Известные переносные приборы для обработки цилиндров обычно выполняют эту работу резцами. Иногда к расточке добавляют шлифование, для чего на супорте вокруг главного вала, проходящего через цилиндр, устанавливают электромотор с укрепленным на его валу шлифовальным кругом. В подобных приборах нельзя было упразднить резцы и обойтись одним шлифованием, так как, считаясь с ограниченным диаметром цилиндра, можно было поместить лишь маломощный мотор с диаметром круга меньше радиуса цилиндра; поэтому установка получалась маломощной, и процесс расточки цилиндра только шлифованием занял бы 15-18 часов.
В предлагаемой конструкции благодаря коленчатой форме вала удалось поместить мотор мощностью 7-8 л.с. с диаметром шлифовального круга 400-450 мм при диаметре цилиндра 550-770 мм (все ведущие серии паровозов железнодорожной сети СССР).
По расчету такая установка позволяет снять со стенок цилиндра 2-3 мл на сторону в продолжение 1-1,5 часа, т.е. еще быстрее, чем резцовым станком такой же мощности (последний делает ту же работу в 2,2 часа). Это первое преимущество. Второе существенное преимущество - это малый вес прибора. Он получается около 250 кг, тогда как расточно-шлифовальный прибор, о котором говорилось выше, весит 800 кг, а при таком весе для него требуется тележка весом в 200 кг. Таким образом получается экономия металла в четыре раза, т.е. 750 кг на один прибор.
Сильно упрощается и конструкция прибора, что логически следует из того обстоятельства, что здесь имеется лишь одна шлифовальная единица, в то время как у расточно-шлифовальных приборов режущая и шлифовальная. Это является третьим большим преимуществом предлагаемого прибора.
На схематическом чертеже изображен разрез цилиндра с установленным на нем прибором.
Прибор крепится к цилиндру с помощью двух лап - передней 1 и задней 2. Заднюю лапу может заменить крышка цилиндра. Передняя часть вала 3 квадратного сечения нарезана рейкой и проходит сквозь втулку 4, могущую вращаться в передней лапе. На приливе втулки укреплены оси конической шестерни 5, показанной пунктиром, и червячного колеса 6. Коническая шестерня 5 сцепляется с конической шестерней 7, составляющей одно целое с передней лапой, а червячное колесо сцепляется с червяком 11, составляющим продолжение вала мотора.
Необходимый эксцентриситет мотора достигается с помощью клина 8.
Мотор 9 вращает с одной стороны шлифовальный круг 10, а с другой червячный винт 11, который проходит через достаточно широкое отверстие во втулке 4 и вращает червячное колесо 6 со значительно меньшей скоростью. Одновременно с червячным колесом вращается и коническая шестерня 5, перекатывающаяся по шестерне 7; так как последняя неподвижна, то шестерня 5 будет совершать планетное вращение вокруг вала, т.е. вращать втулку 4 и вал. В то же время маленькая шестерня 12, находящаяся на общей оси с червячным колесом, двигает вал поступательно вдоль оси цилиндра.
Таким образом осуществлены вращение и подача шлифовального круга как в продольном, так и радиальном направлении.
Подходя к крайним положениям, круг должен изменять направление своего поступательного движения на обратное. Для этого у задней и у передней лап установлены переключатели направления тока (на схеме не показаны); они действуют от соприкосновения с коленчатой частью вала.
Необходимая незначительная подача круга в радиальном направлении осуществляется винтом с крыльчаткой 13 от соприкосновения со штифтом 14.
1. Переносный прибор для шлифования цилиндров, отличающийся применением вала, снабженного коленом для установки электромотора со шлифовальным кругом 10.
2. В приборе по п. 1 применение клина 8 для радиальной установки круга 10.
Авторы
Даты
1934-11-30—Публикация
1934-03-26—Подача