1
Известен статор электрической машйНЫ, в частности турбогенератора, содержащий корпус, на внутренней поверхности которого установлены продольные стяжные ребра и шихтованный сердечник.
Целью изобретения является повышение надежности и упрош,ение конструкции статора.
Для этого стяжные ребра выполнены разъемными в радиальном направлении и состоят из двух встречно направленных клиньев. Подвижные части стяжных ребер в своих концевых частях снабжены выступами. Длина неподвижных частей ребер равна длине активной стали сердечника статора.
Изобретение пояснено чертежами.
На фиг. 1 приведен продольный разрез статора; на фиг. 2 - продольный разрез статора в том случае, когда подвижные части составных Продольных стяжных ребер разделены по длине .на две части; на фиг. 3 - поперечный разрез ПО Л-А (фиг. 1 и 2) в том случае, когда шихтовка ведется на неподвижные части составных ребер; на фиг. 4 - поперечный разрез по А-Л (фиг. 1 и 2), в том случае, когда шихтовка ведется на подвижные части составных ребер; на фиг. 5 - узел I.
К корпусу 1 статора приварены неподвижные части 2 продольных стяжных ребер, имеющие по всей длине, например, коробчатое
сечение. В пеподвлжлых частях ребер расположены подвижные части 5 этих ребер.
На неподвижные части продольных стяжных ребер 2 (фиг. 2) или на подвижные части 3
этих ребер (фиг. 3) нашихтован сердечник 4 статора. Цилиндрические концы подвижных и неподвижных частей продольных стяжных ребер, снабженные резьбой, выходят за торцы нажимных плит 5, скрепляющих шихтованный
сердечник 4 в аксиальном направлении при помощи гаек 6. По всей -плоскости сопряжения подвижных и неподвижных частей продольных стяжных ребер выполнен уклон. В случае выполнения подвижных частей 3
продольных стяжных ребер разделенными цо длине на две части (фиг. 2), цилиндрические концы двух подвижных частей стяжных ребер выходят за торцы нажимных плит, скрепляющих нлихтованный сердечник в аксиальном направлении. Но обеим плоскостям сопряжения подвижных частей с неподвижной выполнен уклон. Подвижные части каждого из стяжных ребер перемещаются нри этом в противоположные стороны от середины сердечника статора.
Уклон плоскостей сопряжения подвижных и неподвижных частей продольных ребер и величина 1перемещения подвнжных частей для каждой конкретной машины определяются в зависимости от заданного зазора для
3
шихтовки и величины необходимого натяга междз сердечником и корпусом статора, который, в свою очередь, определяется величиной амплитуды вибрации активной стали сердечника статора. Для ограничения величины перемещения подвижных частей относительно неподвижных в последних выполнены окна 7 (фиг. 5), а в подвижных - соответствующие им -выступы 8. Величину .перемещения р-егулируют при 1ПОМОЩИ вставок 9.
На ;8ремя шихтовки сердечника 4 статора подвижные части ребер 3 выставляют относительно неподвижных частей .2 и крепят известным способом, например к неподвижным частям при помощи медных заклепок (не показаны) так, чтобы между сердечником статора и подвижными частями 3 ребер образовался необходимый зазор, позволяющий свободпо устанавливать сегменты на составные продольные стяжные ребра.
После окончательной прессовки сердечника статора, не снимая давления пресса, при помощи гаек 6 перемещают в аксиальном направлении подвихчные части 3 ребер до упора, т. е. до момента зацепления подвижных частей ребер с неподвижными частями 2 ребер или с корпусом статора в зависимости от конструкции зацепа. ТаК как по плоскости сопряжения неподвижных частей 2 и подвижных 3 выполнен уклон, подвижные части при их перемещении в аксиальном направлении при помощи гаек 6 будут перемещаться также и в радиальном направлении в сторону сердечника, создавая радиальный распор между сердечником и корпусом статора.
При этом, в связи с наличием достаточно широкой плоскости сопряжения стяжных ребер с сердечником статора и больших радиальных усилий, развиваемых стяжными ребрами, сердечник будет надежно закреплен и в тангенциальном направлении. Таким образом, при помощи составпых стяжных ребер одновременно будет сжат сердечник в аксиальном направлении и надежно закреплен в радиальном и тангенциальном направлениях. Величину радиального натяга при необходимости регулируют при помощи вставок 9.
Предмет изобретения
1.Статор электрической машины, в частности турбогенератора, содержащий корпус, на
внутренней поверхности которого установлены продольные стяжные ребра и шихтованный сердечник, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, стяжные ребра выполнены разъемными в
радиальном направлении и состоят из двух встречно направленных клиньев.
2.Статор но п. 1, отличающийся тем, что, с целью ограничения перемещений подвижных частей ребер, их концевые части снабжены выступами.
3.Статор по пп. 1, 2, отличающийся тем, что неподвижные части ребер имеют равную длине активной стали сердечника Фиг 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1969 |
|
SU246646A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1971 |
|
SU307462A1 |
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU556539A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1077014A1 |
Статор электрической машины | 1978 |
|
SU864432A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU399966A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1737627A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU397998A1 |
Способ сборки статора электри-чЕСКОй МАшиНы | 1973 |
|
SU803084A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация