1
Известны способы управления стартеромгенератором для запуска газотурбииного двигателя путем переключения аккумуляторных батарей с параллельного соединения на последовательное и включения сопротивления последовательно с шуитовой обмоткой возбуждения. Недостатками таких способов являются большая длительность запуска и неполное использова.ние мощности аккумуляторных батарей.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что шунтовую обмотку включают параллельно последовательно соединенным батареям, а сопротивление в цепи шунтовой обмотки увеличивают по мере увеличения скорости вращения стартера-генератора. Это позволяет повысить надежность за-пуска в различных климатических условиях.
Па чертеже показа.на схема устройства, реализующего -предлагаемый способ.
Перед началОМ запуска замыкают контакты выключателя /, при этом электропитание поступает па обмотки конта1КторО(В 2 и J и аккумуляторные батареи 4 и 5 подключаются к бортсети 6. Включением выключателя 7 подают электропитание в блок 8, объединяющий программирующее устройство и ко,ммутационную аппаратуру. Нажимают кнопку «Запуск 9 и удерживают в течение 1-2 сек, при этом электропитание поступает на программирующее устройство блока 8, которое вступает в работу. По сигналу от программирующего устройства электропитание поступает на контакторы 10 и 11, которые переключаiOT аккумуляторные батареи с параллельного соединения (24 в) на последовательное (48 0). Одновременно питание подается на контактор J2, который подключает якорь стартера-генератора (стартера) 13 к щине запуска 14 через пусковые сопротивления 15 и J6. В то же время питание поступает на реле 17, 18 Е 19, при этом шунтовая обмотка возбуждения подключается к шине запуска. Стартер-генератор начинает вращаться и постепенно увеличивает скорость вращения ротора двигателя 20. Через некоторое время шунтируют контактором 21 сопротивление 16, а затем контактором 22 сопротивление 15. Скорость враще п-1я ротора двигателя еще более увеличивается. При дальнейщем повышении скорости вращения в работу вступает турбина, в результате чего уменьшается момент сопротивления на валу стартер а-генератор а.
Для форсирования последующих этапов запуска, характеризующихся неустойчивой работой турбины, подают сигнал с програ.ммирующего устройства .на реле 23, которое, размыкая свои н. з. контакты, включает в
цепь шунтовой обмотки возбуждения два параллельно соединенных сопротивления 24 и 25, при этом скорость аращения стартерагенератора возрастает. Затем отжлючают реле /Р и в цепи шунтавой обмотки возбуждения остается включенным только одно сопротивление 24, что приводит к дальнейшему увеличению скорости аращения стартера-генератора. По сипналу от программирующего устройства реле 18 раз.мыкает свои контакты и в цепь шунтовой обмотки возбуждения включает еще одно сопротивление 26. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и увеличению избыточного ди.намичеакого крутящего момента на валу стартера-генератора. По достижении нужной скорости вращения центробежный выключатель 27 осуществляет отключение питания блока 8, и все функциональные элементы схемы занимают исходное состояние.
Следует отметить, что хотя в приведенной схеме используется ступенчатое увеличение
сопротивления в цепи шунтовой обмотки возбуждения, величина сопротивления на каждой ступени выбирается так, чтобы при этом его увеличение П1роисходило, примерло, -линейно по ;Мвре увеличей-ия скорости -вращения Стартера-генератора.
Предмет изобретения
Способ управления стартером-генератором для запуска газотур:биН(НОго двигателя путем переключения айку.муляторнЫХ батарей с параллельного соединения на последовательное и включения сопротивления последовательно с шунтовой обмоткой возбуждения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запуска в ра,злич1ных климатических условиЯХ, шунтовую обмотку включают параллельно последовательно соединенным батареям, а сопротивление в цепи шунтовой обмот,ки увеличивают по мере увеличения скорости вращения стартера-генератора.
г-
27
--аj -0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО | 1965 |
|
SU171466A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2119593C1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГОСГОРАНИЯ | 1965 |
|
SU176748A1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПОРОШКОВЫЛ\ СЦЕПЛЕНИЕМАВТОМОБИЛЯ | 1962 |
|
SU149311A1 |
Схема управления стартером-генератором | 1977 |
|
SU941413A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ НИЗКОВОЛЬТНЫХ ЦЕПЕЙ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2166439C2 |
Устройство для запуска стартергенератора транспортного средства | 1980 |
|
SU1001425A1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТАНКА | 1996 |
|
RU2106516C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ | 1992 |
|
RU2042541C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1972 |
|
SU419145A1 |
Даты
1974-02-15—Публикация
1972-06-09—Подача