1
Изобретение относится к области металлообработки и может найти применение нри отделке зубчатых колес.
Известны способы отделки зубчатых колес иа станках, производящих их нарезание. В процессе отделки осуществляют дискретные повороты колеса иа углы, равные или кратпые угловому шагу зубьев колеса. Однако на точность изготовления колеса влияют ощибки, возникающие от неточности изготовления устройства.
Предложенный способ позволяет исключить погрещности цепи обката.
С этой целью повороты осуществляют при неподвижном щпинделе станка.
Предложенный способ обработки зубчатых колес предназначен для обработки зубчатых колес методом обката па станках с замкнутой цепью обката.
Характерной особенностью станков с замкнутой цепью обката, где вращение на колесозаготовку передается от вращающегося стола, является то, что кинематическая ощибка цепи обката станка переносится на зубчатое колесо и в результате значительно влияет на его суммарную ощибку, т. е. на его точность.
Чем выше точность цени обката станка, тем точнее на нем можно нарезать или отщлифовать зубчатое колесо. Однако даже у самых
точных станков погрениюсть обката всегда имеет существенную величину. .
Основными доминирующими составляющими этой погрещности являются следующие:
а)периодическая ошибка с частотой проявления, равной единице, возникающая от эксцентриситета основной окружности червячного колеса делительной пары станка;
б)ошибка с частотой, равной нередаточному числу лТ,елительной червячной нары станка, возннкающая в основном от биения червяка делительной передачи станка.
Первая из них, суммируясь с ошибкой колеса из-за неточной, эксцентричной, установки его на станке, дает накопленную погрешность окружного шага, которая нри ее изменении и построении графика выражается в виде синусоиды с периодом, равным одному оборопу колеса.
Вторая ошибка при изменении колеса с больппш числом зубьев, например 200, и построении графнка выглядит в виде маленьких синусоид, наложенных на большую, т. е. сиiiycoH.:i, нмеющих в несколько раз меньшую амнлгггуду и частоту, равную передаточно.му числу червячной делнтельной передачи станка.
Сущность предлагаемого способа обработки колес состоит в дополнительных (сразу после основных) проходах инструмента, т. е.
в проходах после обработки колеса на полную высоту зуба, которые осуществляются после сдвига по фазе ошибки колеса, проявляемой в станочном зацеплении колесо - инструмент, в проходах, осуществляемых без радиальной подачи, в результате которых происходит уменьшение накопленной погрешности окружного шага колеса.
Если обработанное зубчатое колесо на заданную окончательную высоту зуба вывести из зацепления с инструментом, повернуть, например, на 180° относительно стола вокруг геометрической оси его отверстия, совмещенной с осью вращения стола, не измеияя расстояния между осями вращения стола и инструмента, т. е. того расстояния, которое было установлено перед последним основным проходом, то в проявлении ошибки колеса в станочном зацеплении, у ее нечетных гермонических составляющих, начиная с первой, произойдет сдвиг на фазе на 180°. Это приведет к тому, что при дополнительном обкате точки производящей поверхности инструмента, имеющие положительные действующие ошибки, будут внедряться в тело колеса в соответствующих сопряженных точках, имеющих теперь также положительную ошибку, и в этих точках будет происходить съем металла на величину удвоенного значения текущей ошибки. При встрече в дополнительном обкате точек обкатываемых поверхностей с отрицательной ощибкой фактически обката не произойдет, так как между поверхностями в результате отрицательных ошибок, т. е. в тело, будет зазор.
При способе дополнительной обработки чистота зубьев не увеличивается, она остается такой, какая была при основиой обработке. Увеличивается только кинематическая точность колеса.
Величина погрешностей обката Дф у , которая будет оставаться на колесе, определяется по формуле:
{)
180°-Ь
Sin
где 2
погрешность обката, перешедщая на колесо;
погрешность обката станка; угол, соответствующий одному повороту колеса при дополнительной обкатке;
число, показывающее, на сколько равных частей разделена окружность колеса при определении угла поворота.
Предмет изобретения
Способ отделки зубчатых колес на станке, производящем нарезание колеса, по которому осуществляют дискретные повороты колеса на углы, равные или кратные угловому щагу зубьев колеса, отличающийся тем, что, с целью исключения ногрешности цепи обката, переносимой на колесо, повороты осуществляют при неподвижном шпинделе станка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления зубчатых колес | 1987 |
|
SU1662775A1 |
МЕХАНИЗМ ОБКАТА ЗУБОШЛИФОВАЛЬНОГО СТАНКА | 1992 |
|
RU2068753C1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1994 |
|
RU2074794C1 |
Способ обработки зубчатых колес | 1983 |
|
SU1093443A1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС | 1997 |
|
RU2123915C1 |
Двухшпиндельный зубодолбежный станок | 1990 |
|
SU1828788A1 |
Универсальный зубообрабатывающий станок с ЧПУ | 1987 |
|
SU1715520A1 |
Глобоидная передача и способ ее изготовления | 1990 |
|
SU1762048A1 |
СПОСОБ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2010 |
|
RU2542040C2 |
ЗУБОФРЕЗЕРНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХСЕКТОРОВ | 1971 |
|
SU301231A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация