1
Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения, предназначенным для контроля знаний по конструктивном ответам, и может быть использовано для проверки подготовленности учащихся при допуске к лабораторным работам, для приема зачетов, для самоподготовки и самоконтроля обучающимися по различным учебным дисциплинам.
Известно устройство для контроля знаний, содержащее пульты учащихся, включающие клавиатуру для набора ответа и сдвигающий регистр, и пульт преподавателя, включающий блок ввода эталонных ответов и сумматор 1.
Недостатками этого устройства являются чрезмерная сложность (наличие сумматора и регистров большой емкости), возможность применения только в тех случаях, когда ответ может быть сформулирован кратно, в виде простейшей формулы или числа с небольшим числом разрядов.
Наиболее близким техническим решением к настоящему изобретению является устройство, предназначенное .для контроля только числовых ответов, содержащее считывающее устройство, датчик для ввода числовых
ответов, схему сравнения, блок индикации оценок и блок управления. Код эталонного ответа наносится на специальный билет, представляющий бумажный лист с метками и перемычками между ними, которые выполняются из токопроводящего материала. Билет помещается в считывающее устройство, где считывающей головкой ощупывается код эталонного ответа и затем специальным блоком из этого кода поочередно выделяются отдельные разряды числа,
10 которые сравнивают с разрядами вводимого датчиком конструируемого числа 2.
Недостатками указанного устройства являются сложность конструкции и процесса изготовления специальных билетов, а также ограниченная область применения. Уст5 ройство применяют только для контроля числовых ответов с малым числом разрядов. Указанные недостатки ограничивают функциональные возможности и снижают эффективность программированного обучения.
2Q Цель изобретения - упрощение устройства программированного обучения и расширение его функциональных возможностей. Указанная цель достигается тем, что, в известное устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к одним входам блока сравнения, другие входы которого соединены с блоком считывания информации, выход - с блоком управления, подключенным к блоку оценки и блоку считывания информации, введены дешифратор и информационное табло, подключенное к блоку управления и дешифратору, соединенному с блоками считывания информации и управления. На чертеже схематически изображено устройство для контроля знаний учащихся. Устройство содержит блок 1 считывания информации, дешифратор 2, блок 3 управления, блок 4 сравнения, блок 5 оценки, блок 6 ввода ответов и информационное табло 7. Устройство для контроля знаний учащихся работает следующим образом. В блоке 1 считывания перемещается с одной строки на другую перфолента, на которой заранее в определенной последовательности нанесены коды символов эталонного ответа. На каждой строке перфоленты располагают код только одного символа. Перфорация ленты производится с помощью стандартных перфораторов. Кроме указанных кодов символов на перфоленту наносятся коды команд, которые используются для автоматического управления устройством и для сигнализации. К таким кодам относятся «вопрос 1, «вопрос 2, «оценка и т. д. Дешифратор 2 осуществляет декодирование кода, считанного с перфоленты. Блок 3 управления содержит распределитель на пять положений с указателем номера вопроса, несколько реле и режимный переключатель (на чертеже не показаны). Блок 4 сравнения осуществляет сравнение кодов символов эталонного и конструируемого ответа. Блок 5 оценки имеет пять узлов (по числу вопросов, задаваемых учащемуся) . Этот блок фиксирует правильные и неправильные ответы. Клавиатурный датчик блока ввода ответов 6 служит для ввода в схему сравнения 4 конструируемых ответов путем нажатия в определенной последовательности его клавищ, каждая из которых соответствует определенному символу. На табло 7 высвечивается символ эталонного ответа в том случае, когда учащийся обращается за консультацией. Устройство программированного контроля может работать в двух режимах - «контроль и «самоконтроль, которые устанавливаются режимным переключателем блока управления. При работе в режиме «самоконтроль учащемуся предоставляется возможность обратиться за консультацией в случае, если им допущена ошибка в ответе. Рассмотрим работу машины в режиме «контроль. Перфолента установлена в блоке 1 на первой строке, на которой нанесен КОД «вопрос 1. Этот код считывается, преобразуется дешифратором 2 в сигнал, поступающий на вход блока 3 управления, который соединяет выход блока 4 сравнения с первым узлом блока 5 оценки. На указателе номера вопроса блока 3 управления высвечивается цифра «1. По этому сигналу учащийся начинает вводить ответ на первый вопрос. В то же время блок 3 управления вырабатывает импульс, поступающий на вход блока 1, лентопротяжный механизм которого перемещает перфоленту на один шаг на строку с кодом первого символа первого эталонного ответа. Этот код поступает на первый вход блока 4 сравнения. На второй вход его поступает код первого символа вводимого ответа в момент нажатия соответствующей клавиши клавиатурного датчика блока 6. В этот же момент блок 6 вырабатывает импульс, считывающий результаты сравнения. Этот же импульс через блок 3 управления поступает на вход блока 1 и его лентопротяжный механизм перемещает перфоленту на следующую строку с кодом второго символа первого эталонного ответа н т. д. Еслн один из вводимых учащимся символов будет ошибочным, то блок 4 сравнения вырабатывает импульс, поступающий через блок 3 управления на первый узел блока 5 оценки. Этот блок зафиксирует ошибку по первому вопросу. После ответа на первый вопрос перфолента переходит в блоке 1 на строку с кодом «вопрос 2. Блок 3 управления соединяет выход блока 4 сравнения со вторым узлом блока 5 оценки, на его указателе номера вопроса высвечивается цифра «2, перфолента перемещается на следующую строку с кодом первого символа второго эталонного ответа. Учащийся начинает вводить ответ на второй вопрос и т. д. После ввода ответа на последний вопрос перфолента остановится в блоке считывания 1 на строке с кодом «оценка. Этот код преобразуется дешифратором 2 в сигнал, поступающий на блок 3 управления, который включает сигнальные лампочки блока 5 оценки - на этом блоке высвечивается оценка. Работа в режиме «самоконтроль отличается тем, что блок 3 управления пропускает на вход блока 1 импульс, вырабатываемый клавиатурным датчиком блока 6 в момент нажатия клавиши только в том случае, если код вводимого символа верен, что фиксируется блоком 4 сравнения. Поэтому перфолента перемещается на следующую строку, когда вводится верный код очередного символа. Если же при вводе символа допущена ощибка, то на блоке 5 оценки включается сигнал «неверно. В этом случае учащийся может исправить ошибку и вновь
ввести код уже другого символа (который, по его мнению, является верным) или же обратиться за консультацией путем нажатия кнопки, расположенной на табло 7. При этом на сигнальной части табло 7, которая управляется дешифратором 2, высвечивается символ эталонного ответа. После ввода этого символа перфолента перемещается на следующую строку.
Использование предлагаемого устройства позволяет упростить конструкцию систем программированного контроля конструктивных ответов и процесс изготовления программоносителя, на который наносят коды эталонных ответов, а также расширить функциональные возможности этих систем. Устройство позволяет контролировать числовые ответы с любым числом разрядов (в том числе положительные, отрицательные дробные, иррациональные и др.), слова, формулы (не только простейшие, но и сложные). Изготовление перфоленты легко осуществляется с помощью стандартных перфораторов, а их размножение осуществляется автоматическим путем реперфорации.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный к одним входам блока сравнения, другие входы которого соединены с блоком считывания информации, выход - с блоком управления, подключенным к блоку оценки и блоку считывания информации, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, оно содержит дешифратор и информационное табло, подключенное к блоку управления и дещифратору, соединенному с блоками считывания информации и управления.
Истрчники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 367449, кл. G 09 В 7/00, 1972.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 269643, кл. G 09 В 19/00, 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU741309A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний | 1981 |
|
SU1005153A2 |
Обучающее устройство | 1982 |
|
SU1024964A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU943809A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1981 |
|
SU953653A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU997078A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU997061A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU734791A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1246126A1 |
Устройство для оценки ответов учащихся | 1978 |
|
SU765861A1 |
Авторы
Даты
1980-05-05—Публикация
1977-10-27—Подача