1
Изобретение относится к машиностроению и Может быть использовано в передачах транспортных машин, например -в автомобилях.
Известны конструкции гидромеханических коробок передач, состояш.ие из гидротрансформатора и механического редуктора, содержаш,его первичный, промежуточный и выходной валы, многодисковые фрикционные муфты для сцепления шестерен редуктора с валами, последовательно установленную с фрик.ционными муфтами зубчатую муфту для включения ступеней переднего хода п ступени заднего хода через промежуточную шестерню, зацепленную с шестернями промежуточного и и выходного валов.
Однако известные конструкции гидромеханических коробок передач при их работе создают большой шум, так как промежуточная шестерня заднего хода вращается с оборотами, превышающими на прямой передаче обороты выходного вала до двух и более раз. Кроме того, наблюдается большой износ деталей и потери мощности в результате того, что на передачах переднего хода выходной вал вращается в одну сторону, а установленная на нем шестерня заднего хода - в противоположную.
Целью изобретения является, уменьшение шума при работе гидромеханической коробки
передач, увеличения ее к. п. д. и долговечности деталей.
Для этого промежуточная шестерня смонтирована с возможностью осевого перемещения
для выведения ее из зацепления с шестернями промежуточного и выходного валов, причем при выдвинутом положении этой шестерни расстояние от торца ее зубьев до торца зубьев шестерни промежуточного вала меньше,
чем до торца зубьев шестерни выходного вала.
Изобретение пояснено чертежами. На фиг. 1 приведена кинематическая схема гидромеханической коробки передач; на фиг.
2 - вариант расположения валов в поперечной плоскости гидромеханической коробки передач; на фиг. 3 - разрез Б-Б (фиг. 2).
Гидромеханическая коробка передач состоит из гидротрансформатора 1, вала 2 турбинного колеса, промежуточного вала 3, выходного вала 4, фрикциона первой передачи 5, фрикциона второй передачи 6, фрикциона третьей передачи 7, шестерен первой передачи 8 и 9, шестерен второй передачи 10 и 11, шестерен постоянного зацепления передачи переднего хода 12 и 13, шестерни 14 заднего хода промежуточного вала, шестерни 15 заднего хода выходного вала, промежуточной шестерни 16 заднего хода, свободно насаженной
на ось 17, зубчатой муфты 18, вилки 19 управления промежуточной шестерни заднего хода и зубчатой муфты и штока 20 вилки.
На передачах переднего хода гидропередача работает следующими образом. На цервой передаче включается фрикцион первой передачи 5. Крутящий момент от тидротрансформатора 1, передается на выходной вал 4, через вал 2 турбинного колеса, шестерни первой передачи 8 и 9, фрикцион 5, промежуточный вал 3, шестерни постоянного зацепления передачи переднего хода 12 и 13 и зубчатую муфту 18.
На второй передаче включается фрикцион второй передачи 6. Крутящий момент с вала 2 передается на выходной вал 4, через фрикцион 6 на шестерни 10 и 11 и далее так же, как на первой передаче.
На третьей передаче включается фрикцион 7. Крутящий момент передается с вала 2 непосредственно на выходной вал 4.
На всех передачах переднего хода зубчатая муфта 18 находится в правом крайнем положении, при этом -промежуточная шестерня заднего хода выведена из зацепления с шестернями 14 и 15 и не вращается. Шестерня 14 жестко закреплена и вращается вместе с валом 3, а шестерня 15, установленная свободно на вал 4, может вращаться вместе с вало,.м за счет сил трения.
На передаче заднего хода зубчатая муфта 18 вместе с шестерней 16 перемещается в крайнее левое положение при помощи одной и той же вилки 19.
4
При этом произойдет четкое включение, так как расстояние от торца зубьев промежуточной шестерни до торца зубьев шестерни промежуточного 1вала меньше, чем до торца зубьев шестерни выходного вала, т. е. расстояния, указанные на фиг. 1 буквами В, Г, Д, находятся в соотношении В ; Г - Д.
Предмет изобрет-ения
Гидромеханическая коробка передач, состоящая из гидротрансформатора и механического редуктора, содержащего первичный, промежуточный и выходной валы, многодисковые фрикционные муфты для соединения шестерен редуктора с валами, последовательно установленную с фрикционными .муфтами зубчатую муфту для включения ступеней переднего хода и ступени заднего хода через промежуточную шестерню, зацепленную с шестернями промежуточного и выходного валов, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения шума при работе, увеличения ее к. п. д. и долговечности, промежуточная шестерня смонтирована с возможностью осевого перемещения для выведения ее из зацепления с шестернями промежуточного и выходного валов, причем при выдвинутом положении этой шестерни расстояние от торца ее зубьев до торца зубьев шестерни промежуточного вала меньше, чем до торца зубьев шестерни выходного вала.
Фаг.г
15
12
Фие.д
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства | 1977 |
|
SU680923A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2500939C1 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач | 1980 |
|
SU1041323A1 |
Коробка передач | 1981 |
|
SU1020266A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1974 |
|
SU647152A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1181903A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2495301C1 |
Гидромеханическая передача | 1975 |
|
SU571401A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация