Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты Советский патент 1935 года по МПК F16D13/72 B61C9/10 

Описание патента на изобретение SU41288A1

Правильная работа фрикционных сцепных муфт для передачи движения от одного вала к другому играет большую роль при двигателях внутреннего юрения j;a теплоюзгх, работа коих происходит при весьма изменчивых условиях, требующих или использовать всю мощность силы тяги или частично, а потому, в зависимости от усло.вий работы, иметь настолько эластичное . устройство сцепных фрикционных муфт, чтобы возможно было приводить в действие муфты сцепления в самый кратчайший промежуток времени в полное сцепление или расцепление, а также иметь 1.озможность изменять силу нажатия дисков муфт для плавного их включения в работу и вместе с тем производить охлаждение муфт, во избежание их нагрева, нарушающего правильную работу муфт, что и яьляется целью настоящего предложения.

На фиг. 1 представлен схематический вид в разрезе всего устройства для охлаждения фрикционной сцепной муфты; на фиг. 2, 3, 4 и 5 изображены детали муфт, а имонно: металличе(ские диски муфты сценления и резиной;.а камера; на фиг. 6 - схема устройства регулятора давления муфты; на фиг. 7 - схема расположения всех устройств для охлаждения муфты.

На оси 4 насажена свободно втулка 3 с жестко насаженными на ней шестерней 1 и муфтой сцепления 2.

Муфта сцепления 2 представляет собою круглый барабан с канавками 5, идущими ьдоль окружности барабана (фиг. 2). В муфту сцепления ЕСТЯ:(546)

вляются металлические диски 6 и 7 (фиг. 3 и 4). Диск 6 в центре имеет четырехугольное отве; стие, коим он насаживается на такой же прфиль оси 4, благодаря чему диск 6 может передвигаться вдоль оси 4 и одновременно вращаться вместе с ней.

Диски 7, снабженные гребнями 8, гсгавляются в соответствующие вырезы 5 в барабане муфты (фиг. 2 и 4) и надеваются свободно на ось 4; таки.м образом, диски 7 могут передвигаться вдоль оси 4 и одновременно вращаться вместе с барабаном 2 муфты. Диски вставляются в муфту в следующем порядке: Ci ачала надевается диск 7, затем диск 6, потом опять диск 7, за ним диск 6 и т. д.

При нажатии на диски 6, вращающиеся вместе с осью 4, диски 6, передьигаясь одноврзмеино вдоль оси 4, в свою очередь нажимают на диски 7, увлекая их вместе с муфтой 2: тем самым ьтулкаЗ приходит в жгсткоз согдинени: с осью 4, передавая через шестерни 1 и 9 вращение оси 10.

Сжатие дисков производится с помощью ризиновой камеры И, вставляемой межау левой внутренней сгенкой муфты 2 и диском 7 (фиг. 5).

Для подачи сжатого воздуха в камеру II и воды для охлаждения дисков 7, во избеж1ние сильного нагрева их. нарушающего правильную работу дисков, применено следующее устройстьо На втулку 3 (фиг. 1) надеваются неподвижно три круглых пластинки 18, 19 и 20 с углублениями 21 по окружности пластинок; эт углубления перекрываются круглыми золотниками 23, Охлаждающая вояа, притекая ио трубке 24 через золотник 23, попадает в кольцевое углубленна 21 в пластинке 19 и отсюда через трубку 14, через каналы и утолщенных местах пластинок 19 и 20, прилегающих ко втулке 3, и гибкий, рукав 15 к гребню диска 7 (фиг. 1). Диски 7 (фиг. 4) имеют внутренние каналы, соединяемые с камерами 16 я 17; вода,, входя из рукава 15 в камеру 16, омывает диски 7 и выходит в камеру 17, отсюда через рззиновый наконечник 25 и трубку 26 (фиг. 1) к углублению пласти 1КИ 20 и через золотник 23 по трубке 27 в холодильник.

Сжагый воззух подводится трубку 28, золотник 23 и через трубку 29, чзрез каналы в утолщенных местах пластинок 19 и 20, прилегающих к втулке 3, стенку муфты 2 к резиновой камере П. Золотники пластин 19 и 20 распираются упругими пружинами 30, а золотники пластинок 18 также прижимаются к своему лицу пружинами, не указанными на фиг. I, укрепленными вне втулки 3.

Плавность сжатия и отпуска дисков обеспечивает регулятор давления, состоящий из цилиндра 31 (фиг. 6), в котором движется поршень 32, находящийся под действием пружины 33 и несущий на конце своего штока, входящего в камеру За, золотник 34. Камера 35 сообщается С источником сжатого воздуха трубкой 22. Пружина 33 рассчитывается па определенное максимальное давление, а потому, если в камере 35 давление падает ниже этого давления, то пружина поднимает поршень 32 ввзрх, открывая доступ воздуха в камеру 35 от источника сжатого воздуха; когда давление этого воздуха превысит упругость пружины 33, то порщень, вместе с золотником опускаясь вниз, закроет впускное отверстие и прекратит доступ сжатого воздуха в камеру 33 и т. д. (фиг. 6).

Камера 3j доводом 4 сбединена с камерой 45, Играющей в данном устройстве роль воздухораспределительной камеры; трубка 41 в расщирёиной части 48 имеет ряд мелких отпе стий, через который сжатый воздух протекает в камеру 4о. Вторая трубка 42 с.5ужит для выпуска воздуха в атмосферу и также в рпсширенной своей части 47 ряд мелких отверстий-. Эти отверстия перекрываются золотником 40, связанным тягой 39 с зубчатой рейкой 38, которая сцеплена с зубчаткой 37, управляемой рукояткой крана 36 при включении и выключении фрикционных муфт сцепления. Камера 45 соединена с воздущным резервуаром 44, из которого по трубке 13 сжатый воздух можег поступать в резиновур камеру 11 (фиг. 6 и 5).

Ручка крана Ш может занимать три главных положения: положеняг 36 перекрыши (фиг. 6), когда золотник 40 перекрывает отверстия 43 и 47; положение 43, когда рейка 3S, передвигаясь вправо, открывает отверстия 48, через которые сжатый воздух че. камеру 15 наполняет ргзервуар 44 и отсюда направляется в резиновую камеру 11; положение 46, когда рейка 38, передвигаясь влево, открывает отверстия 47 трубки 42, через которую сжатый воздух из резервуара 44, а следовательно, и из резиновой камеры И может ьыходить в атмосферу.

При этих крайних положениях 43 и 46 ручки крана, наполнение резервуара 44 сжатым воздухом с давлением, равным давлению в камере 35,

и опорожнение резврвзяра до атмосферного давления происходит быстро, по расчету заявителя, в течение 5 секунд. Стаья ручку крана 36 в прол1гжуточное между 36, 43 и 46 положение, процесс наполнения и опорожнения резервуара 44 замедлить можно, а следовательно, возможно регулировать, по надобности, силу нажатия на фрикционные диски муфты и время их включения и выключения, так как в промежуточных положениях ручки крана воздух будет входить и выходить не через все отверстия 48 и 47, а только чэрез часть этих отверстий. Таким образом, вргмя включения и выключения фрикционных муфт сцепления можно замедлять и ускорять в пределах от 5 секунд до 1 минуты. Положение перекрыши дает возможность держать в муфте сцепления промежуточное давление между нулевым и максимальным давлением.

Число кранов 36 и резервуаров 44 равняется числу коробок скоростей, а следо ательно, и числу фрикционных муфт сцепления, обслуживающих эти скорости. Для снабжения муфт сцепления сжатым воздухом служит одна общая камера 35.

Действие устройства для охлаждения фрикциодиых сцепных муфт 2 состоит в следующем (фиг. 7 и фиг. 1).

На валу 49, приводимом во вращение от вала двигателя, установлены два насоса 50 и 51, из коих первый обслуживает холодильник двигателя, а второй-рабочие муфты сцепления, причем сцепление этого насоса с валом производится фрикционной муфтой 52.,

При работе насоса 51 вода подается рабочим муфгам сцапления 2, 2, 2 и, пройдя через них, идет в холодильник 53.

Трубка 54 от резервуара сжатого воздуха 44, а трубка 55 - из ка.черы 35 (фиг. 6;. Как только давление в резервуаре 44, соединенном с резиновой камерой 11, начнет повышаться, сжатый воздух из резервуара 44 по трубке 54 проходит в цилиндр 67 и, к&т. на поршень 68, связанный тягами с золотниками 56, 57 и 58, передвигаег поршень и з- лотники влево (фиг. 7); при этом золотник 56 открывает отверстие для впуска воды от насоса 51 в рабочую муфту сцепления 2; золотник 57 открывааг отверстие для впуска сжатого воздуха из камеры 35 (фиг. 6} в приводную м}фту сцепления 52 иасоса 51 с налом 49, приводя насос в действие; золотник 58, передвигаясь влево, закрывает сообщение муфгы 52 с атмосферой. Поршень 68 находится под действием пружины 69. Трубка 54 (фиг. 7) ответвлением 59 соединена с цилиндром 6(, в коем помещен поршень 61, несущий HI своем штоке два золотника 63 и 64, помещенных в камерах 65 и 66, соединенных трубками с фрикционной муфтой 52 насоса 51. Порщень 61 находится под действием прзжины 62, стремящейся держать его в прижатом к крышке цилиндра положении, причем пружина 62 рассчитана па максимальное давление, допускаемое в резервуаре 44. Как только давление в резервуаре достигнет своего максимума и сцгпленне дисков рабочей муфты сцепления будет жестким, давление на поршень 61 из резервуара превысит упругость пружины 62, поршень, передвигаясь влево, перекроет золотником 63 отверстие, ведущее к муфте 52, тем самым прекратив доступ

л последнюю сжатого воздуха, а зплотпичок 64 одновременно открывает сообщение муфты 52 через камеру 66 с атмосфэрой, насос 51 разобщается от вала 49, перестает работать и подавать воду для охлаждения муфт 2, 2 и 2. П.щ падении давления в резервуаре 44, код дейстпием пружины 62, поршень 61 станет вправо и свое исходное положение, указанное И) фиг. 7, восстанавливая ВЕЮИЬ сообщение муфты 52 с камерой 35 (фиг, 6), питающейся сжатым воздухом от комирессора, сообщение жо муфты 52 с атмосферой золотничком 64 прерывается; насос 51 начнет ра отагь и подавать воду в иуфты 2, 2 и 2.

При падении давления в резервуаре44 до нзля под действием пружины 69 поршень 68,. приходя а свое крайнее правое положение (фит. 7), закрывает золотником 56 доступ циркуляционной воды 6 муфту 2, золотничким 57 прерывает сообщение муфты 52 насоса 51 с камерой сжатого воздуха 35 н золотничком 58 открывает сообща иие-муфгы 52 с атмосферой, разо6и1.ая насос от кала 49, насос останавливается.

Из вышеприведенного описания действия стройства для охлаждения фрикционных сцепных муфт усматривается, что дппное устройство отличается особыми, ему присущими, приз аками, характерна ющимися тем, что однонременпая подача сжатого воздуха и охлаждающей воды в прнводную MyijjTy 52 нагнетательного насоса 51 осуществляе1ся с помощью двух систем золотников, из коих одна система золотников 56, 57 и 58, сидящих па щтоке пори1ня68, приводится в двнжепие, производя разобщение воздушного трубоцроьода, ведущего к муфте 52 из камеры 35, в то же время сообщая муфту с атмосферой, тем «амым останавливая нагнетательный насос 51, а одиоиременно золотником 56 перекрывает водяяой трубопровод от насоса 51 (фиг. 7); црн этом давление в цилиндра 67 регулируется регулятором давления рабочей муфты с помощью крана 36 (фиг. 6). Помимо этого автоматический пуск в ход насоса 51 и остановка его осуществляется системой золотников 63 и 64. сидящих на штоке п 1ужнниого поршня 61, помещенного в цилиндре 60. сообщенного с рег лятором дарления рабочей муфты, причем золотник 63 открывает доступ сжатого воздуха к нпсоспой муфте 52, а золотник 64 соединяет эту муфту с атмосферой. Все действия этого устройства могут быть регулированы и управляемы краном 36 регулятора давления (фиг. 6).

Предмет изобретения.

1.Устройство для охлаждения пластинчатой, фрнкц.ионн й сцепной муфты, отличающееся тем, что для одновременной подачи сжатого воздуха в приводную муфту 52 и охлаждающей воды в рабочую муфту 2 применена система одновременно действующих в момент начала сцепления рабочей муфты золотников, установленных на водяном и юздупшом трубопроводах (фиг. 7).

2.Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что золотник 56 водопровода к рабочей .муфте, золотник 57 возязхопровода к насосной муфте 52 и золотник 58, сообщающий воздухопровод к насосной муфте 52 с атмосферой, укреплены на общем штоке, передвигаемом пружинным поршнем 68 цилиндра, сообщенным с регулятором давления рабочей муфты (фиг. 7).

3.Форма выполнения устройства по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на воздухопроводе к насосной муфте 52 установлены укрепленные на общем щтоке впускной 63 и выпускной 64 золотники, передвигаемые пружинным поршнем 61 цилиндра 60, сообщенным с регулятором даьления рабочей муфты.

Похожие патенты SU41288A1

название год авторы номер документа
Прямодействующий автоматический тормоз 1928
  • Томашевский И.Ю.
SU22718A1
ОДНОКАМЕРНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ТОРМОЗ 1925
  • Бродовский В.Н.
SU2807A1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЮЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ ФРИКЦИОННОЙ ИЛИ ТОМУ ПОДОБНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВОЗДУШНЫХ НАСОСОВ, РАБОТАЮЩИХ ПРИВОДОМ ОТ ОСЕЙ ИЛИ ДРУГИХ ДВИЖУЩИХСЯ ЧАСТЕЙ САМОДВИЖУЩИХСЯ ПОВОЗОК 1933
  • Фасик Д.Я.
SU48466A1
Приспособление для автоматического переключения многоходового крана в устройствах для разлива жидкостей с двумя мерными резервуарами 1928
  • Ж. Лосон
SU31349A1
Автоматический тормоз, использующий в целях торможения, живую силу повозки 1926
  • Кизим Л.И.
SU12167A1
Регулятор силы сцепления с дисковых муфтах сцепления 1930
  • Болотнов Г.И.
SU34585A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИЖУЩЕГО МЕХАНИЗМА ПАРОВОЗНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЗДЕ ПАРОВОЗА БЕЗ ПАРА 1934
  • Рыжов Б.П.
SU45941A1
ПРИВОД ЗАКРЕПЛЕННОГО НА РАМЕ ТЕЛЕЖКИ ПОДВАГОННОГО ГЕНЕРАТОРА 1995
  • Сиротов Петр Иванович
RU2104193C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОПУСКА ШВА У СТРИГАЛЬНЫХ МАШИН 1928
  • Окуневич В.А.
SU22846A1
Гидравлическая передача 1925
  • Ф. Ваап
SU2771A1

Иллюстрации к изобретению SU 41 288 A1

Реферат патента 1935 года Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты

Формула изобретения SU 41 288 A1

SU 41 288 A1

Авторы

Болотный Г.И.

Даты

1935-01-31Публикация

1931-11-06Подача