ВУЛЬВОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА Советский патент 1973 года по МПК B63B1/40 

Описание патента на изобретение SU404687A1

1

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и нредназначено для снижения сопротивления воды движению судна.

Известны бульбовые носовые оконечности Ьудов с бульбовой наделкой для нейтрализации волнового сопротивления, расположенной между ватерлинией в балласте и в полном грузу.

Однако такие бульбовые носовые оконечности нри значительной протяженности диаметрального контура бульба и большом весе конструкции требуют сложного изготовления и монтажа, что в ряде случаев делает невозможной установку носовых бульбов, в особенности наделочных, при модернизации судов, без больших переделок но корпусу и якорному устройству. Кроме того, известные бульбы, как правило, располагаются в нижнем районе нодводной части судна и эффективны нри плавании судна только в одном состоянии загрузки; либо в грузу, либо в балласте.

Цель изобретения -повышение эффективности бульбовой наделки при различных осадках судна и уменьшение ее объема и веса, а также облегчение ее монтажа на суш,ествуюш,их безбульбовых судах.

Для этого бульбовая наделка выполнена с наклонной к горизонту осью симметрии и верхней своей кромкой примыкает к основному корпусу в точке, расположенной впереди

Носового перпендикуляра над ватерлинией в полном грузу, а нижней кромкой плавно сопряжена с основным корпусом выше основной линии, причем точка пересечения носового перпендикуляра с бульбовой наделкой в нижней ее части расноложена на расстоянии не менее /з осадка в нолном грузу.

Угол наклона 1 оси симметрии бульбовой наделки целесообразно выполнить

fr(34-105/Fr) где Fr - число Фруда.

На фиг. 1 показано сечение нулевого теоретического шпангоута носовой оконечности судна; на фиг. 2 - диаметраль носовой оконечности; на фиг. 3 - разрез но А-А на фиг. 2, нолуширота носовой оконечности.

Нулевой шпангоут бульба (фиг. 1) образован лекальной кривой проходяш;ей через точки 1, 2 и 3. Точка 1 лежит на ГВЛ. Точка 2 лежит на пересечении наклонной прямой 4 и поперечной оси 5, содержашей максимальную ординату наделки. Наклонная прямая 4 проведена из точки 6 под углом не менее а 15° к диаметрали. Точка 6 расположена над ГВЛ на расстоянии, равном подъему носовой волны, величина которого онределяется но формуле:

/г ., где f г - число Фруда,

L - длина судна между перпендикулярами,

k - безразмерный коэффициент, причем и 0,2 для быстроходных судов (,25-0,30.), /e 0,3-для среднескоростных судов (/г 0,20-0,25), г 0, для , тихоходных судов (fr 0,15-0,20).

Поперечная ось 5 расположена под ГВЛ иа расстоянии, которое определяется но формуле:

h,T-T,-h,

где Т - осадка в грузу, Гб - осадка в балласте.

В любом случае это расстояние составляет не меньше 0,25 Т. Ось 5 пересекает ДП судна на нулевом шпангоуте в точке 7. Точка 3 расположена над основной линней на расстоянии не менее /з осадки в грузу.

Контур нулевого шпангоута плавно сопрягается кривой 8 с контуром нулевого теоретического шпангоута в надводной части корпуса. Бульб ориентирован в продольном направлении вдоль наклонной оси 9 симметрии (фиг. 2), составляюш,ий с горизонтом угол О, пропорциональный относительной скорости судна, но не превышающий величины, определяемой по формуле:

град 34-105,

Ось 9 проходит через точку 7. Расстояние носовой точки 10 диаметрально сечения бульба от нулевого шпангоута выбрано предельно допустимым по конструктивным и эксплуатационным соображениям, но не превышает 4% Длины судна. Верхняя кромка И контура бульба образована прямой линией, проведенной Из точки 1 под углом в к ГВЛ не более 30° и содержит участок 12 плавного Перехода к исходному корпусу в точке 13 притыкания.

Точка 13 расположена Над ГВЛ на расстоянии, не превышающем подъема носовой волны h. Нижняя кромка бульба 14 пересекает Носовой перпендикуляр в точке 3 и плавно сопрягается с исходной линией корпуса выше 1сновной линии, причем линия сопряжения является дугой окружности, вписанной в угол, образованный контуром исходного форштевня и нрямолинейным участком нижней кромки.

Сечение бульба по ватерлинии, проходян1,ей через точку 10 (фиг. 3), образовано в носовой части бульба участком эллипса 15, сопрягающимся с прямой 16, параллельной днаметральной плоскости, и участком 17 плавного перехода к исходному корпусу.

Для предпочтительного варианта кормовая часть сечения бульба может быть образована кривыми 18 и уменьщаться по ширине в кормовом направлении при пеизменных вертикальных размерах бульба. При этом сужение

.сечения не должно нревышать 10% максимальной его щирины.

Предмет.изобретения

20

1.Бульбовая носовая оконечность судна с бульбовой наделкой для нейтрализации волнового сопротивления, расположенной между

ватерлиниями в балласте и в полном грузу, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности бульбовой наделки при различных осадках судна и уменьшения ее объема и веса, а также облегчения ее монтажа на

сушествующих безбульбовых судах, бульбовая наделка выполнена с наклонной к горизонту осью симметрии и верхней своей кромкой примыкает к основному корпусу в точке, расположенной впереди носового перпендикуляра над

ватерлинией и полном грузу, а нижней кромкой плавно сопряжена с основным корпусом выше основной линии, причем точка пересечения носового перпендикуляра с бульбовой наделкой в нижней ее части расположена на

расстоянии не менее /з осадка в полйом грузу.

2.Бульбовая носовая оконечность, отличающаяся тем, что угол наклона I оси симметрии бульбовой наделки составляет

(34-105)/где Fr - число Фруда.

балласт

ЛП Фиг.1

Основная//иния

Фиг. 2

Похожие патенты SU404687A1

название год авторы номер документа
ДВУХБУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТБ СУДНА 1973
  • Л. А. Сиротникова В. Я. Ткачев
SU407784A1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДОВ 1970
  • Е. А. Виноградова, Г. Соколов, В. С. Шпаков В. М. Штумпф
SU284636A1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА 1993
  • Кокурин Виктор Александрович
RU2067942C1
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1999
  • Белоненко В.Ф.
  • Каневский Г.И.
  • Кильдеев Р.И.
  • Орлов О.П.
  • Пашин В.М.
  • Платонов В.Г.
  • Поляков В.Н.
  • Пустошный А.В.
RU2155693C1
КОРПУС СУДНА 2019
  • Крыжевич Геннадий Брониславович
  • Правдин Андриан Юрьевич
RU2728877C1
Бульбовая носовая оконечность судна с дугообразной выступающей вперед ниже грузовой ватерлинии за носовой перпендикуляр частью форштевня 1974
  • Ланецкий Анатолий Павлович
SU503783A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
RU2566321C1
Носовая оконечность судна 1984
  • Ткачев Вадим Яковлевич
  • Чувиков Юрий Евгеньевич
  • Юричич Виктор Томо
  • Кляич Фране Степан
SU1199697A1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА 1993
  • Белов Л.В.
  • Бодягин А.А.
RU2061617C1
ТРАНСПОРТНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2002
  • Алексеев Ю.Н.
  • Каневский Г.И.
  • Капранцев С.В.
  • Кильдеев Р.И.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Завьялов С.Н.
RU2217348C1

Иллюстрации к изобретению SU 404 687 A1

Реферат патента 1973 года ВУЛЬВОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА

Формула изобретения SU 404 687 A1

17

Ч,

16

SU 404 687 A1

Авторы

В. Н. Бегизов, В. К. Климов, М. Н. Никитин, И. М. Родина, Л. А. Сиротникова В. Я. Ткачев

Даты

1973-01-01Публикация