Трехступенчатая коробка передач транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B60K17/02 F16H5/08 

Описание патента на изобретение SU680923A1

1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к ступенчатым коробкам передач транспортных машин.

Известны ступенчатые коробки передач транспортных машин, содержащие входной, выходной и промежуточный валы с шестернями постоянного зацепления и многодисковые фрикционные муфты включения ступеней, установленные внутри коробки передач на ее ъалах 1.

Недостаток таких устройств заключается в трудности получения «чистой нейтрали при выключении многодисковых муфт и связанных с этим повышенных потерях крутящего момента и, следовательно, снижение КПД. Кроме того, фрикционные муфты, встроенные внутрь коробки передач, передают увеличенный по сравнению с входным крутящий момент при включении понижающих ступеней.

Известна трехступенчатая коробка передач, содержащая две фрикционные муфты, входные щестерни, первая из которых связана с входным валом через одну из фрикционных муфт, промежуточный вал с щестернями, находящимися в зацеплении с щестернями входного и выходного валов, и муфту управления 2.

Однако в этом устройстве низшая ступень в коробке передач включается не фрикционной муфтой, а через муфту свободного хода, установленную между щестерней и промежуточным валом коробки передач. Применение муфты свободного хода для передачи крутящего момента имеет ряд недостатков. Во-первых, поскольку в этой схеме включение переднего и заднего ходов производится вручную с помощью зубчатой муфты, размещенной на промежуточном валу, а муфта свободного хоца нагружает промежуточный вал, то трогание с места и «раскачка

мащины очень затруднены. Для обеспечения ручного управления коробкой передач в трансмиссию необходимо вводить гидроэлемент, располагая его между двигателем и коробкой передач. Помимо гидротрансформатора (или гидромуфты) для выравнивания частоты вращения ведущего и ведомого валов требуются специальные устройства, обеспечивающие торможение турбинного вала гидроэлемента.

Во-вторых, при включенной низшей ступени невозможно торможение двигателем.

В-третьих, муфта свободного хода является сложным дорогостоящим узлом, недостаточно надежным в условиях тяжелой эксплуатации, при частом пользовании низшей ступенью в коробке передач.

Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение компактности коробки передач.

Для этого в предлагаемом устройстве вторая входная шестерня связана с входным валом через другую фрикционную муфту, а муфта управления выполнена фрикционной, причем ее ведущий элемент связан с входным валом, а ведомый закреплен на выходном валу и соединен с шестерней выходного вала.

На чертеже показана кинематическая схема предложенной коробки передач.

Коробка передач содержит корпус 1, входной 2, выходной 3 и про.межуточный 4 валы. На переднем конце 5 входного вала 2 установлен корпус 6 фрикционных муфт 7 и 8 включения понижающих (первой и второй) ступеней коробки передач. На заднем конце 9 входного вала 2 установлена в корпусе 10 фрикционная муфта И (муфта управления) включения высшей (прямой) ступени, соединенной с выходным валом 3. На промежуточном валу 4 установлены три шестерни 12, 13 и 14 переднего хода и одна шестерня 15 заднего хода. При этом они находятся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями 16-19.

Шестерня 12 жестко связана с промежуточным валом 4, а через шестерню 16 - с фрикционной муфтой 8 включения промежуточной ступени. Шестерня 13 также жестко соединена с промежуточным валом 4, а через шестерню 17 - с фрикционной муфтой 7 включения низшей ступени.

Шестерни 14 и 15 установлены на промежуточном валу 4 с возможностью свободного враш.ения, например, на игольчатых подшипниках и поочередно включаются в силовой поток с помощью установленной между ними зубчатой муфты 20. Последняя управляется принудительно из кабины водителя и включается, например, с помощью силового цилиндра 21. Шестерня 14 через смежную шестерню 18 соединяется с корпусом 10 фрикционной муфты 11 включения высшей ступени.

Коробка передач работает следующим образом.

Входной вал 2 приводится во вращение от вала двигателя (на чертеже не показан) или турбинного вала гидротрансформатора (на чертеже не показан), вследствие чего начинают вращаться корпус 6 фрикционных муфт 7 и 8 и фрикционная муфта 11. Однако транспортное средство стоит на месте, поскольку фрикционные муфты 7 и 8 выключены, а зубчатая муфта 20 находится в нейтральном положении. Для трогания с места водитель перемещает муфту 20 в положение переднего хода, т. е. вправо, вводя ее в зацепление с щестерней 14 промежуточного вала 4. Одновременно к фрикционной

муфте 7 включения низщей ступени подается сигнал давления (автоматически или принудительно) из системы управления (на чертеже не показана). Вследствие этого крутящий момент с входного вала 2 через корпус 6, пару шестерен 17 и 13, промежуточный вал 4 и другую пару шестерен 14 и 18 передается на корпус 10 и далее на выходной вал 3 коробки передач.

При дальнейшем увеличении скорости по мере разгона мащины производится автоматическое (или принудительное) включение фрикционной муфты 7, в результате чего происходит переключение на промежуточную ступень в коробке передач. При этом силовой поток с корпуса 6 передается через пару шестерен 16 и 12 на промежуточный

0 вал 4 и далее тем же путем, что и при включении низшей ступени.

При включенной высшей (прямой) ступени фрикционные муфты 7 и 8 выключены, а включена фрикционная муфта П. В этом случае силовой поток с входного вала 2 передается на выходной вал 3 через фрикционную муфту II и корпус 10. При замедлении автомобиля переключение ступеней происходит в обратном порядке.

Изобретение позволит относительно просто автоматизировать переключение ступеней в трехступенчатых коробках передач Бального типа - более простых и технологичных по сравнению с планетарными автоматическими коробками передач, поскольку в ней включение любой- ступени производит ся одним фрикционным элементом, что максимально упрощает задачу управления им. Кроме того, предлагаемая коробка передач является достаточно гибкой, что позволяет применять ее на легковых, грузовых

0 автомобилях и автобусах. В одних случаях (легковые автомобили, автобусы) она может использоваться в сочетании с гидротрансформатором, в других помимо гидротрансформатора требуется введение дополнительного механического редуктора с менее плотным рядом передаточных отношений, чем в автоматической коробке передач. Таким образом, для грузовых автомобилей различного назначения предлагаемая коробка передач может применяться как составной

0 элемент диапазонной гидромеханической передачи.

Формула изобретения

Трехступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты, входные щестерни, первая

из которых связана с входным валом через

одну из фрикционных муфт, промежуточный вал с шестернями, находящимися в зацеплении с шестернями входного и выходного валов, и муфту управления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения компактности коробки передач, вторая входная шестерня связана с входным валом через другую фрикционную муфту, а муфта управления выполнена фрикционной, причем ее ведущий элемент связан с входным валом, а ведомый закреплен на выходном валу и соединен с шестерней выходного вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Мазалов Н. Д., Трусов С. М. Гидромеханические коробки передач. М. «Машиностроение, 1971, с. 208-216.

2.Технич. отчет «Стендовые испытания гидромеханических передач для грузовых автомобилей ЗИЛ. Per. № 65-783. Архив 2461. Москва, 1965, ОГК, «ЗИЛ.

Похожие патенты SU680923A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия 1973
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
SU526534A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1974
  • Кондрашкин Александр Семенович
SU647152A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU602400A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ 2012
  • Исаев Олег Львович
RU2500939C1
Гидромеханическая передача 1975
  • Курзель Иосиф Антонович
SU571401A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1973
  • А. С. Кондрашкин
SU407756A1
Коробка передач 1981
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Шаколин Владимир Николаевич
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Митин Борис Ефимович
  • Шопов Владимир Егорович
  • Кочергин Валерий Иванович
  • Марчик Иван Альбинович
  • Шейнкер Израйль Гильевич
  • Меленцевич Владимир Петрович
SU1020266A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1967
SU198149A1
Гидромеханическая передача 1958
  • Гапоян Д.Т.
  • Курзель И.А.
SU118289A1
Гидромеханическая коробка передач 1986
  • Белослудцев Анатолий Васильевич
SU1384428A1

Реферат патента 1979 года Трехступенчатая коробка передач транспортного средства

Формула изобретения SU 680 923 A1

SU 680 923 A1

Авторы

Соколовский Владимир Исаакович

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1979-08-25Публикация

1977-12-08Подача