1
Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и нредназначено для снижения сопротивления воды движению судна.
Известны бульбовые носовые оконечности Ьудов с бульбовой наделкой для нейтрализации волнового сопротивления, расположенной между ватерлинией в балласте и в полном грузу.
Однако такие бульбовые носовые оконечности нри значительной протяженности диаметрального контура бульба и большом весе конструкции требуют сложного изготовления и монтажа, что в ряде случаев делает невозможной установку носовых бульбов, в особенности наделочных, при модернизации судов, без больших переделок но корпусу и якорному устройству. Кроме того, известные бульбы, как правило, располагаются в нижнем районе нодводной части судна и эффективны нри плавании судна только в одном состоянии загрузки; либо в грузу, либо в балласте.
Цель изобретения -повышение эффективности бульбовой наделки при различных осадках судна и уменьшение ее объема и веса, а также облегчение ее монтажа на суш,ествуюш,их безбульбовых судах.
Для этого бульбовая наделка выполнена с наклонной к горизонту осью симметрии и верхней своей кромкой примыкает к основному корпусу в точке, расположенной впереди
Носового перпендикуляра над ватерлинией в полном грузу, а нижней кромкой плавно сопряжена с основным корпусом выше основной линии, причем точка пересечения носового перпендикуляра с бульбовой наделкой в нижней ее части расноложена на расстоянии не менее /з осадка в нолном грузу.
Угол наклона 1 оси симметрии бульбовой наделки целесообразно выполнить
fr(34-105/Fr) где Fr - число Фруда.
На фиг. 1 показано сечение нулевого теоретического шпангоута носовой оконечности судна; на фиг. 2 - диаметраль носовой оконечности; на фиг. 3 - разрез но А-А на фиг. 2, нолуширота носовой оконечности.
Нулевой шпангоут бульба (фиг. 1) образован лекальной кривой проходяш;ей через точки 1, 2 и 3. Точка 1 лежит на ГВЛ. Точка 2 лежит на пересечении наклонной прямой 4 и поперечной оси 5, содержашей максимальную ординату наделки. Наклонная прямая 4 проведена из точки 6 под углом не менее а 15° к диаметрали. Точка 6 расположена над ГВЛ на расстоянии, равном подъему носовой волны, величина которого онределяется но формуле:
/г ., где f г - число Фруда,
L - длина судна между перпендикулярами,
k - безразмерный коэффициент, причем и 0,2 для быстроходных судов (,25-0,30.), /e 0,3-для среднескоростных судов (/г 0,20-0,25), г 0, для , тихоходных судов (fr 0,15-0,20).
Поперечная ось 5 расположена под ГВЛ иа расстоянии, которое определяется но формуле:
h,T-T,-h,
где Т - осадка в грузу, Гб - осадка в балласте.
В любом случае это расстояние составляет не меньше 0,25 Т. Ось 5 пересекает ДП судна на нулевом шпангоуте в точке 7. Точка 3 расположена над основной линней на расстоянии не менее /з осадки в грузу.
Контур нулевого шпангоута плавно сопрягается кривой 8 с контуром нулевого теоретического шпангоута в надводной части корпуса. Бульб ориентирован в продольном направлении вдоль наклонной оси 9 симметрии (фиг. 2), составляюш,ий с горизонтом угол О, пропорциональный относительной скорости судна, но не превышающий величины, определяемой по формуле:
град 34-105,
Ось 9 проходит через точку 7. Расстояние носовой точки 10 диаметрально сечения бульба от нулевого шпангоута выбрано предельно допустимым по конструктивным и эксплуатационным соображениям, но не превышает 4% Длины судна. Верхняя кромка И контура бульба образована прямой линией, проведенной Из точки 1 под углом в к ГВЛ не более 30° и содержит участок 12 плавного Перехода к исходному корпусу в точке 13 притыкания.
Точка 13 расположена Над ГВЛ на расстоянии, не превышающем подъема носовой волны h. Нижняя кромка бульба 14 пересекает Носовой перпендикуляр в точке 3 и плавно сопрягается с исходной линией корпуса выше 1сновной линии, причем линия сопряжения является дугой окружности, вписанной в угол, образованный контуром исходного форштевня и нрямолинейным участком нижней кромки.
Сечение бульба по ватерлинии, проходян1,ей через точку 10 (фиг. 3), образовано в носовой части бульба участком эллипса 15, сопрягающимся с прямой 16, параллельной днаметральной плоскости, и участком 17 плавного перехода к исходному корпусу.
Для предпочтительного варианта кормовая часть сечения бульба может быть образована кривыми 18 и уменьщаться по ширине в кормовом направлении при пеизменных вертикальных размерах бульба. При этом сужение
.сечения не должно нревышать 10% максимальной его щирины.
Предмет.изобретения
20
1.Бульбовая носовая оконечность судна с бульбовой наделкой для нейтрализации волнового сопротивления, расположенной между
ватерлиниями в балласте и в полном грузу, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности бульбовой наделки при различных осадках судна и уменьшения ее объема и веса, а также облегчения ее монтажа на
сушествующих безбульбовых судах, бульбовая наделка выполнена с наклонной к горизонту осью симметрии и верхней своей кромкой примыкает к основному корпусу в точке, расположенной впереди носового перпендикуляра над
ватерлинией и полном грузу, а нижней кромкой плавно сопряжена с основным корпусом выше основной линии, причем точка пересечения носового перпендикуляра с бульбовой наделкой в нижней ее части расположена на
расстоянии не менее /з осадка в полйом грузу.
2.Бульбовая носовая оконечность, отличающаяся тем, что угол наклона I оси симметрии бульбовой наделки составляет
(34-105)/где Fr - число Фруда.
балласт
ЛП Фиг.1
Основная//иния
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХБУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТБ СУДНА | 1973 |
|
SU407784A1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДОВ | 1970 |
|
SU284636A1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА | 1993 |
|
RU2067942C1 |
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2155693C1 |
КОРПУС СУДНА | 2019 |
|
RU2728877C1 |
Бульбовая носовая оконечность судна с дугообразной выступающей вперед ниже грузовой ватерлинии за носовой перпендикуляр частью форштевня | 1974 |
|
SU503783A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2566321C1 |
Носовая оконечность судна | 1984 |
|
SU1199697A1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА | 1993 |
|
RU2061617C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2217348C1 |
17
Ч,
16
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация