатели веса ощибок подключены к схеме выставления оценок. В машине приняты два веса ошибок - 1 балл за одну ошибку «и - I балл за две ошибки. Схел-га выставления оценок выдает одну из оценок пятибалльной системы в зависимости от количества ошибок слогов в слове ответа и принятого веса ошибок. Выход схемы выставления оценок нодключен к блоку нечати оненок и к блоку коммутации рабочих мест, который соединен с табло 3, для поочередной раздачи выставленных оценок в ячейки памяти и сигнализацин. Каждая из тридцати ячеек индикации опенок содержит по четыре тиратрона МХТ-90, расположенных рядом с лампочкой соответствующего номера рабочего места ПО. В блоке печати оценки в виде цифр 5; 4; 3 или 2 фиксируются на бумажной ленте, рассчитанной на непосредственное ее вклеивание в классный журнал. При работе машины в двухбалльной системе, при которой оценка «Верно фиксируется лишь при полном ОТСУТСТВИИ ошибок во всем слове ответа, действие дешифратора не изменяется. Однако из схемы выставления оценок выводится только линия оценок «5, что и соответствует оценке «Верно в двлхбалльной системе. Кроме того, тиратроны в этом пежиме фиксируют не одну из четырех оценок пятибалльной системы, а один из четырех вариантов заданий, по которому дан верный ответ. Прежде, чем рассматривать работу машины, остановимся на устройстве деигиЛратоса. На фиг. 2 показаны лампочки 14 и /5 сигнализации ошибок и разделов, включаемые тумблерами с пульта управления, а также тумблеры блока ввода разделов, принадлежащие одному из регистров блока ввода эталонных ответов. В качестве элемента 16 сравнения используют трехпозинионное поляризованное реле типа РП-5. К одной из обмоток каждого реле подведена (например, слева) линия сравнения из класса, т. е. от всех пультов ответа, к вторым обмоткам - линии сравнения от регистров блока 5 ввода эталонных ответов. К всем ненодвижны. контактам реле подключено напряжение от выпрямителя. Поразрядные линии сигналов ошибки ИДУТ от якорей реле через развязывающие диоды к ламночкам 14 сигнализации ошибок на табло 5 и к контактам реле 17 разделов соответствуюш;их разрядов. Обмотки этих реле нодключены к тумблерал блока ввода разделов, которые замыкаются для включения раздела. Нормально разомкнутые выходные контакты каждого реле раздела присоединены к входным резисторам 18 сумматора ошибок. С резистора 19 снимается нанряжение суммарной ошибки. Как видно из фиг. 2, лампочки снгналнзлнии разделов включены параллельно обмоткам реле разделов соответствующих разрядов. Если первый ответ выражается, нанример, трехзначным целым положительным числом, то первые (на фиг. 2, считая сверху) два тумблера блока ввода разделов должны быть выключены, а третии, стоящий после тпетьего переключателя регистра блока ввода эталонных ответов, следует включить. Пои включении питания данного регистра загорается иа табло третья ламночка сигнализацин разделов, срабатывает тоетье реле схемы разделов и ошибки из пепвых трех разрядов проходят в сумматор ошибок только на один его третий вход. Следовательно, применение разделов обеснечивает работу по принципу логической схемы «ИЛИ. Для выставления оценок предназначены три поляризованных двухпозиционных реле тина РИ-4. Одно из них реле 20 выставляет оценку 2, другое реле 21 - опенку 5. третье реле 22- оценку 4. К резнстору 19 цодключается одна из обмоток каждого реле, называемая сигнальной. Вторая обмотка получает опорное напряжение от одного нз ОПОРНЫХ потенциометров 23. Каждое реле 20 и 21 может нолучнть свое опорное напряжение (t/on,, , ) от одного из двух потенциометров в зависимости от состояния реле 24 веса ошибок. Когда на резнеторе 19 отсутствует напряжение суммарно , все сн нальные обмотки обесточены и под действием опорных напряжений якори всех реле повернуты вправо. При этом нанряжение, подведенное к якорю реле 20, поступает в линию 25 выдачи оненки 5. Опорные напряжения отрегулированы так, чтобы всегда соблюдалось условие ,-.,,, :f.p-,. Кроме того, каждое из опорных напряжений большого веса ошибок меньше соответственного напряжения малого веса. В результате при большом весе ошибок от одной ошибки срабатывает реле 22 и оценка выдается по линии онеттки 4: ПРИ двух ошибках реле 22 21 - оценка 3; при трех и более ошибках срабатывают все три реле и выдается оп,енка 2. При малом весе ошибок оценка 4 выдается за одцу-две ошибки; оценка 3 - за трп-четыре ошибки, а 2 - за пять ошибок и солее. Линии выдачи оценок заведены в блок KONniXтации рабочих мест и, кроме того, имеют выход для блока печати оценок. Работа на машине и ее действие при пятибалльной системе оценок протекает следующим образом. В зависимости от количества приготовленных вариантов заданий всю группу делят на четыре подгруппы (А, Б. В, и Г) или на две подгруппы (нечетные номера А и В, четные В и Г) НЛП всем дают одинаковое задание. Для определения принадлежности к той или иной группе на каждом пульте ответа, кроме номера, имеется буква. После информации учащихся о содержании заданий и разделах, устанавливают эталонные ответы и разделы, вводят т мблерами нужные веса ошибок и задают порядок коммутации вариантов.
Блок коммутации рабочих мест переключается на «Автоматический, совершает однократный обход всех пультов ответа, после чего останавливается на исходной нозннни.
При установке щеток шагового искателя на очередную строку в машине выполняются следующие операции. Подается питание очередному пульту ответа, и в дешифратор постунает его код ответа, заиитывается соответствующий регистр блока ввода эталонных ответов. При этом в дешифратор подается эталонный код, срабатывают соответствующие реле разделов и устанавливается заданный вес ошибок на реле 24. Реле сравнения выявляют ошибочные разряды всего слова ответа. Схема разделов преобразует ошибки по цифрам в ошибки по числам. Сумматор вырабатывает суммарный сигнал ошибки соответспвенно количеству неверных ответов, а реле 20, 21 и 22 выдают оценку.
Выставленная оценка проходит без изменений из дешифратора на одну из четырех щеток блока коммутации рабочих мест и нередается на сетку тиратрона, который ее фиксирует. Одновременно оценка печатается па бумажной ленте.
При работе машины в двухбалльной системе оценок блоком ввода разделов устанавливается только один раздел в конце ответа, т. е. включается только один из тумблеров. Одновременно из схемы 8 выставления оценок выводится по линии 25 только оценка 5, соответствующая оценКе «Верно. Кроме того, релейная схема, связанная с блоком 10 коммутации вариантов, обеспечивает коммутацию оценки «Верно на один из четырех тиратронав ячейки памяти оценок на табло 3 в зависимости от того, по какому из четырех вариантов заданий дается ответ.
Управление блоком 5 ввода эталонных ответов осуществляется по установленной программе от блока коммутации рабочих мест через блок коммутации вариантов либо от
пультов / ответа в норядке дистанционного управления. В последнем случае можно передать в одном цикле контроля но несколько десятиразрядных слов с каждого пульта ответа. Подсказ ошибок, включаемый тумблерами 26 и 27, можно нрименять и в двухбалльной системе оценок.
Предмет изобретения
Машина для грунпового контроля, содержащая блок коммутации рабочих мест, выходы которого соединены с табло, с входом блока коммутации вариантов, выходы которого подключены к входам блоков ввода разделов, регистров ввода верных ответов и через переключатели веса ошибок к схеме выставления оценок, подключенной к блоку печати и входу блока коммутации рабочих мест, другие выходы которого соединены с нультами учащихся, выходы которых параллельно соединены
с одним из входов схемы сравнения, другой
вход которой подключен к выходам регистров
ввода верных ответов, а выход ее подключен
к табло, отличающаяся тем, что, с целью параллельного ввода нескольких чисел с различным количеством разрядов и поочередного подсказа учащимся ошибочных разрядов в их ответах с указанием положения каждой ошибки внутри каждого слога полного слова ответа, она содержит схему разделов, один вход которой подключен к выходу схемы сравнения, другой вход - к выходам блоков ввода разделов и табло, а выход ее подключен к схеме выставления оценок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ | 1967 |
|
SU193180A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU769601A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1383434A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1001152A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU943809A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU732971A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний | 1981 |
|
SU1005153A2 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU748493A2 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU742446A1 |
Обучающая машина для изучения иностранных языков | 1970 |
|
SU380192A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация